logo
IPO как инструмент международного инвестирования

Введение

За последние 15 лет российский бизнес значительно подрос и постепенно переходит из сферы малого и среднего бизнеса в более крупный бизнес (кроме 2008 -2009г). Это означает, что российскому бизнесу требуется все большие финансовые ресурсы и вливания. Для этого существует один из способов привлечения финансовых ресурсов - это выход на фондовые рынки. Интерес российских компаний к такому способу привлечения финансовых ресурсов, как выход на рынок ценных бумаг, в том числе IPO на фондовых рынках, как отечественных, так и зарубежных существенно возрастает. Интерес к публичным размещениям акций российских компаний связан с тем, что выход на фондовый рынок дает компании широкие возможности доступа к капиталу российских и иностранных инвесторов.

IPO (Initial Public Offering) - первоначальное публичное предложение ценных бумаг через фондовый рынок1, которое широко известно западной практике и активно используется зарубежными компаниями для привлечения финансовых ресурсов, а в последние годы стало устойчивым понятием и в российской практике. В классическом понимании IPO - это «первое по счету предложение акций компании на продажу широкой публике», т.е. первичное публичное размещение, когда компания впервые выпускает свои акции на рынок и их покупает широкий круг институциональных и частных инвесторов. В соответствии с законодательством Российской Федерации, публичное размещение ценных бумаг это размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Не является публичным размещением размещение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Объем российского рынка IPO в количественном и денежном выражении имеет пока относительно незначительные размеры, в то же время уже накоплен определенный опыт, позволяющий его проанализировать. В США ежедневно о выходе на рынок IPO заявляют десятки компаний. В России рынок IPO только начинает развиваться и обладает определенным потенциалом роста, поэтому изучение накопленного годами зарубежного опыта в области IPO, может быть полезным как для эмитентов, так и для инвесторов. В частности, мировая практика IPO выявила устойчивую тенденцию недооценки стоимости акций компании в момент проведения публичного размещения, что выражается в высоких доходностях в первый день торгов. Распространенность данного феномена вызвала определенный интерес среди экономистов, что привело к разработке разнообразных теоретических концепций, объясняющих эффект занижения цены.

Целью настоящей курсовой работы является обобщение и анализ опыта российских компаний в области проведения IPO как на российских площадках, так и за рубежом, освещение практических аспектов организации первоначального публичного предложения акций. В работе рассматривается процедура проведения IPO, тенденции развития первичных размещений на российском рынке и за рубежом, а также анализируется опыт уже проведенных IPO российскими компаниями.

В работе учтены новеллы российского законодательства, которые направленные на устранение пробелов в правовом регулировании IPO в России, препятствовавших активному проведению публичных размещений на российских площадках. При написании курсовой работы был изучен фактический материал, публикуемый средствами массовой информации и самими эмитентами компаний и в иных доступных источниках, аналитические статьи профессиональных изданий, а также нормативные акты, программы развития фондового рынка, материалы с официальных сайтов Федеральной службы по финансовым рынкам, российских и зарубежных фондовых бирж.