logo
IPO как инструмент международного инвестирования

2.2 Состояние зарубежного и российского рынка IPO

В 2008 году состояние зарубежного и российского рынка IPO ухудшилось, но в связи с постепенным выходом мира из глобального кризиса, рынок IPO начал улучшаться и постепенно увеличивались количество IPO. Глобальный рынок IPO установил в ноябре исторический рекорд объема первичных размещений за месяц, который составил $50,1 млрд, следует из данных Thomson Reuters. Крупнейшими сделками стали IPO GM ($18,14 млрд), малазийской Petronas Chemicals Group ($4,17 млрд), австралийской QR National ($3,997 млрд) и итальянской Enel Green Power ($3,6 млрд)12. Всего с начала года объем рынка первичных размещений составил $245,2 млрд, что значительно больше аналогичного периода 2009 г. -- $93,7 млрд. Объем вторичных размещений оказался несколько ниже 2009 г. -- $440,4 млрд по сравнению с $543,3 млрд. Снижение в объеме произошло и по выпускам конвертируемых облигаций: за январь -- ноябрь 2010 г. этот показатель составил $81,3 млрд по сравнению с $85,0 млрд за этот же период 2009 г.

Наиболее значительный рост объемов IPO отмечался в этом году у европейских компаний -- $31,2 млрд по сравнению с $4,5 млрд в 2009 г. -- и у компаний Азиатско-Тихоокеанского региона -- $151,5 млрд по сравнению с $57,5 млрд. Несколько меньший прогресс продемонстрировали компании США -- $34,1 млрд по сравнению с $14,8 млрд. Первое место по объему IPO заняли китайские компании, российские -- на десятом месте, после Индии и Бразилии. Практически все сделки IPO компаний с активами в России за период с мая этого года пришлись на ноябрь, включая «Окей», Mail.ru Group, «Мостотрест», «Трансконтейнер» и «Фармсинтез». Общий объем этих сделок составил порядка $2,2 млрд. Крупнейшее из них IPO Eurosibenergo как минимум на $1,1 млрд было отложено.

Что касается рынка России IPO, то Российский рынок IPO переживает,

пожалуй, самую неоднозначную ситуацию за всю историю своего существования. Пыл интереса к публичному размещению и прогнозов аналитиков о новой волне IPO заметно остыл во время весенней лихорадки на мировых рынках. Часть эмитентов разместилась по нижней границе, другие вовсе отказались от выхода на биржу. Теперь эмитенты и инвесторы полны новых ожиданий.

Как и полагается в моменты восстановления экономики после кризиса, 2010 год начался с оптимистичных прогнозов и планов. В ходе IV ежегодной совместной конференции Лондонской фондовой биржи и группы ММВБ «Инвестиционный климат и IPO», прошедшей в феврале 2010 года, президент ММВБ Константин Корищенко заявил, что нас может ожидать большая волна первичных размещений, поскольку на рынке наметилось «окно» для выхода на биржу. По оценкам экспертов, участниками этой волны в 2010-2011 годах должны были стать около 25-30 компаний преимущественно из нефтегазовой и телекоммуникационной отраслей, сектора финансовых услуг и розничной торговли, а общий объем привлеченного капитала -- составить $15-20 млрд. Непосредственно о «буме» никто не говорил. Это слово было модным в 2006 году, когда IPO провели 15 российских компаний, а общий объем сделок увеличился по сравнению с предыдущим годом в четыре раза и достиг почти $18 млрд. Правда, более половины этого объема обеспечил гигант «Роснефть» ($10,42 млрд). В 2007 году IPO провели уже 24 компании. Впрочем, сравнивая отечественный рынок с другими странами, даже в 2006-2007 годах говорить о буме IPO, мягко говоря, было не совсем корректно. Например, в Индии в начале 1990-х проходило по 50 размещений в месяц, а в отдельные месяцы и по 200, и так -- на протяжении трех лет... Кризис же полностью заглушил российский и без того глуховатый «бум»: в 2008 году состоялось всего два IPO (на биржу вышли компании Globaltrans и ТГК-13), а объем отложенных размещений, по данным ММВБ, составил $25-28 млрд. В 2009 году состоялось единственное IPO: в декабре «Институт стволовых клеток человека» привлек $4,8 млн.

Все приведенные цифры касаются именно «чистых» IPO, то есть первичных размещений акций: нередко данные включают в себя статистику и по SPO (очередному публичному размещению основного выпуска акций), и follow-on (предложению дополнительного выпуска акций). Но даже с учетом последних показатели 2009 года оказались минимальными за последние пять лет, вернув российский рынок публичных размещений к ориентирам 2004-2005 годов, когда он только зарождался.

В 2010 году рынок IPO открыла компания «РУСАЛ», разместившись первой в российской практике на Гонконгской фондовой бирже. Прошло уже полгода, а результаты этого противоречивого IPO никак не дают успокоиться аналитикам. Спрос на бумаги «РУСАЛа» оказался достаточно серьезным со стороны азиатских, европейских и американских инвесторов. Но почти сразу после размещения акции компании серьезно упали в цене и в течение месяца уходили в минус на 30% и более; в мае они были все еще на 13% ниже цены размещения13. Эксперты до сих пор опасаются, что это может отпугнуть зарубежных инвесторов от российского бизнеса. Тем не менее «РУСАЛ» привлек довольно серьезную сумму в $2,24 млрд, которая остается рекордной среди состоявшихся в этом году размещений. Как заверили в дирекции по стратегии и корпоративному развитию «РУСАЛа», компания смогла выгодно разместить акции, в частности, благодаря тому, что в беспрецедентно короткие сроки подготовила необходимые документы и получила разрешение на листинг, как только возобновилась активность на рынках капитала. «Падение акций после размещения -- результат коррекции рынка после подъема. Негативное влияние на акции компании также оказывали падение цены на алюминий и общая ситуация на рынке ценных бумаг», -- подчеркивают в «РУСАЛе». Следующие месяцы преподнесли

эмитентам и инвесторам массу сюрпризов, спутав радужные планы начала года. Транспортный коллапс в Европе, проблемы у глобального банка Goldman Sachs, возможный дефолт Греции, обвал индекса Dow Jones -- все это вновь привело только начавший выздоравливать рынок в состояние стресса. В этой нервной атмосфере, в апреле IPO провели сразу три российские компании: ГК «Русское море», первой среди коллег вышедшая на биржу, крупнейший российский оптовый продавец лекарств «Протек» и Кузбасская топливная компания. Еще три компании провели SPO: нефтегазовая Eurasia Drilling, агропромышленная группа «Черкизово» и строительная группа ЛСР. В итоге почти все сделки не оправдали ожиданий эмитентов: были снижены ценовые диапазоны и сокращены объемы предложений. Чуть выше нижней границы диапазона удалось разместиться «Протеку», который привлек $400 млн. В целом, по оценкам аналитиков, в ходе проходивших на тот момент IPO и SPO, компании привлекли порядка $1,3 млрд вместо ожидавшихся $3,8 млрд.

Подводя итог, хочу отметить, что мировая конъюнктура, когда в условиях нестабильности сложно прогнозировать спрос в ходе размещения, особенно со стороны западных инвесторов, является одним из основных препятствий к массовому выходу российских компаний на публичный рынок, но далеко не единственным. Отказ от проведения IPO зачастую связан с внутренними причинами, среди которых не только завышенные ожидания акционеров по оценке, но и недостижение озвученных целей по финансовым показателям, спад или нестабильность на основном рынке деятельности компании и другое.

Более подробно названия российских компаний, которые сделали IPO за 2009-2010 гг. приведены в Приложении 1.