logo
Анализ культурной, правовой, экономической и технологической среды Португалии и Сингапура

1. Анализ культурной, правовой, экономической и технологической среды анализируемых стран

Анализируемые страны - Португалия и Сингапур.

Проблема изучения места Португалии в системе международных экономических отношений стала актуальной в связи с осознанием необходимости интеграции в мировую экономику и расширения экономического сотрудничества наших стран в области международной торговли и инвестиций.

Португальская Республика находится на юго-западе Европы, на Пиренейском полуострове. Столица государства - город Лиссабон. Географическое положение Португалии обусловило ее связи не только с Европой и Африкой, но и с восточным побережьем Южной Америки, а также с Азиатскими странами.

Население Португалии составляет около 10 млн. человек и ежегодно увеличивается достаточно быстрыми для европейской страны темпами. На португальском языке говорят более 200 млн. человек по всему миру.

Португалия (Португальская Республика - Republica Portuguesa) - конституционная республика. Действует конституция от 2 апреля 1976 года с последующими изменениями в 1982, 1989, 1992 и 1997 годов. Форма правления - парламентская демократия. Законодательный орган - однопалатный парламент (Ассамблея Республики), состоит из 230 депутатов, избираемых на всеобщих выборах на четырехлетний срок. Ассамблея принимает законы и утверждает бюджет. Исполнительная власть разделена между президентом и правительством во главе с премьер-министром (Жозе Мануэль Дурао Бароссо). Судебная власть представлена Верховным Судом, судьи назначаются пожизненно Высшим Советом Магистров.

Современная политическая ситуация в Португалии характеризуется значительной потерей правящей партией своих позиций в плане популярности и доверия со стороны населения. Социал-демократы наконец-то признали свои ошибки и вместо стандартных для партии предвыборных «золотых гор» не предложили на последних выборах практически никакой новой программы, обязуясь исправить все прошлые недоработки. «Мы ошиблись - голосуйте за нас», - примерно так звучали предвыборные призывы для многих португальцев и западных наблюдателей. Однако очередную победу Социал-демократической партии Португалии можно отнести к результатам исключительной пассивности, причем как со стороны других партий, так и избирателей (в голосовании участвовало только около 46% граждан).

Основная религия - христианство, в т.ч. римское католичество - 94%, протестантизм - менее 1%. В Лиссабоне и Порту есть иудейские общины (200 тыс. человек). Около 5% жителей страны признают себя атеистами.

Население Португалии живет главным образом в деревнях, хотя все больше людей перебирается в города в поисках работы. Прочие работают в портах или заняты в сфере туризма.

Политическая ситуация в стране стабильна. Возникшие в недавнем времени у населения антиправительственные настроения, скорее всего, исчезнут после проведения социал-демократами запланированных экономических и других реформ.

Португалия с 1 января 1999 года вступила в ЕВС. С начала 2002 года все операции на территории государства осуществляются исключительно в евро.

Португалия за последние несколько лет превратилась в многосекторную развитую и ориентированную на сферу услуг экономику, где укрепляется экономическое положение растущего среднего класса. Многие экономические показатели в Португалии превосходят аналогичные средние показатели среди развитых стран (торговля и внутренние инвестиции) и ЕС (темпы роста ВВП, уровень занятости). Однако государство вынуждено бороться с хроническим дефицитом бюджета, который не должен превышать по условиям ЕС 3%. Критическое положение, в котором длительное время продолжает оставаться сельское хозяйство Португалии, обусловлено неконкурентоспособностью. В Португалии самый низкий уровень заработной платы по ЕС и одни из самых высоких налоговых ставок. В общем, Португалия занимает 29 место из 46 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Приоритетными направлениями внешнеэкономической активности Португалии являются страны ЕС и группа португалоязычных стран. Товарооборот в 2001 году достиг 62,6 млрд. долл. Для Португалии характерно отрицательное сальдо торгового баланса. Основными партнерами в торгово-экономическом сотрудничестве Португалии являются страны ЕС, на которые приходится 79% экспорта и 74% импорта государства.

После вступления Португалии в ЕЭС в 1986 году суммы прямых иностранных инвестиций ежегодно удваивались. В 2002 году Португалия привлекла 9 млрд. долл. иностранных инвестиций. Интенсивные вливания капитала извне позволяют Португалии без особых усилий компенсировать дефицит торгового баланса. В последние годы прямые инвестиционные оттоки из Португалии сравнялись и превысили приток ПИИ. Португалия теперь стала третьим по величине иностранным инвестором в Бразилии. Другие рынки, где Португальские компании разместили существенные прямые инвестиции, включают Испанию, Марокко и Польшу.

Специально для содействия технологической инновации и международному обмену технологиями под эгидой Министерства Науки и Высшего Образования Португалии было создано государственное инновационное агентство - Agencia de Inovacao, SA (сокращенно AdI). Агентство действует в качестве связующего звена между Европейским Союзом, Азией и Латинской Америкой для подобных агентств и международных научно-исследовательских организаций. Португалия не только сама участвует в создании инноваций, но и привлекает производителей с мировым именем, заимствуя у них новейшие западные и азиатские технологии. Конкретные сферы применения импортируемых технологий в Португалии представлены в основном автомобилестроением и электрической/электротехнической промышленностью. Характерно, что по уровню вложений в НИОКР страна все еще отстает от США и некоторых европейских соседей.

В сфере международной миграции Португалия традиционно известна как страна эмиграции. Португальцы - вторая по величине группа граждан ЕС, не проживающих в собственной стране. Около 900 000 человек, по оценке экспертов, нашли работу в других странах ЕС, где заработная плата намного выше. Денежные переводы таких рабочих составляли в 2000 году 3,1 млрд. долл. В 1999 году в Португалии проживало чуть больше 190 000 иммигрантов. Они представили приблизительно 2% общего количества резидентов. Уровень иммиграции в страну намного ниже среднего по ЕС и составляет порядка 0,05%.

Португалия имеет с 1980 года свободные экономические зоны (СЭЗ) на архипелаге Мадейра и на Азорских островах. Общие результаты функционирования всех компаний в СЭЗ на 2002 год оцениваются в 87 млрд. долл. Соответствующие налоговые поступления в бюджет Португалии достигли порядка 10 млрд. долл. Пока непонятно, как два последних нововведения - законы, сохраняющие низкий или нулевой налоговый статус, для компаний, ведущих операции в зонах свободной торговли и соглашение, запрещающее деятельность оффшорных компаний - повлияют на будущие выгоды Португалии от функционирования СЭЗ.

Португалия оказалась в числе 15 стран, вошедших в ЕС, и 11 стран, выполнивших Маастрихтские условия конвергенции и вступивших в ЕВС. Она приняла единую валюту, евро, и таким образом укрепила свою позицию в качестве господствующей Европейской нации. Единая валюта и ее стабильность принесли Португалии многочисленные выгоды: более эффективный и емкий единый рынок, снижение валютных рисков, стимулирование роста и занятости, снижение транзакционных издержек, рост международной стабильности и др. С другой стороны, принятие евро ставит перед правительством Португалии нелегкую задачу поддержания экономики в строгом соответствии с требованиями, ежегодно разрабатываемыми ЕС.

Создание в 1996 году Сообщества португалоязычных стран (ПАЛОП) имело для Португалии принципиальное значение в плане использования традиционных связей для развития торгово-экономического сотрудничества с этими странами, как на национальном, так и на общеевропейском уровне.

Возможности Португалии управлять решениями, принимаемыми в мире, наряду с благоприятными географическими и социальными условиями, позволили государству занять прочное положение в международном разделении труда и сохранить выгодную специализацию на производстве традиционных для данной экономики товаров.

В перспективе Португалия намерена проводить политику, направленную на расширение горизонтов внешнеэкономических связей. Так, ее внимание постепенно переводится с традиционных португалоязычных стран - бывших колоний и стран - соседей по Евросоюзу на страны азиатского региона и страны Центральной и Восточной Европы.

Структура ВВП Португалии соответствует стандартам развитых государств. Посекторный рост был довольно значителен в строительстве и сфере услуг, особенно в финансовом секторе, розничной торговле и сфере телекоммуникаций. Туризм также вырос значительно, причем произошло смещение акцента от массовых пляжных отпусков к более высокозатратному культурному туризму. Общий рост промышленного производства (2% в 2001 год) и строительства объектов инфраструктуры на средства, выделенные Евросоюзом в качестве безвозмездных кредитов, заметно увеличил число рабочих мест в стране.

Основные сферы промышленного производства Португалии: текстиль и обувь; древесина, бумага и пробка; металлургия; нефтепереработка; химическая промышленность; консервирование рыбы; виноделие; туризм.

Критическое положение, в котором длительное время продолжает оставаться сельское хозяйство Португалии, обусловлено неконкурентоспособностью. Большинство продуктов питания, потребляемых португальцами - продукты испанского производства. В с/х производстве Португалии занято 10% трудоспособного или чуть больше 5% всего населения страны (что намного выше среднеевропейских показателей), при этом доля с/х производства и перерабатывающей отрасли в общем объеме ВВП не превышает 4%. В Испании те же 4% производятся усилиями всего 7% трудоспособного (3% общего) населения, что говорит не в пользу португальской производительности труда в сельском хозяйстве.

По мнению некоторых португальских экономистов, основными причинами, сдерживающими развитие этой области в Португалии, являются низкое плодородие почв, недостаточный уровень механизации и незначительные объемы инвестиций (1/5 часть от того, что в среднем получают все другие страны ЕС). Конфедерация Аграриев Португалии (CAP) принимает всевозможные усилия по повышению эффективности сельскохозяйственного производства, обновлению техники, внедрению новых технологий в сферах животноводства и растениеводства.

Однако эксперты журнала The Economist видят причины отставания Португалии в другом. Они утверждают, что именно медлительность (одна из характерных черт португальского характера) в принятии более производительных методов ведения сельского хозяйства, вместе с неэффективностью форм землевладения, привели к потере конкурентоспособного преимущества по сравнению с более эффективными производителями в таких странах, как Испания и Франция.

Основными приоритетами экономической политики в стране на сегодняшний день являются: восстановление порядка в государственных финансах, увеличение темпов роста производительности и снижение хронического внешнего дефицита страны.

Португалия в международном обмене технологиями.

Специально для содействия технологической инновации и международному обмену технологиями под эгидой Министерства Науки и Высшего Образования Португалии было создано государственное инновационное агентство - Agencia de Inovacao, SA (сокращенно AdI). Оно выступает в роли посредника между научно-исследовательским сектором по всему миру и сектором португальского бизнеса. Так, агентство действует в качестве связующего звена между Европейским Союзом, Азией и Латинской Америкой для подобных агентств и международных научно-исследовательских организаций.

С целью продвижения технологических новшеств AdI обеспечивает финансовую и техническую поддержку проектам, основанным на прикладных исследованиях, посредством различных побудительных схем. Эти схемы главным образом финансируют ориентированные на рынок научно-исследовательские проекты, предпринятые консорциумами, вносят свой вклад в углубление сотрудничества между компаниями и НИИ, а также способствуют передаче ноу-хау. В области оценки и контроля различных проектов AdI полагается на целую сеть национальных и международных экспертов.

AdI также обеспечивает стимулы для повышения мобильности исследователей, частично финансируя наем в штат различных компаний докторов наук и магистров. Чтобы способствовать приспособлению продвинутых навыков к потребностям португальской промышленности, агентство подписало протоколы, позволяющие выпускникам университетов проходить стажировку в таких передовых международных научных организациях, как Европейская Лаборатория Молекулярной Физики (CERN), Европейское Космическое Агентство (ESA), Южно-Европейская Обсерватория (ESO) и других.

Участвуя в различных международных сетях, таких как инновационные центры Eurika и Iberoeka, AdI получает возможность систематически следить за результатами, достигнутыми в области научно-исследовательских проектов, и искать возможностей продвижения инновационных технологий. Программа Eurika направлена на расширение контактов и обмена ноу-хау с азиатскими странами, в особенности с Китаем. Программа Iberoeka ориентирована в основном на сотрудничество со странами Северной Америки.

Португальское участие в этих программах позволяет AdI регулировать спрос и предложение на современные технологии со стороны как национальных, так и иностранных компаний и учреждений. Проведение периодических Брокерских Встреч дает возможность заинтересованным в технологических новшествах партнерам обмениваться подобной информацией. Эти сведения могут быть получены также в Интернете, на тематических встречах, на инновационных симпозиумах и в специально издаваемом журнале «Inovacao Tecnologica».

В дополнение к научным выгодам, участие Португалии в подобных международных научных организациях также дает компаниям возможность производить и экспортировать технологически продвинутые товары и услуги.

Португалия сегодня является активным участником рынка технологии. Она не только сама участвует в создании инноваций, но и привлекает производителей с мировым именем, заимствуя у них новейшие западные и азиатские технологии. Однако по уровню вложений в НИОКР (менее 1% ВВП) страна все еще отстает как от США (2,69%), так и от превосходящих Португалия по уровню развития европейских соседей (Финляндия, Швеция - более 3%).

Единая валюта и ее стабильность приносят странам-участницам ЕС в общем и Португалии в частности следующие выгоды:

- более эффективный и емкий единый рынок с использованием одной валюты;

- снижение валютных рисков;

- стимулирование роста и занятости. Европейские фирмы получили возможность экспортировать свой товар и выставлять счет на него в единой валюте. Они могут рассчитывать прибыли от своих инвестиций, основываясь на устойчивой базе, обезопасив тем самым рабочие места. Изменения на финансовых рынках, связанные с возникновением новой валюты, коснулись в большой мере организационной инфраструктуры участников рынка. Были созданы новые рынки, а ранее действующие оказались втянутыми в новый виток острой конкуренции.

- снижение дополнительных расходов (транзакционных издержек), возникающих из-за существования нескольких валют и необходимости их конвертирования;

- рост международной стабильности;

- рост совместного монетарного суверенитета стран-участниц.

Португалия, вторая из беднейших стран ЕС, получила разрешение принять евро, в то время как экономика Греции (лидера по бедности) не соответствует пока так называемым «критериям конвергенции». Это критерии унификации, которые определяют следующие экономические принципы:

Ценовая стабильность: инфляция не превышает средний аналогичный показатель по трем странам с наименьшей инфляцией более чем на 1,5 процентных пункта;

Дефицит государственного бюджета не выше 3% ВВП;

Уровень госдолга не выше 60% ВВП;

Уровень долгосрочных процентных ставок не превышает средний аналогичный показатель по трем странам с наименьшей инфляцией более чем на 2 процентных пункта;

Валютный курс стабилен в течение двух лет и участие в механизме валютного курса (ERM) европейской денежно-кредитной системы (EMS).

Португалия сегодня является 14-ой по величине экономикой в ЕС и 34-ой в мире (в терминах ВВП по паритету покупательной способности). Ее доход на душу населения в 11300 долл. говорит о принадлежности ее к развитым индустриальным странам. Португалия занимает 40-ое место в качестве мирового экспортера товаров, ранжирующихся от традиционных вин Порта и текстиля до авточастей и компьютерных микросхем. Она также входит в двадцатку наиболее посещаемых туристических направлений.

Сингапур - государство с ВВП на душу население свыше 25 тыс. долл., как и другие новые индустриальные страны Азии, использует модель экспортной ориентации экономического развития. Это было во многом обусловлено условиями, в которых находилась экономика страны перед началом индустриальных преобразований. Целый ряд факторов исторического и экономического характера был объективной преградой развития процесса индустриализации - малые размеры страны, полное отсутствие природных ресурсов, чрезвычайно высокие темпы прироста населения, сравнительная дороговизна рабочей силы и т.д.

Сингапур стал независимым в 1953 году, а в 2002 г. - это страна с 4-млн. населением по стоимостному объему экспорта 127 млрд. долл. входила в число 20 стран - крупнейших мировых экспортеров (16 место). Сингапур относится к числу тех немногих стран мира, где стоимостной объем экспорта превышает размер валового внутреннего продукта.

Одной из особенностей промышленного развития Сингапура является исключительно важная роль государства в области экономического развития.

С середины 60-х годов Сингапур развивал промышленность, ориентированную на экспорт, начиная с простых, но трудоемких отраслей. Однако из-за относительно высокой стоимости рабочей силы эта продукция не выдерживала конкуренции: и Сингапур перешел к форсированному развитию технологически сложных отраслей промышленности. Такая промышленная политика осуществляется при активной роли государства. Именно правительство Сингапура приняло в 1980 году программу «Вторая промышленная революция», в которой предпочтение отдавалось созданию предприятий с «мощной экспортной способностью», оснащенных новейшей технологией и применяющих высококвалифицированную рабочую силу.

Модель открытого рыночного хозяйства с преимущественным развитием экспортных отраслей подразумевает всемерное привлечение иностранного капитала. Банковская система Сингапура - оффшор. Существующее законодательство не предусматривает дискриминации в зависимости от страны происхождения капитала. Основные законодательные акты направлены на создание льготных условий для деятельности иностранных предпринимателей.

Содействием развитию экспорта в Сингапуре занимается Управление по развитию торговли. В задачу этой организации входит разработка стратегии развития экспорта на длительную перспективу, координация усилий государственного и частного сектора в развитии экспортного потенциала и совершенствовании структуры вывоза, а также подготовка предложений по стимулированию экспорта и разработка льгот для поставщиков продукции на внешний рынок.

Создание модели экспортной ориентации предполагает разработку целой системы льгот для производителей и экспортеров продукции.

В различных формах экспортными льготами в стране пользуется более 90% компаний, занятых экспортным производством. Как правило, льготный режим налогообложения для экспортеров составляет пять лет. Этот срок может быть продлен до 15 лет в случаях, когда:

- основной капитал фирмы превышает 150 млн. синг. долл.;

- 50% и более оплаченного капитала компании принадлежит постоянным жителям Сингапура

- если компания вкладывает более 1 млрд. синг. долл.

Поскольку внутренний рынок достаточно узок, большинство компаний имеет экспортную ориентацию. В этой связи льготами могут пользоваться только фирмы, занятые производством промышленной продукции, у которых как минимум 20% объема продаж изделий приходится на внешние рынки, а стоимость вывоза должна быть не менее 100 тыс. синг. долл. в год.

Специальные льготы предусмотрены для компаний, специализирующихся на экспорте услуг. Если фирма зарегистрирована в министерстве финансов и сферой ее деятельности являются:

- проектно-конструкторские и технологические услуги,

- консультационные услуги, менеджмент,

- услуги в области материально-технического снабжения,

- обучение и повышение квалификации,

- то такая компания освобождается от уплаты 90% подоходного налога, полученного от экспорта услуг. Такая льгота фактически уменьшает размер корпоративного налога на экспортную прибыль до 3,3%.

Для стимулирования экспорта товаров государство берет на себя часть расходов, связанных с продвижением продукции на внешние рынки. Сюда входят расходы на получение иностранной технической коммерческой информации, изучение рынков сбыта, зарубежную рекламу, участие в выставках, организуемых министерством торговли и промышленности за рубежом, подготовку к участию в торгах, содержание торговых представительств, оплату части командировочных расходов и пр.

Либеральный экспортно-импортный режим Сингапура позволяет рассматривать этот город-государство фактически как единую экспортно-производственную зону. Для организации экспортного производства правительство объявило ряд районов промышленными зонами, то есть территориями, полностью оборудованными для создания промышленных предприятий. Государство финансировало создание системы коммуникаций, электроснабжения, связи и других индустриальных систем. К началу 90-х годов в Сингапуре было организовано 25 промышленных районов, где создано 3362 предприятия с общим числом занятых 183 тыс. человек, что составляет 70% от общего числа работающих в обрабатывающей промышленности страны. На промышленные зоны Сингапура приходится около 80% всего экспорта продукции обрабатывающей промышленности страны.

Реальный политический режим в Сингапуре ближе к авторитарному, нежели к чисто демократическому. Сингапур даже называют современным полицейским государством, что обусловлено меньшей степенью личной свободы граждан и очень строгими законами. Несмотря на регулярные выборы, радикальной смены лидерства никогда не происходило. Официальная форма правления Сингапура - парламентарная республика. Глава государства - президент, избираемый всеобщим голосованием на 6-летний срок. С 1 сентября 1999 года президентом является Сэллапан Рама Натан, пост премьер-министра с ноября 1990 года занимает Го Чок Тонг.

Законодательный орган - однопалатный парламент (84 места - депутаты избираются всеобщим голосованием на 5-летний срок). По результатам последних парламентских выборов 3 ноября 2003 года, 82 члена парламента представляют Партию Народного Действия (ПНД).

Юридическая власть Сингапура - Верховный Суд, глава Суда назначается президентом с согласия премьер-министра, остальные судьи назначаются президентом с согласия главы Суда; Суд Апелляции.

По числу жителей Сингапур занимает одно из последних мест среди государств ЮВА. Однако он резко выделяется среди них самой высокой плотностью населения: 6750,5 человек на 1 кв. км. (данные на 2003 год) Согласно первой в истории Сингапура переписи населения 1824 года, население Сингапура составляло 10,7 тыс. человек. В 2003 году этот показатель достиг 4608,6 тыс. человек. По прогнозу Программы развития ООН (UNDP), к 2015 году население республики будет превышать 4,8 млн. чел.

Сингапур является одним из наиболее «здоровых» городов мира: качество здравоохранения, не смотря на одни из самых низких расходов на него среди развитых стран (5% ВВП), признано одним из лучших в мире. Средняя продолжительность жизни - 80,42 лет (77,46 - мужчины, 83,6 - женщины), детская смертность не превышает 3,5 на тысячу новорожденных (четвертый результат в мире). Коэффициент рождаемости - 12,75 чел. на 1000 чел. населения; смертность - 4,31 на 1000 чел. 100% населения Сингапура имеет доступ к очищенной воде и всем необходимым медицинским средствам. 0,2% жителей Сингапура больны СПИДом, что меньше, чем, например, в Бельгии, Франции, Швейцарии, Канаде, США или России.

По числу студентов на 100 тыс. жителей Сингапур уже в начале 70-х годов превзошел некоторые европейские страны и сравнялся со Швейцарией. Около 60% граждан страны говорят на двух и более языках, грамотность превышает 93%. Сейчас 40% сингапурцев, начинающие трудовую деятельность, имеют высшее образование.

Сингапур также - второе после Люксембурга самое безопасное место в мире.

Стремительный экономический расцвет города-государства, практически лишенного минеральных и сырьевых ресурсов, во многом был обусловлен рациональным сочетанием современных форм организации и управления с социальными традициями азиатского общества. Общие черты культурных особенностей восточно-азиатских стран включают:

уважение и беспрекословное подчинение властям;

высокий уровень образования (по оценкам международных организаций интеллектуальный уровень молодежи Сингапуре - самый высокий в ЮВА);

большое усердие и трудолюбие (Сингапур отличается одной из самых высоких в мире продолжительностью рабочей недели; в среднем каждый житель страны работает порядка 2200 часов в год - на 234 часа больше, чем в США и на 660 часов больше, чем в Германии);

командный дух и чувство локтя («сюивизм»);

тесные семейные узы.

Официальная идеологическая доктрина Сингапура, разработанная в 1988 году Ли Куан Ю и Го Чок Тонгом, направлена на формирование современной просвещенной нации, развитого общества (The Nation of Excellence - нация совершенства). Главные разработчики идеологии утверждали об имманентно присущих сингапурскому обществу таких традиционных ценностях, как высокая мораль, солидарность, чувство долга и ответственности перед обществом. Главными критериями общественно-политического развития выдвигаются такие поведенческие установки и ориентации, как рационализм, эффективность, строгое соблюдение иерархии властных структур, беспристрастность и объективность руководства, равенство шансов и возможностей.

В основу официальной идеологии Сингапура положены следующие принципы:

- приоритет интересов общества над интересами личности,

- семья как основная ячейка общества,

- консенсус, а не конфронтация,

- социальная гармония и религиозная терпимость.

Место страны в международном обмене технологиями.

Сингапур - яркий пример «экспортного цеха» зарубежных инвесторов - страна, добившаяся необычного экономического подъема за счет организации внутри страны силами иностранных инвесторов производства промышленных товаров на экспорт. В этом случае основу экономики составляет экспорт, основанный на применении относительно дешевой рабочей силы и наиболее передовой технологии и техники, создаваемых иностранными инвесторами.

С 70-х годов индустриализация стала базироваться на развитии экспорториентированных высокотехнологических отраслей. На этом пути Сингапур встретился с нехваткой рабочей силы, неблагоприятной конъюнктурой на внешнем рынке и т.п., поэтому с 80-х годов предусматривалась переориентация на экспорт технологических услуг.

Стремительные темпы развития науко- и интеллектоемких отраслей в Сингапуре постепенно превращают этот город-государство в современный технополис, где будут сочетаться наука, технология, традиционная национальная культура и создаваться новая общность творческих и всесторонне развитых людей.

Для того чтобы содействовать развитию высокотехнологичных отраслей, правительство создало Комитет по технопрепринимательству-21 и Фонд инвестиций в технопредпринимательство объемом в 1 млрд. долл. В 1999 году в США была направлена высокопоставленная делегация, задачей которой было изучение опыта развития технопредпринимательства в США, а также создания в этой стране эффективно работающих научно-исследовательских центров. Национальный университет Сингапура совместно с Мичиганским институтом технологии создал Центр менеджмента инноваций и технопредпринимательства.

Сингапур является одним из мировых лидеров по производству средств информатики, и поэтому многие страны стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству с ним в этой области. В последние три года ведется работа по расширению японско-сингапурского соглашения об экономическом партнерстве, которое распространяется на миграцию рабочей силы, капитала, регулирование обмена информацией, расширению сделок в области электронной торговли, торговых операций с использованием новейшей информационной технологии.

В Сингапуре находится Исполнительный секретариат АТЭС, выполняющий административно-технические функции. Одним из ключевых компонентов усилий этого форума является научно-техническое сотрудничество. Это расширяет возможности для доступа к передовым зарубежным технологиям и для продвижения на рынки стран АТЭР технических разработок. По оценке секретариата Форума АТЭС, экономическая эффективность электронной торговли может стимулировать прирост совокупного ВВП стран АТР на 45 млрд. долл. По мнению правительства Сингапура, использование электронных технологий позволяет сократить издержки экспорта и импорта товаров города-государства до 70%.

Сингапур вместе с большинством стран ЕС, Австралией, Новой Зеландией, Японией, Республикой Кореей и Гонконгом входит в группу стран, которые характеризуются высоким уровнем заинтересованности частного и государственного секторов в развитии широкомасштабного информационного сообщества.

В стране создан технопарк - крупнейший сингапурский центр разработок промышленных технологий и ведущий инновационный центр страны. В настоящее время парк вносит весомый вклад в реализацию национальной программы развития информационной технологии. Составными частями этой программы является компьютеризация, развитие телекоммуникационных систем, автоматизация информационного обеспечения. В настоящее время по использованию компьютеров Сингапур занимает одно из первых мест в мире. Если в середине 80-х годов среди местных компаний (с числом занятых более 20 человек) лишь 35% использовали компьютеры, то к началу 90-х годов вычислительную технику внедрили около 70% фирм. В ближайшие годы правительство Сингапура планирует расширить сеть научно-производственных парков, при этом упор предполагается сделать на создание современных технологий производства сельскохозяйственной продукции. Уже существуют 10 агротехнических парков, где концентрируются ведущие специалисты в области зоологии, микробиологии, генетики, биохимии, ветеринарии, энтомологии, биотехнологии и др.

«Singapore Technologies Shipbuilding and Engeneering» - судостроительная компания, обслуживающая работу порта контейнерных перевозок Сингапура (второго по объемам перевозок в мире). Специалисты этой компании прошли обучение в Швеции по проведению ремонтно-профилактических работ. Фирма совместно в одной шведской компанией ведет разработку патрульного корабля нового поколения. Специалисты считают, что по окончании этого проекта корабль и технология не только будут приняты на вооружение ВМС Сингапура, но и предложены на экспорт.

Азиатско-Тихоокеанский Совет по вопросам спутниковой связи, членом которой является и Сингапур, организует обмен взглядами и идеями по вопросам политики и технологии развития систем спутниковой связи с учетом развития АТР.

Международный товарообмен страны.

В мире мало стран, где внешняя торговля играет столь большую роль в экономике, как в Сингапуре. Внешнеэкономическая политика, интересы которой ставились на первое место, прямо связывались с концепцией «глобального города»: Сингапуру с его специфическим экономическим положением города-государства необходимо прочно войти в систему мирохозяйственных связей и утвердиться на мировом рынке, добившись благоприятного отношения к себе со стороны как региональных, так и внерегиональных государств. В этой островной республике за счет импорта удовлетворяются все потребности в сырье и топливе и большая часть потребностей в продовольствии. Посредством внешней торговли на мировом рынке реализуется более половины продукции ее народного хозяйства. Интересам внешней торговли и морского судоходства подчинена вся экономика страны.

Участие Сингапура в Азиатско-тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС) предусматривает содействие поддержанию устойчивого экономического роста его участников, обеспечение позитивного эффекта от растущей экономической взаимозависимости, включая поощрение обменов товарами, услугами, капиталом и технологиями, укрепление открытой многосторонней торговой системы, снижение барьеров в торговле товарами и услугами в соответствии с принципами ГАТТ/ВТО. На долю АТЭС приходится около 60% мирового ВВП, 50% объема внешней торговли и 40% населения. Сохраняя формально консультативный статус, АТЭС к настоящему времени превратился в действенный и авторитетный механизм согласования позиций по ключевым вопросам экономики, торговли и инвестиций, активизации экономического и технического сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР).

В современных условиях глобализованного мира Сингапуру приходится делать ставку на заключение двухсторонних торговых соглашений со сторонами АТР - Японией, Мексикой, Чили, Новой Зеландией, Индией а также с группировкой ЕАСТ (в которую входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария) и др.. Ведущими покупателями сингапурской продукции остаются США, Малайзия, Гонконг и Япония. В свою очередь Сингапур закупает товары и услуги в основном в США, Японии, Малайзии и Китае.

Сингапур является примером успешного развития так называемых «точечных» зон, ориентированных на экспорт товаров. Либеральный экспортно-импортный режим Сингапура позволяет рассматривать этот горст-государство факта чески как единую экспортно-производственную зону. Для организации экспортного производства правительство объявило ряд районов промышленными зонами, то есть территориями, полностью оборудованными для создания промышленных предприятий. Государство финансировало создание системы коммуникаций, электроснабжения, связи к других индустриальных систем. Сейчас в Сингапуре организовано более 25 промышленных районов (в том числе в Джуронге, Кранджя, Сунгев Кадуте, Юти Лоян Геи др.), где создано около 3,5 тыс. предприятий с общим числом занятых более 200 тыс. человек, что составляет 70% от общего числа работающих в обрабатывающей промышленности страны.

Наиболее крупной промышленной зоной Сингапура является Джуронг, где на территории в 6500 га расположено 1834 предприятия с числом занятых 100 тыс. человек. Преобладающее число предприятий принадлежит иностранным инвесторам, остальные организованы в форме совместных предприятий. Одним из важных преимуществ Джуронга является близость морского промышленного порта, военно-морской базы и хорошо развитые инфраструктурные системы.

На промышленные зоны Сингапура приходится около 80% всего экспорта продукции обрабатывающей промышленности страны.

Сингапурский морской порт не имеет себе равных не только в странах ЮВА: по размерам судо- и грузооборота он уступает только двум крупнейшим мировым портам: Нью-Йорку и Роттердаму. Порт располагает шестью зонами свободной торговли для экспортно-импортных грузов.

Наконец, можно выделить еще одну разновидность свободных зон, которая распространена в мире и присутствует в Сингапуре, - оффшорные зоны, которые служат своего рода "налоговыми оазисами", обслуживающими международные финансовые операции. Оффшорные банки Сингапура дают использующим их хозяйственным агентам следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом).

В очередном рейтинге экономической свободы 123 стран мира, опубликованном институтом САТО (США), Сингапур разделил второе место с США. САТО оценивал уровень свободы экономики по 26 показателям, включая количество и уровень налогов, влияние правительства на экономику, независимость судов, уровень защиты интеллектуальной собственности, наличие или отсутствие скрытых таможенных барьеров.

Таким образом, в настоящее время португальское правительство проводит последовательную политику, которая бы позволила Португалии преодолеть разрыв в уровне дохода с более преуспевающими Европейскими партнерами. В программах капиталовложений ЕС до 2006 года подтверждено получение Португалией дополнительного существенного финансирования, которое будет направлено в слаборазвитые области, с целью улучшить инфраструктуру, расширить профессиональную подготовку и способствовать научным исследованиям. Португалия приветствует зарубежные инвестиции как документ развития, и все больше иностранных инвесторов привлечены положительными экономическими сдвигами. Что же касается Сингапура, то следует отметить, что Сингапур является одним из мировых лидеров по производству средств информатики, и поэтому многие страны стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству с ним в этой области. В последние три года ведется работа по расширению японско-сингапурского соглашения об экономическом партнерстве, которое распространяется на миграцию рабочей силы, капитала, регулирование обмена информацией, расширению сделок в области электронной торговли, торговых операций с использованием новейшей информационной технологии. В связи с выше изложенным, во втором блоке в качестве партнера по бизнесу будет выбран Сингапур.