logo
страновед

20. Политика гражданского мира и конституция 1915 года.

Новая июньская Конституция 1915 г.

В условиях начавшейся мировой войны соперничающие политиче­ские силы в Дании, как и в других странах, пришли к своего рода гражданскому согласию, в результате чего в 1916 г. правительство радикалов включило в свой состав по одному так называемому министру-наблюдателю от трех других партий: социал-демократи­ческой, «Венстре» и консервативной. Потепление политического климата создало условия для завершения затягивавшегося на про­тяжении многих предыдущих лет процесса принятия нового основ­ного закона. Конституция 1915 г. была принята при поддержке всех политических партий и, что весьма символично, подписана коро­лем 5 июня, в тот же день, что и первая Конституция 1849 г.

Согласно новому Основному закону, всеобщее избирательное право распространялось и на тех граждан, которые ранее были его лишены, то есть на женщин и на прислугу, не имеющую соб­ственного домашнего хозяйства. В отношении выборов в фольке­тинг был сделан определенный шаг к введению пропорциональ­ной системы за счет включения в правила выборов в одномандат­ных округах пункта об институте дополнительных мандатов, предоставлявшие преимущество именно «Венстре». Однако раз­ногласия по поводу избирательного закона все еще оставались, и в 1920 г. он вновь претерпел изменения, предполагавшие замену одномандатных округов региональными округами (амтами), в ко­торых несколько мандатов распределялись по пропорционально­му принципу.

Упразднялся предоставлявший привилегии некоторым катего­риям кандидатов закон о выборах в верхнюю палату парламента.

Отныне и на выборы в ландстинг распространялось действие все­общего избирательного права, а в качестве гарантий против из­лишнего вольнодумства увеличивался возрастной ценз избирате­лей, а срок полномочий его членов устанавливался в восемь лет. Упразднялось и право короля назначать часть членов верхней палаты, их места теперь занимали депутаты, назначенные депу­татами ландстинга предыдущего созыва. На практике эти правила позволили либералам и консерваторам удерживать большинст­во в верхней палате вплоть до 1936 г. До той поры для принятия тех или иных законов коалиционные правительства радикалов и социал-демократов вынуждены были идти на соглашение по меньшей мере с одной из оппозиционных партий.

В новом Основном законе появилось также положение о том, что поправки к конституции принимаются лишь в том случае, если на всенародном референдуме за них проголосует не менее 45% общего числа избирателей. Это положение не создало никаких проблем во время голосования по вопросу о воссоединении Шлезвига с Данией в 1920 г. А вот проекту нового основного закона, предпола­гавшему упразднение ландстинга и получившему одобрение со сто­роны значительного большинства, поскольку за него голосовали социал-демократы, радикалы и консерваторы, не хватило всего лишь нескольких голосов, чтобы преодолеть установленный порог.

В соответствии с принципами нового Основного закона в 1916 г. было ликвидировано неравенство в избирательном пра­ве, относящемся к выборам в советы амтов, а в 1919 г. прерогатива избрания бургомистров перешла от правительства к самим город­ским советам. В том же году произошло разделение между испол­нительной и судебной властью на низовом уровне, когда функции городского фогда были распределены между судьей и начальни­ком полиции. Вплоть до 1938 г. служба полиции оставалась в ос­новном в ведении коммунальных властей.