logo
IPO как инструмент международного инвестирования

1.3 Причины и цели проведения IPO: преимущества и недостатки

Существует несколько основных целей и причин проведения IPO важность, которых может отличаться в зависимости от конкретного случая. Эмиссия ценных бумаг или выход на IPO осуществляется:

1) для того, чтобы управлять структурой баланса компании, т.е. чтобы регулировать соотношение заемных и привлеченных средств. Дело в том, что чем больше компания занимает и привлекает заемных средств, тем дороже для нее становится кредит, потому что банки не хотят давать слишком много денег в кредит. Например, если компания попросит больше 60% от своих собственных активов, то банки уже резко повисят для компании процентную ставку7. Эта та финансовая структура, которая имеют большинство крупных западных компаний. Таким образом, если компания дальше не может увеличивать свой кредитный портфель, то компании приходится увеличивать портфель собственных средств и компания делает IPO, привлекает деньги в основной и таким образом увеличивает собственные средства и финансовый рычаг немного падает. После этого у компании снова появляется возможность привлекать деньги в банках. Это позволяет компании постепенный рост на протяжении многих лет, т.е. компания проводит эмиссию на рынке ценных бумаг, после этого несколько лет наращивает кредитный портфель.

2) для того, чтобы «обналичить» бывшим собственником и учредители компании собственный бизнес. Они хотят продать свою долю в компании, выйти из бизнеса полностью или частично и использовать деньги для личных целей, т.е. они до этого выводят компанию на фондовый рынок и делают ее публичной.

Также среди целей и причин можно назвать то, что наличие акций, торгуемых на рынке капитала дает наиболее объективную оценку стоимости компании, которая может использоваться как инструмент оценки деятельности и мотивации менеджеров, или ориентир для сделок слияния и поглощения, после проведения IPO компания становится публичной, отчётность -- ясной и прозрачной, что является приоритетом большинства компаний. В российских реалиях наличие большого количества инвесторов после проведения IPO служит также в некоторой степени защитой от противоправных действий государства и потенциальных рейдеров.

Итак, исходя из вышесказанных целей и причин выхода компании на IPO, можно перечислить преимущества и недостатки IPO. К преимуществам IPO по сравнению с другими формами заимствования, которые определяют выбор IPO в качестве главного инструмента привлечения инвестиций в зарубежных странах можно отнести следующее:

- привлечение бессрочного капитала, который не нужно обслуживать;

- обретение рыночной стоимости (капитализации). Стоимость публичной компании, как правило, всегда выше стоимости закрытой частной фирмы, прежде всего, благодаря существующей ликвидности и наличию достаточно легко обнаруживаемой информации о компании;

- привлечение инвестиций в будущем на более выгодных условиях. Приобретение статуса публичной компании обычно сопровождается ростом ее чистой стоимости и увеличением собственных средств, что позволяет привлекать в будущем более дешевое финансирование;

- обеспечение ликвидности собственности владельцев компании;

- повышение стоимости акций;

- составление финансовой отчетности по международным стандартам и улучшение имиджа, повышение престижа компании;

- получение листинга на фондовой бирже.

Подводя итог, все вышеназванные преимущества IPO, можно объединить в два крупных преимущества.

1) Преимущества, связанные с привлечением долгосрочного капитала;

2) Преимущества, получаемые компанией при приобретении статуса публичной.

К недостаткам IPO следует отнести следующее8:

- частичная потеря компанией свободы, контроля и закрытости (если она требуется). Перед и после проведения публичного размещения акций, компания вынуждена детально освещать все основные аспекты своей деятельности, все изменения, при этом тщательно оберегаемая и скрываемая ранее информация становится доступной неопределенно широкому кругу пользователей, среди которых есть и конкуренты, и клиенты, и сотрудники компании, и недоброжелатели.;

- IPO требует определенных существенных затрат на проведение рекламы, оплаты всевозможных комиссионных PR-агентам, андеррайтерам, переводу бухгалтерской и финансовой отчетности в европейский или американский формат, дополнительных вознаграждений аудиторским организациям, юридическим фирмам (консультантам), которые не требуются при привлечении заемных средств путем получения их в банке.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что проведение IPO является очень сложным процессом, на который компания тратит большие деньги, время и усилия. Поэтому к IPO необходимо тщательно готовиться, чтобы все преимущества не превратились в недостатки. В мировой практике существует немало примеров неудачных IPO, которые являются следствием непродуманной стратегии развития компании, преждевременного выхода на финансовый рынок, других неграмотных действий руководства предприятия. Такие компании только ухудшают свое финансовое положение (из-за высоких затрат на IPO) и приобретают управленческие проблемы (из-за потери части контроля над компанией).