13. Политическая борьба в Стортинге в 1930-е гг.: политические блоки, правительства т. Нюгордсволла и их социально-экономический курс.
Выборы 1933 г. принесли крупную победу социал-демократам. Сельскохозяйственные рабочие, рабочие лесной промышленности и мелкие крестьяне поддержали программу НРП. На стороне НРП были и многочисленные безработные. Непримиримое отношение НРП к норвежским фашистам-квислингонцам способствовало сплочению вокруг нее подавляющей части организованного рабочего класса.
Однако буржуазное большинство в стортинге после выборов-1933 г. сохранилось. Сформированное после выборов новое правительство Мувинкеля продолжало проводить пассивную экономическую политику в духе традиционного либерализма. Другие пар-тип склонялись к принятию более широких антикризисных мер, В частности, "Буннепарти" требовала полного пересмотра экономического курса, ссылаясь на тяжелые последствия кризиса для сельского населения. Однако партия колебалась в определении-тактических путей такого пересмотра. Летом 1934 г. она вела тайные переговоры с правоэкстремистскими группами, включая "Нашунал самлинг" Квислинга, о создании "национального блока". Спустя полгода она стала склоняться к поддержке программы НРП в обмен на проведение аграрной политики, соответствующей линии "Буннепарти".
В 1935 г. на основе компромисса с "Буннепарти" Норвежская рабочая партия сформировала правительство парламентского большинства во главе с Ю. Нюгорсволлом. Правительство добилось выделения значительных средств для осуществления мер по борьбе с кризисом. Был учрежден фонд для поддержки предприятий, созданы государственный промышленный банк, специальная государственная комиссия для планирования работы новых предприятий, централизован сбыт зерна, молока, рыбы. Был принят закон о создании государственного фонда для выравнивания местных налогов, улучшивший экономическое положение коммун; создан специальный комитет по социальным вопросам, приступивший к разработке пенсионного и трудового законодательства; был значительно улучшен и расширен закон об охране труда.
В 1937 г. правительство приняло меры к увеличению производства в промышленности, обслуживающей внутренний рынок, а также к расширению научно-технических исследований. Было создано министерство промышленности, усилен контроль над трестами. За счет отчислений от доходов предприятий в промышленности были организованы специальные фонды, призванные улучшить обеспечение предприятий, а также рабочих и служащих в периоды экономических затруднений и спада производства.
С весны 1935 г. Норвегия стала постепенно выходить из кризиса, что в конечном счете объяснялось общим улучшением мировой экономической конъюнктуры. Гонка вооружений в Европе повышала спрос на норвежское стратегическое сырье – целлюлозу, цветные металлы, продукцию химической промышленности. Промышленное производство возросло с 1935 по 1939 г. на 23%67. Стоимость норвежского экспорта увеличилась на треть, доход от судоходства – на две трети. Повысились цены на сельскохозяйственные товары.
Сокращение безработицы.
В 1936 г. был принят и новый закон о пенсиях для престарелых, однако пенсии выплачивались лишь лицам, достигшим 70 лет и не имевшим никаких источников дохода. Минимальный размер пенсии составлял 480 крон в год в городской и 360 крон в сельской местности, причем коммуны могли за свой счет повышать эти размеры.
В 1935 г. были разработаны правила урегулирования трудовых конфликтов, закрепленные в форме "основного соглашения" между Союзом предпринимателей и ЦОПН. Была создана такая процедура переговоров по вопросам неправового характера (т. е. не связанным с толкованием коллективного договора – функцией трудового суда), которая затрудняла открытый конфликт и позволяла обойтись без государственного вмешательства.
Лидеры Рабочей партии и ЦОПН делали все возможное, чтобы предотвратить открытые выступления рабочих и этим, как откровенно пишет реформистский историк Д. Филип, "лишить буржуазию оснований для обвинения правительства в неспособности сохранить мир в обществе"72. Несмотря на все усилия реформистской пропаганды, забастовочная борьба по-прежнему носила весьма острый характер. В 1937 г. прошли крупные стачки транспортных, сельскохозяйственных рабочих и рабочих лесной промышленности. Правда, социал-демократы сумели предотвратить всеобщие забастовки, но тем не менее число конфликтов в 1936-1939 гг. было весьма значительным.
14. Социально-экономическое развитие Дании перед Первой мировой войной.
В Дании: постепенно религиозные, цеховые, профессиональные общества охватывают страну. Кооперативное движение. Во многом соц требования реализовывались в эк борьбе (формирование датскаго парламентаризма, Венстре). Свободный доступ к рынку. Мелких кооперативных предприятий не уничтожали. Архаичность налогов, они поземельные классического аграрного общества, кот уже не было. Отсталость налоговой системы, не было на прибыль, на добавочную стоимость.
Единственный крупный город - Копенгаген. Развитие траспортной системы приводит к тому, что и хутора и села становятся городами.
15. Первые итоги «смены режима»: проблемы партийного строительства и парламентаризма в Дании перед Первой мировой войной.
В августе 1914 г. правительство получило широкие полномочия для осуществления государственного регулирования экономики. Во-первых, это было сделано для того, чтобы устранить возможность дефицита товаров на внутреннем рынке, а во-вторых — во имя обеспечения нейтралитета, предполагавшего ограниченную торговую деятельность, которая удовлетворяла бы в равной степени потребности обеих воюющих сторон. Экспорт перешел под государственный контроль. Кроме того, правительство получило обширные возможности воздействия на развитие национальной экономики.
Одним из средств борьбы с резким ростом цен, происходившим с началом войны во всей Европе, стало введение потолка цен на продукты питания и товары повседневного спроса. Другим — экспроприация товарных складов и распределение сырьевых ресурсов с целью производства в первую очередь наиболее необходимой для страны продукции. И наконец, в последние военные годы, когда товарный дефицит достиг действительно больших размеров, было введено распределение продуктов питания и топлива по карточкам, опять же с целью обеспечения менее зажиточных слоев населения.
Все эти меры нашли отражение в так называемых августовских законах, полностью изменявших условия хозяйственной деятельности, основанной на либеральных принципах, и впоследствии ставшие предметом политических дискуссий. Эти законы, предоставлявшие широкие полномочия министру внутренних дел Ове Роде, были единодушно приняты парламентом в качестве меры, продиктованной войной, которая, как все еще надеялись, продлится недолго. Они просуществовали в течение пяти лет, но приобрели долгосрочное значение, поскольку доказали возможность государственного управления народным хозяйством и явились прологом сотрудничества между государственным аппаратом и головными организациями рынка труда, которое в различных формах продолжалось и в последующие десятилетия. Поскольку государственная администрация не обладала достаточными ресурсами для решения такой задачи, ее выполнение было возложено на Чрезвычайную комиссию, в состав которой входили политики и представители деловой элиты и рекомендации которой детально прорабатывались и профсоюзами, и работодателями.
Действие августовских законов не ограничивалось какими-либо сроками, и правительство собиралось частично сохранить государственное регулирование и по окончании войны. Однако, когда в 1919 г. встал вопрос о государственном займе, требовавшем одобрения в ландстинге, кабинету пришлось уступить давлению со стороны оппозиции и приступить к постепенному свертыванию государственного регулирования.
Однако вряд ли этот факт явился решающим для отказа от государственного вмешательства. Вся Европа стремилась вернуться к существовавшим до войны либеральным принципам торговли. Вера в то, что мировой рынок является локомотивом экономики, оставалась незыблемой, а меры, принятые в период войны, в общем и целом считались временными, вызванными необходимостью.
В Дании эти настроения получили и практическое воплощение, поскольку к власти вернулась партия «Венстре». Это произошло в результате выборов 1920 г., которые закончились катастрофическим поражением радикалов, сохранивших, правда, за собой ключевое положение в политике, но выбывших из числа крупнейших партий. Либералы и консерваторы получили большинство в обеих палатах парламента, и левые сформировали кабинет во главе с Нильсом Неергором.
Новый кабинет, однако, вскоре столкнулся с серьезными проблемами. В мае, когда он приступил к своим обязанностям, конъюнктура в мире была еще благоприятной. Необходимость восстановления хозяйства воевавших стран обещала широкие возможности сбыта; производство и цены росли. Но осенью 1920 г. стало ясно, что спрос не обеспечен соответствующей покупательной способностью, и цены рухнули. Для мировой экономики этот так называемый послевоенный кризис оказался столь же глубоким, как и тот, что разразился в 1929 г., но более кратковременным: уже в 1923 г. начался экономический подъем.
В Дании кризис затронул в первую очередь сельское хозяйство, а затем — ив наибольшей степени — городской сектор экономики, где уровень безработицы достиг опасного предела.
16. Рабочее движение в Дании и роль СДПД.
17. Особенности датского нейтралитета и внешнеполитическая доктрина Дании перед Первой мировой войной.
18. Дания в Первой мировой войне: борьба за сохранение нейтралитета.
19. Экономическое развитие Дании в 1914–1916 гг. и правительственный курс.
Главная же проблема заключалась в поддержании внешнеторгового оборота на достигнутом высоком уровне. Примерно третья часть произведенной в Дании продукции, в основном продукты питания, шла на экспорт, взамен страна импортировала жизненно необходимые для ее экономики уголь, другие сырьевые товары, искусственные удобрения и корма. Великобритания и Германия являлись крупнейшими торговыми партнерами Дании, и поэтому министр иностранных дел Эрик Скавениус при поддержке наиболее известных представителей датского делового мира предпринимал энергичные попытки убедить руководителей этих государств в том, что соблюдение норм международного права в торговле с нейтральными странами служит их собственным интересам. Наибольшую несговорчивость проявляла Англия, так как запрет на ввоз в Германию продуктов питания являлся частью стратегии западных держав. Однако более или менее благоприятной ситуация сохранялась лишь до 1917 г., затем она резко изменилась.
В августе 1914 г. правительство получило широкие полномочия для осуществления государственного регулирования экономики. Во-первых, это было сделано для того, чтобы устранить возможность дефицита товаров на внутреннем рынке, а во-вторых — во имя обеспечения нейтралитета, предполагавшего ограниченную торговую деятельность, которая удовлетворяла бы в равной степени потребности обеих воюющих сторон. Экспорт перешел под государственный контроль. Кроме того, правительство получило обширные возможности воздействия на развитие национальной экономики.
Одним из средств борьбы с резким ростом цен, происходившим с началом войны во всей Европе, стало введение потолка цен на продукты питания и товары повседневного спроса. Другим — экспроприация товарных складов и распределение сырьевых ресурсов с целью производства в первую очередь наиболее необходимой для страны продукции. И наконец, в последние военные годы, когда товарный дефицит достиг действительно больших размеров, было введено распределение продуктов питания и топлива по карточкам, опять же с целью обеспечения менее зажиточных слоев населения.
Все эти меры нашли отражение в так называемых августовских законах, полностью изменявших условия хозяйственной деятельности, основанной на либеральных принципах, и впоследствии ставшие предметом политических дискуссий. Эти законы, предоставлявшие широкие полномочия министру внутренних дел Ове Роде, были единодушно приняты парламентом в качестве меры, продиктованной войной, которая, как все еще надеялись, продлится недолго. Они просуществовали в течение пяти лет, но приобрели долгосрочное значение, поскольку доказали возможность государственного управления народным хозяйством и явились прологом сотрудничества между государственным аппаратом и головными организациями рынка труда, которое в различных формах продолжалось и в последующие десятилетия. Поскольку государственная администрация не обладала достаточными ресурсами для решения такой задачи, ее выполнение было возложено на Чрезвычайную комиссию, в состав которой входили политики и представители деловой элиты и рекомендации которой детально прорабатывались и профсоюзами, и работодателями.
Действие августовских законов не ограничивалось какими-либо сроками, и правительство собиралось частично сохранить государственное регулирование и по окончании войны. Однако, когда в 1919 г. встал вопрос о государственном займе, требовавшем одобрения в ландстинге, кабинету пришлось уступить давлению со стороны оппозиции и приступить к постепенному свертыванию государственного регулирования.
- 1. Проблема изоляционизма и нейтралитета во внешней политике Норвегии перед Первой мировой войной.
- 3. Рабочее и профсоюзное движение в Норвегии в первой половине XX века: становление, организационные формы, методы борьбы за интересы рабочих.
- 4. Норвегия в Первой мировой войне: проблема экономического развития страны и нейтралитет.
- 5. Норвегия в стратегических планах великих держав в Первой мировой войне.
- 6. Подводная война и конфликт с Германией. Проблема минных заграждений в Атлантике.
- 5 Августа 1916 пришлось заключить официальное межправительственное соглашение о том, что англичане будут покупать лишь ту часть рыбы, которая останется после удовлетворения нужд самих норвежцев.
- 8. Революционное движение в Европе 1917–1918 гг. И его влияние на Норвегию. Парламентские выборы 1918 года.
- 9. Послевоенный экономический кризис в Норвегии и последствия валютно-финансового кризиса первой половины 1920-х гг.
- 12. Мировой экономический кризис и Норвегия.
- 13. Политическая борьба в Стортинге в 1930-е гг.: политические блоки, правительства т. Нюгордсволла и их социально-экономический курс.
- 20. Политика гражданского мира и конституция 1915 года.
- 21. Общественное движение в Дании: рабочее движение, антивоенное движение, профсоюзное движение, синдикализм.
- 24. Политическая борьба в Дании в межвоенный период: проблема социального мира или углубления классовой борьбы.