1. Теоретические взгляды на международные отношения французских историков п.Ренувена и ж.-б.Дюрозеля
Весьма характерным примером являются теоретические представления о международных отношениях двух видных французских историков академика П. Ренувена и его ученика, профессора Ж.-Б.Дюрозеля. Разумеется, их подход уже в силу жанра не вполне совпадает с тем, что принято называть на Западе "наукой международных отношений" и что подразумевает междисциплинарные исследования социологов и политологов. Однако, собрав богатейший фактический материал по истории международных отношений, П.Ренувен и Ж.-Б.Дюрозель невольно пришли к обобщениям, которые носят характер теоретических представлений о развитии международных отношений. Они изложили их в изданном отдельным томом "Введении" к "Истории международных отношений" П.Ренувена.
Сами авторы скромно ограничили замысел "Введения" задачами "представить некоторый материал и темы для размышлений теоретикам международных отношений", которыми они себя не считали. Так же, как и Раймон Арон, П.Ренувен и Ж.-Б.Дюрозель рассматривают международные отношения с классических позиций, концентрируя внимание на "действии государств, находящихся в центре международных отношений". Но, в отличие от автора "Мира и войны между нациями", они не ограничивали изучение их дипломатическо-стратегической сферой и поставили цель "обнаружить влияния, которые определяют развитие сферы дипломатического действия". В итоге П.Ренувен и Ж.-Б.Дюрозель сформулировали следующий подход:
1) развитие международных отношений обусловлено группой факторов, названых ими "глубинными силами";
2) развитие их не предопределено абсолютно, поскольку оно осуществляется людьми, поэтому огромную роль играет деятельность государственных руководителей, способных оказать самостоятельное влияние на ход международных отношений.
Авторы, таким образом, очертили понятие "глубинные силы": "Географические условия, демографические процессы, экономические и финансовые интересы, черты коллективной психологии, крупные эмоциональные потоки - вот какие глубинные силы определили рамки отношений между человеческими группами и в значительной мере обусловили их характер''.
Далее они объясняли, при каких условиях эти отношения испытывают влияние деятельности государственного лидера: "Когда он обладает либо интеллектуальной одаренностью, либо твердым характером, либо темпераментом, который позволяет ему выйти за обычные рамки, тогда он может попытаться изменить игру глубинных сил и использовать их в своих собственных интересах". Вот почему, заключают П.Ренувен и Ж.-Б.Дюрозель, “изучать международные отношения, не принимая в расчет личные взгляды, методы, эмоциональные реакции государственного деятеля, значит игнорировать важный фактор, иногда основной".
Они попытались разработать типологию характеров государственных деятелей, выделив наиболее существенные, с их точки зрения, качества личности ("эмоциональный" тип, “активный", "боевой", "харизматический", т.е. внушающий народу безграничную веру в свою личность и ее историческую миссию). Косвенно П.Ренувен и Ж.-Б.Дюрозель оспаривали теорию рационального принятия внешнеполитических решений, поскольку, с их точки зрения, оценки ставок и риска во внешней политике в основном зависят от субъективных качеств лидеров.
В целом их подход отмечен подчеркнутым отказом устанавливать иерархию факторов, влияющих на международные отношениям "В действительности различные влияния, обусловливающие эволюцию международных отношений, роль экономических, финансовых и эмоциональных влияний и импульсное воздействие, оказываемое волей правящих лиц, противодействуют друг другу или взаимодействуют согласно условиям, бесконечно различающимся в зависимости от времени и пространства. Следовательно, историк, когда он ищет объяснения, должен каждый раз изучить в плане рабочей гипотезы роль каждого из влияний. Он то приходит к выводу о решающем влиянии экономических или демографических сил (это чаще случается при изучении изменений большей протяженности во времени), то выделяет силы чувств или духовные силы, действие которых особенно ощутимы в международных кризисах, где бушуют страсти, то приходит к выводу о решающей роли индивидуальных инициатив".
Намеренно избегая жестких схем и анализируя каждую конкретную ситуацию, исходя из конкретных данных, П.Ренувен и Ж.-Б.Дюрозель в этом смысле сблизились с методологическими позициями Р.Арона. Собственно говоря, отказ от строгой приверженности определенной методологии, их критика "упрощенческих схем" составляют характерную черту французских исследований в социальных науках, отражающую особенности исторически сложившегося национального стиля мышления.
Если применить к теоретическому подходу П.Ренувена и Ж.-Б.Дюрозеля критерии, по которым размежевались американские "традиционалисты" и "модернисты", то по научному инструментарию он, безусловно, относится к разряду традиционных. Так же как и "политические реалисты", П. Ренувен и Ж.-Б.Дюрозель считали, что существуют факторы, определяющие развитие международных отношений. Но, в отличие от "реалистов", ценивших в "силе" в основном ее военно-экономическое выражение, они предположили существование многих "глубинных сил", имеющих гораздо более разнообразное происхождение и выражение. Но поскольку с точки зрения П.Ренувена и Ж.-Б.Дюрозеля воздействие "глубинных сил" опосредовано субъективными факторами (деятельность государственных лидеров), анализ международных отношений нуждается в наблюдении множества пересекающихся влияний.
То есть в данном отношении рассуждения их развивались в духе "модернизма". В своей более поздней работе “Любая империя погибнет: теоретическое видение международных отношений"xlvi (1982) Ж.-Б.Дюрозель еще более четко доказывает, что для того, чтобы избежать односторонних упрощений, наука международных отношений должна развиваться "эмпирически".
Французские авторы и не ставили цель создать законченную теорию, а предложили богатый исторический материал для теоретических построений. Сравнивая их научное творчество с творчеством Раймона Арона, можно сказать, что П.Ренувен и Ж.-Б.Дюрозель пришли от истории к социологии и философии, а Раймон Арон наоборот. Если можно назвать жанр, в котором работал Раймон Арон, исторической социологией, то методологию П.Ренувена и Ж.-Б.Дюрозеля - социологической историей. Ценность подобных работ для теоретических исследований заключается в большом количестве квалифицированно проанализированных исторических данных, необходимых для формулировки и уточнения гипотез с помощью исторических аналогий.
- От автора
- Введение
- Часть первая история теорий
- Глава I война и мир в политической философии античности, средневековья и возрождения
- 1. Античные истоки идей войны и мира
- 2. Христианство и средневековые представления о христианском миропорядке
- 3. Международный порядок в политической философии проторенессанса и эпохи возрождения: от утопизма данте к реализму макиавелли
- Глава II европейская миротворческая традиция и развитие международного права в политико-правовой мысли XV-XVIII вв
- 1. Эразм ротгердамский, ф. Де виториа, ф. Суарес, г. Гроций
- 2. Идея универсальной международной организации э. Крюсе
- 3. Идеи д. Локка по вопросам мира и войны
- 4. План в. Пенна
- 5. Проект "вечного мира" ш-и. Де сен-пьера
- 6. План "европейского мира" и. Бентама
- 7. Рассуждение о мире и войне в. Ф. Малиновского
- 8. Идеи "вечного мира” и всемирной федерации и. Канта
- Глава III "классические" подходы к изучению международных отношений в XVI-XVIII вв
- 1. Теория государственного суверенитета жана бодена
- 2. Рассуждения т. Гоббса об "анархическом” состоянии международного сообщества
- 3. Концепция равновесия сил: лорд болингброк, э. Де ватгель, д. Юм
- 4. "Суждение о вечном мире” ж.-ж. Руссо
- Глава IV международные отношения в революционном мировоззрении конца XVIII - начала XIX вв
- 1. Идеи "декларации независимости” соединенных штатов америки
- 1. Идеи французской революции 1789 г.
- 3. Немецкий "бумеранг" французской революции: отражение идей "прав человека" и национального суверенитета в философии фихте и гегеля
- Теории XIX - начала XX вв
- 1. Теория войны к. Фон клаузевица
- 2. Взгляды к. Маркса и ф. Энгельса на международные отношения
- 3. От географического детерминизма к концепциям геополитики (1ш. Монтескьё, ф. Ратцель, X. Маккиндер, а. Мэхэн, р. Челлен, к. Хаусхофер)
- 4. Марксистская теория империализма и ее вариации (р. Гильфердинг, р. Люксембург, к. Каутский, н. Бухарин, в. Ленин)
- 5. "Теория” внешней политики в. Ленина
- 6. "Четырнадцать принципов" в. Вильсона
- Часть вторая становление науки международных отношений после второй мировой войны
- Глава I "политический реализм”
- 1. Англо-американская школа “политического реализма” и ее идейные истоки
- 2. Концепция г. Моргентау
- 3. Дипломатико-стратегический подход раймона арона
- Глава II формирование "модернистских" направлений
- 1. ”Традиционализм" и "модернизм"
- 2. "Теория поля" куинси райта
- 3. Системный подход мортона а. Каплана
- 4. Характерные особенности “модернистских" исследований в конце 50-х - 60-е годы
- 5. Применение системного подхода
- 6. Использование кибернетических схем в системном подходе
- 7. Трудности применения математических сродств в политологии
- 8. Примеры применения математических средств в моделировании военных конфликтов и гонки вооружений (модель л.Ричардсона)
- 9. Игровые модели
- Глава Ill основные теоретические направления "модернистских" исследований
- 1. Общая теория конфликта
- 2. Теория интеграции
- 3. Теория принятия внешнеполитических решений
- 4. Теория игр
- 5. "Дилемма заключенных"
- 6. Дилемма безопасности
- Глава IV другие зарубежные теории
- 1. Теоретические взгляды на международные отношения французских историков п.Ренувена и ж.-б.Дюрозеля
- 2. Системные представления о внешней политике; "предтеория” д. Розенау
- 3. Теория "накопления во всемирном масштабе” с.Амина
- 4. Теория "структурного насилия" й.Галтунга
- Часть Ill развитие исследований международных отношений в 70-80-е годы
- Глава I
- От "реализма" и "модернизма" к постбихевиоризму и глобальному моделированию
- 1. Наступление постбихевиоризма
- 2. Измерение “мощи” государств
- 3. Отражение в исследованиях глобальных проблем и новые взгляды на международные отношения
- 4. Модели мирового развития
- 5. Критический анализ международной политики г.Киссинджера с.Хоффманом
- Глава II новейшие подходы и направления в западных исследованиях международных отношений и мировой политики
- 1. Классификация направлений
- 2. Неореализм и неолиберализм в tеoрии международных отношений: границы сближений и суть различий
- 3. Идея "конца истории” ф.Фукуямы
- 4. Концепция "столкновения цивилизаций" с.Хантингтона
- Глава Ill. Советские исследования
- 1. Марксистско-ленинский подход и основные итоги теоретического изучения международных отношений в ссср: от "холодной войны” до "перестройки” м.Горбачева
- 2. "Новое политическое мышление"
- Примечания
- Библиографический список
- Приложение ¹ 1 сравнение объема внп 60 стран и 40 многонациональных корпораций.
- Приложение №2 двадцать сильнейших стран, выбранных по пяти параметрам мощи
- Численность верующих основных мировых религий
- Факторы сотрудничества государств (индексы корреляции).
- Содержание
- Часть первая. История теорий
- Глава I. Война и мир в политической философии античности, средневековья и возрождения
- Глава II. Европейская миротворческая традиция и развитие международного права в политико- правовой мысли XV-XVIII вв
- Глава IV. Международные отношения в революционном мировоззрении конца XVIII начала XIX вв
- Глава V. Теории XIX - начала XX вв
- Часть вторая. Становление науки международных отношений после второй мировой войны
- Глава 1. "Политический реализм"....................................................................115
- Глава II. Формирование "модернистских" направлений
- Глава III. Основные теоретические направления "модернистских"
- Глава IV. Другие зарубежные теории.................................................... 176
- Часть III. Развитие исследований международных отношений в 70-е - 80-е годы
- Глава I. От "реализма" и "модернизма" к постбихевиоризму и глобальному моделированию
- Глава II. Новейшие подходы и направления в западных исследованиях международных отношений и мировой политики
- Глава III. Советские исследования