logo
книга2

4. План в. Пенна

В 1693 г. в Лондоне был опубликован проект организации Европы с очень длинным названием: "Опыт о настоящем и будущем мире в Европе путем создания европейского Конгресса, Парламента или Палаты государств". Его автор Вильям Пенн (1644-1718) - один из руководителей квакерского движения и основатель английской колонии в Северной Америке, впоследствии названной в его честь Пенсильванией, предпослал своему сочинению эпиграф, составленный цитатами из Библии и Цицерона: "Блаженны миротворцы" (Евангелие от Матфея, 5, 9); "Пусть оружие уступит место тоге" (Цицерон). В. Пенн предложил свой проект в разгар очередной европейской войны 1688 - 1697 гг.26, когда, по его словам, "надо было быть не человеком, а статуей из меди или камня, чтобы оставаться бесчувственным, наблюдая кровавую трагедию''27. В истории политической мысли труд В. Пенна замечателен тем, что в нем впервые обосновывалось устройство Европейского парламента, который будет создан два с половиной столетия спустя в рамках Римского договора 1957 г. об образовании Европейского экономического сообщества. Интересны замечания В. Пенна о психологических причинах войны, когда "в условиях мира - таково несчастье человечества - мы слишком часто испытываем пресыщение, подобное тому, как полный желудок не переносит сладости''28. Квакер-пацифист, В. Пенн реалистически смотрел на историю войн, отмечая, что "агрессоры гораздо больше побуждаются честолюбием, захватническими притязаниями господствовать, чем сознанием права''29. Право, приобретенное завоеванием, рассматривалось им "с нравственной точки зрения сомнительным''30. Политический же реализм В. Пенна вынуждал его признать, что "завоевание, подтвержденное договором и заключением мира, является приемлемым правовым установлением", хотя и "искусственным", но обеспечивающим "надежность более важных правовых понятий''31. Он обратил внимание на до сих пор сталь непростую в международной теории и практике вещь: "С какого времени эти понятия должны иметь силу или как далеко назад мы можем идти, чтобы принять их или отвергнуть?"32.

В. Пенн-христианин верил, что "из любви к миру и порядку” правители должны собраться на всеобщем Конгрессе, в Палате государств или в Парламенте и предложить послать туда 70 представителей от европейских государств сообразно "ценности территории, в которую включаются все доходы в целом, в том числе и правителей". Получалось, что Германская империя должна была послать 12 представителей, Франция - 10, Испания - 10, Италия - 8, Англия - 6, Португалия - 3, Швеция - 4, Польша - 4, Дания - 3, Венеция - 3, семь голландских провинций - 4, тринадцать швейцарских кантонов - 2, герцогство Голштинское и Курляндское - 1. Как говорилось в проекте, "если же будут приняты также турки и московиты, было бы достойно и справедливо, если бы они послали еще по десять человек”, и "всего было бы девяносто''33.

Автор проекта подробно расписывал порядок заседаний Палаты государств, хитрый порядок хранения документов, на каких языках должны вестись заседания (латинском или французском), даже учитывал, что "зал заседания должен быть круглым и иметь различные двери для входа и выхода с целью предупреждения обид". Доказательно отводились возможные возражения против данного плана и, напротив, говорилось о реальных выгодах, вытекающих из него, среди коих назывались "предотвращение обильного пролития человеческой, христианской крови" и восстановление доброго имени христиан "в глазах нехристианских народов", избавление от военных расходов и развитие науки и образования. Любопытно, что последним называлось "еще одно очевидное преимущество": Государи "должны были выбирать себе в жены тех, кого они любят, а не руководствоваться выгодой или низкими побуждениями, редко порождающими и сохраняющими ту доброжелательность, которая должна царить между мужем и женой''34. В. Пенн утверждал: "Какая ненависть, какая кровная вражда, сколько войн и опустошений в течение столетий порождалось антипатией государей и их жен"35. Квакер-пацифист, мягко говоря, не пренебрегал вниманием к матримониальным делам как фактору международных отношений, но он и не терял из виду фактор силы: "И если какая-либо держава, участвующая в этом верховном органе, откажется подчиниться его желаниям и требованиям или не станет дожидаться и в точности исполнять принятое им решение, если она вместо этого прибегнет к помощи оружия или станет откладывать выполнение решения за пределы установленного срока, то все другие державы, объединенные в единую силу, должны принудить ее к подчинению и соблюдению решений с возмещением ущерба, нанесенного пострадавшей стороне, и с оплатой издержек тех держав, которые принудили ее подчиняться"36.

Кстати говоря, В. Пенн считал, что "образование этой Европейской Лиги, или конфедерации", приведет к утрате государствами их суверенитета, "и если это называется ослаблением их мощи, то только в том смысле, что большая рыба более не может пожирать малую и что любая держава равным образом защищена от несправедливости и сама не способна совершать их"37.

Наполненный тонкими рассуждениями план В. Пенна, несмотря на критику автором сомнений по поводу реальности его осуществления, все же страдал приблизительно теми же иллюзиями, которые Жан-Жак Руссо увидит три четверти века спустя в проекте "вечного мира" аббата де Сен-Пьера.