logo
IPO как инструмент международного инвестирования

1.1 Теоретические основы понятия IPO

В международной практике одним из эффективных механизмов повышения капитализации компаний, в том числе финансового сектора, является выход на фондовый рынок посредством первоначального публичного предложения акций (initial public offering, IPO). Практически во всех экономически развитых странах IPO является одним из наиболее распространённых методов привлечения средств для финансирования деятельности корпорации. Что касается России то здесь подобный подход к поиску инвестиций начал использоваться относительно недавно. Первое размещение прошло лишь в 2002 году. В то время как зарубежом история IPO насчитывает не одно десятилетия. При первичном публичном предложении тип ценных бумаг может быть практически любым. Однако в большинстве случаев под IPO подразумевается размещения акций или депозитарных расписок на одном или нескольких фондовых рынках. Основной смысл IPO заключается всё-таки в привлечении инвестиций. Публичное размещение бумаг выгодно когда нужно относительно дёшево привлечь большие средства и вдобавок получить всё и сразу не откладывая развитие бизнеса до получения очередного транша. Во время публичной продажи акций происходит привлечение капитала, который не требует своего возврата в будущем.

Кредитные организации России все чаще начали рассматривать IPO в качестве метода увеличения капитализации, что обусловливает важность более глубокой научной разработки теоретических и практических вопросов организации IPO банками3. Первоначальное публичное предложение (initial рublic offering, IРО) считается многими владельцами компаний подлинным публичное владение. Однако дорога к IPO является дорогостоящей и долгой и предполагает значительные изменения в компании.

Ряд авторов используют определение initial public offering как «первичное публичное размещение акций», в других публикациях можно встретить понятие «первоначальное публичное предложение акций». В нормативных актах РФ термин IPO отсутствует. Соответственно существуют различные определения IPO в теории. На самом деле классическое определение IPO в самом узком смысле - первое публичное

предложение акций на рынке, делающееся от имени эмитента самим эмитентом или по его поручению брокерами (андеррайтерами). IPO в узком смысле предполагает три условия (признака):

1) это первое предложение акций на рынке (т.е. до этого предложения акции данной корпорации на организованном рынке не обращались, и, соответственно, сама компания была непубличной);

2) продавцом выступает эмитент акций (при этом при структурировании сделки лид-менеджером консорциума в объем продаваемых акций могут войти акции, принадлежащие акционерам, но не на 100 процентов от объема предложения);

3) это публичное (т.е. сделанное широкой публике, без ограничения) предложение, на которое может откликнуться любой инвестор. Терминологически изначально термин IPO обозначал именно первую публичную продажу акций компании, выходящей на рынок. И с этой точки зрения понятию IPO с течением времени было противопоставлено понятие SPO (Secondary Public Offering), обозначающее второе и последующие публичные размещения акций. Однако в дальнейшем, с расширением практики использования термина IPO в прикладных целях, возникло более широкое толкование этого термина, в соответствии с которым к данному термину относятся сделки, как первоначального публичного размещения акций, так и иные формы публичного предложения акций на фондовом рынке, в том числе «частное размещение» среди узкого круга заранее отобранных инвесторов с получением листинга на бирже (placing, private offering), «вторичное публичное размещение» - т.е. публичное размещение компанией, чьи акции уже торгуются на бирже, дополнительного выпуска акций (follow-on), продажа широкому кругу инвесторов крупного пакета ранее размещенных акций, принадлежащих акционерам (secondary public offering, SPO), а также прямое публичное размещение эмитентом акций напрямую первичным инвесторам, без использования организованного рынка (direct public offering, DPO)4.

Учитывая различия в механизме осуществления указанных выше способов публичного распространения акций среди широкого круга инвесторов, в настоящей работе под IPO будет пониматься как публичное предложение акций в широком смысле, включая все перечисленные способы

предложения акций, - в связи с практикой проведения IPO российскими компаниями, так и публичное предложение акций в узком смысле, понимая под этим процедуру проведения публичного размещения ценных бумаг в российском законодательстве и западной практике, - в связи с описанием этапов проведения IPO.