17.Основные институты Европейского Союза.
Термином “институты” в праве Европейского Союза обозначаются руководящие органы данной организации, на которые возложено осуществление ее основных задач. Институты ЕС одновременно выступают в качестве институтов каждого из Европейских сообществ: Евро. сообщества, Евро. объединения угля и стали, Евро. сообщества по атомной энергии. Осн. источником, в котором закрепляется правовое положение институтов, служит Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. Каждый институт Союза имеет собственные правила, процедуры (внутренний регламент).
Осуществление задач, возложенных на Сообщество, обеспечивают 5 институтов:
- Европейский парламент;- Совет;- Комиссия;- Суд;- Счетная палата.
1)Европейский парламент - представительный институт Союза. Его члены (депутаты) избираются в государствах-членах прямым всеобщим голосованием. Срок полномочий Европарламента 5 лет; досрочный роспуск или самороспуск невозможен. Руководство работой Европарламента осуществляют его Председатель, избираемый на 2,5 года, Бюро, ведающее административными вопросами (включает Председателя и 14 вице-председателей, а также квесторов, заседающих с правом совещательного голоса), и Конференция председателей (орган политического руководства в составе Председателя Европарламента и председателей депутатских фракций). Как и в парламентах отдельных государств, в Европарламенте функционируют постоянные комиссии по различным вопросам. Европарламент имеет также право создавать временные комиссии, в том числе следственные. Европейский парламент работает на сессионной основе.
Основные полномочия Европарламента:
-участие в законодательном процессе. Европейский парламент совместно с Советом участвует в рассмотрении нормативных актов и других решений, проекты которых вносит, как правило, Комиссия.
-участие в принятии бюджета Европейского Союза (совместно с Советом);
-контроль за деят-ю др. органов и должностных лиц ЕС (прежде всего, за Комиссией);
-полномочия по формированию органов и назначению должностных лиц, в частности, вотум доверия Комиссии и ее Председателю, назначение Омбудсмана;
-санкционирование ряда важнейших м/н договоров ЕС;
-дача согласия на вступление в Европейский Союз новых государств-членов.
Совет Европейского Союза (Совет) включает представителей правительств государств-членов ЕС на министерском уровне. В зависимости от того, какие министры участвуют в заседаниях Совета, принято различать “общий Совет” и “специальный Совет”. Членами “общего Совета” являются министры иностранных дел, “специального Совета” - отраслевые министры. Пост Председателя Совета поочередно, в течение 6 месяцев, занимают государства-члены Европейского Союза. Министры и иные должностные лица государства-председателя руководят работой заседаний Совета и его вспомогательных органов. Председатель Совета также выступает официальным представителем Европейского Союза в целом по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. В структуре Совета функционирует множество различных комитетов. Наиболее важный среди них - Комитет постоянных представителей. Совет созывается на заседания его Председателем и работает на непостоянной основе. Решения по всем основным вопросам принимаются принципом квалифицированного большинства. Совет является носителем прежде всего законодательной власти, принимает самостоятельно или совместно с Европарламентом регламенты, директивы и другие правовые акты. Совет также располагает полномочиями в сфере исполнительной власти, в частности, может в определенных случаях налагать штрафы на государства-члены. Также Совет заключает международные договоры от имени ЕС, принимает меры в рамках общей внешней политики и политики безопасности.
Европейская комиссия (Комиссия Европейских сообществ, Комиссия)- институт Европейского Союза, сходный по своей структуре и выполняемым функциям с правительством государства. Комиссия состоит из двадцати человек: Председателя, двух его заместителей и семнадцати других членов комиссаров, отвечающих, подобно министрам, за конкретные отрасли управления (комиссар по вопросам внутреннего рынка, по внешним сношениям и т.д.). Комиссия работает на постоянной основе. Ее официальное место нахождения - г. Брюссель.
Функции и полномочия Комиссии принято разделять на три группы:
1.Комиссия, во-первых, играет роль “двигателя” Европейских сообществ и Союза. От нее исходит большинство законопроектов, вносимых на утверждение Европарламента и Совета; 2.в качестве “хранителя” права Европейского Союза Комиссия следит за соблюдением его предписаний как государствами-членами, так и частными лицами (главным образом, крупными компаниями); 3.как исполнительный орган Комиссия осуществляет разнообразную по своему характеру деятельность, связанную с текущим управлением общественной жизнью: проводит инспекции и проверки, санкционирует определенные действия государств-членов и предприятий, ведет переговоры о заключении международных договоров, исполняет бюджет, издает акты делегированного законодательства и др.
Суд Европейских сообществ (Суд) - институт судебной власти ЕС. Суд включает 15 судей, назначаемых правительствами государств-членов по общему согласию сроком на 6 лет (по одному судье от каждого государства). Членами Суда являются также генеральные адвокаты (всего их 8), которые проводят независимое расследование поступающих в Суд дел и представляют Суду по ним свое заключение. Суд работает на постоянной основе.
Юрисдикция Суда складывается из нескольких самостоятельных категорий дел. Главные среди них:
дела искового производства - иски к государствам-членам, институтам Союза, к юридическим и физическим лицам; преюдициальные запросы, которые подаются национальными судами на предмет толкования учредительных договоров и нормативных актов ЕС или с целью проверки соответствия актов институтов учредительному договору Европейского сообщества. Существует также второй судебный орган - Суд (или Трибунал) первой инстанции, который формально не считается самостоятельным институтом. Трибунал включает 15 судей (генеральных адвокатов здесь нет) и рассматривает по первой инстанции иски, подаваемые к институтам Союза физическими и юридическими лицами, а также служебные споры (споры с участием лиц, состоящих на гражданской службе у Европейских сообществ). Решения Трибунала в кассационном порядке могут быть обжалованы в Суде.
Европейская счетная палата была создана в 1977 г., а в 1992 г. признана пятым институтом Европейского Союза. Она состоит из 15 независимых аудиторов (по одному от каждого государства-члена), назначаемых на должность Советом Европейского Союза. Основная функция Счетной палаты - контроль за исполнением общего бюджета ЕС посредством аудиторских проверок, заключений и инспекций. Счетная палата осуществляет проверки как по собственной инициативе, так и по запросам от других институтов Союза.
- 1.Понятие интеграции. Интеграционные объединения и международные организации.
- 2.Основные формы многосторонних объединений в истории Европы (античность, средние века, новое время).
- 3.Особенности многосторонних отношений между мировыми войнами.
- 4.Активизация интеграционных процессов после II мировой войны.
- 5.Теоретические концепции интеграции (функционализм и неофункционализм, либеральный институционализм).
- 6.Квазиинтеграционные процессы.
- 7.Принцип государственного суверенитета и процесс интеграции.
- 8.Теория взаимозависимости государств.
- 9.Виды интеграции, их особенности.
- 10.Основные этапы экономической интеграции.
- 11.Институционально-правовые основы интеграционных объединений (по выбору).
- 12.Общая характеристика одного из важнейших интеграционных
- 13.Соотношение экономической, политической и военной интеграции.
- 14.Проблема неравномерности развития государств в рамках интеграционного объединения.
- 15.Проблема однотипности экономик государств-членов интеграционного объединения.
- 16. Расширение ес: проблемы и перспективы.
- 17.Основные институты Европейского Союза.
- 18.Европейские субрегиональные интеграционные объединения.
- 19.Включение сша в интеграционный процесс в Северной Америке.
- 20.Взаимозависимость государств в рамках нафта.
- 21.Интеграция и дезинтеграция на территории бывшего ссср.
- 22.Создание субрегиональных объединений в рамках снг: причины и перспективы.
- 23.Особенности интеграционных процессов в различных регионах мира (Латинская Америка).
- 24.Особенности интеграционных процессов в различных регионах мира (Азиатско-Тихоокеанский регион).
- 25.Арабская интеграция: история и современность.
- 26.Концепция устойчивого развития и деятельность м/н организаций.
- 27.Классификация международных многосторонних структур. Классификация по кругу участников:
- Классификация по выполняемым функциям:
- Классификация по порядку приёма новых членов:
- Классификация по компетенции (сфере деятельности):
- 28.Роль оон в современных международных отношениях.
- 29.Проблема реформирования оон на современном этапе.
- 30.Главные органы оон.
- 31.Специализированные и вспомогательные учреждения оон.
- 32.Научно-исследовательские и учебные учреждения оон.
- 33.Глобализация и её влияние на деятельность международных организаций.
- 34.Основные направления деятельности европейских региональных организаций.
- 35.Многосторонние режимы в современном мире.
- 36. Субрегиональные международные организации.
- 37.Взаимодействие оон и региональных международных организаций.
- 38. Региональные организации в системе международных отношений.
- 39. Неправительственные организации: понятие и специфика деятельности.
- 40.Взаимодействие правительственных и неправительственных организаций.
- 41. Оон и международные миротворческие операции.
- 42.Нато: история создания и роль в современном мире.
- 43.Расширение нато и Российская Федерация.
- 44.Гуманитарная деятельность международных организаций.
- 45. Международные финансово-экономические организации.
- 46.Организация экономического сотрудничества и развития: основные направления деятельности на современном этапе.
- 47. Всемирная Торговая организация и её роль в современном мире.
- 48. Оон и вто: соотношение функций.
- 49. Российская Федерация и Всемирная торговая организация.
- 50. Взаимоотношения между ес и нато: проблемы и перспективы.