logo
213725_5CD06_shpory_mezhdunarodnaya_integraciya

50. Взаимоотношения между ес и нато: проблемы и перспективы.

Тема взаимоотношений двух крупнейших западных структур – ЕС и НАТО – всегда была болезненной, даже в кажущиеся сейчас далекими времена «холодной войны». Тогда страх перед тем, что называлось советской угрозой, сплачивал западные страны и их организации, заставлял забыть противоречия и разногласия во имя решения более важных общих задач.

Задача США и НАТО состоит в том, чтобы заставить европейцев больше денег расходовать на оборонные нужды, сняв основную нагрузку с Вашингтона, но при этом не проявлять излишней самостоятельности. А в ЕС понимают: Союз и входящие в него страны могут оставаться экономическим гигантом, но он не обретет политического веса, не подкрепив свою нынешнюю реальную мощь соответствующими военно-политическими инструментами. Отсюда – требование общей внешней политики и политики безопасности, что предполагает преодоление национальных интересов в этих сферах и более высокий уровень интеграции.

Некоторые круги желают, чтобы НАТО и ЕС сохраняли дистанцию друг от друга. Сторонники такой точки зрения считают, что более тесные отношения НАТО и ЕС обернутся слишком большим влиянием США.

Одним из примеров успешного сотрудничества НАТО и Европейского союза в области безопасности стало Охридское рамочное соглашение, направленное на предотвращение войны в бывшей Югославской Республике Македонии. В феврале 2001 года, в разгар межэтнических распрей между силами безопасности страны и вооруженными албанскими повстанцами, НАТО и Европейский союз координировали проведение переговоров, в результате которых в августе 2001 года было заключено Охридское соглашение.

Партнерские отношения на глобальном уровне заложат, вероятно, традиции сотрудничества в области безопасности между Североатлантическим союзом и иными структурами и организациями, снизят недопонимание и неправильное представление, а также усовершенствуют знание региональной специфики, которое имеет столь важное значение при определении эффективных мер безопасности и формы реагирования на существующие и зарождающиеся угрозы. На фоне растущего оперативного взаимодействия с географически удаленными глобальными партнерами сотрудничество между ЕС и НАТО должно стать стержнем сильного евроатлантического сообщества.

Необходимо положить конец подобного рода соперничеству и прекратить проделывание двойной работы. Вместо этого надо поддерживать устойчивый диалог на предмет гармонизации военной трансформации и налаживания бесперебойного взаимодействия в области предварительного планирования, сил и средств, в сочетании с гибкими структурами связи.

В нескольких регионах НАТО и Европейский союз сталкиваются с аналогичными проблемами. В качестве примера можно привести Косово, где явно существуют возможности для принятия взаимодополняющих политических решений, а также создания новых связей сотрудничества. План, подготовленный Специальным представителем ООН Марти Ахтисаари, предусматривает: вместо присутствия ООН в Косово будет обеспечено присутствие ЕС; Силы для Косово, которыми руководит в настоящий момент НАТО и которые способствуют миру и стабильности, могут быть переданы под ответственность ЕС; ответственность за выполнение окончательного соглашения о статусе Косово будет возложена на Международного гражданского представителя ЕС.

Подводя итог, можно сказать, что перед НАТО и Европейским союзом стоят общие проблемы безопасности. Было бы логичным расширить сотрудничество в этой области, что приведет, скорее всего, к положительным результатам для обеих организаций. Есть возможности для дальнейшего развития и необходимо наметить новые направления сотрудничества.

36