logo search
История для заочников, готовая методичка

Мир на рубеже XX – XXI вв.

Новая геополитическая ситуация в мире. В 90-е гг. изменилась политическая карта мира: вслед за объединенной Германией на месте бывшего СССР возникли 15 новых государств (декабрь 1991 г.). После 74 лет совместного существования решили разделиться на самостоятельные государства и Чехия со Словакией (январь 1993 г.). Распалась также Югославия, но там этот процесс, к сожалению, приобрел кровавый характер. В июне 1991 г. вспыхнул этнический конфликт в Хорватии, затем и в других югославских республиках. В итоге Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Македония провозгласили независимость. В составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория. Между этими новыми странами не прекращаются вооруженные конфликты, они полыхают и внутри них. Национальные меньшинства то и дело вытесняются с захватываемых в ходе конфликтов территорий, порой - жестоко истребляются. Попытки ООН и НАТО выступить в роли посредников при урегулировании межнациональных конфликтов не всегда приводят к желаемым результатам. Так, весной 1999г. НАТО, поддержав одну из сторон в конфликте из-за сербской области Косово, фактически совершили агрессию против суверенной Югославии.

Печальный опыт бывшей Югославии, а также этнические конфликты на территории бывшего СССР (армяно-азербайджанский, грузино-абхазский, в Средней Азии, в Чечне) показывают, что осторожное и по возможности несиловое, исключающее жертвы решение национальных проблем останется одной из основных задач мирового сообщества и в XXI в.

Среди других задач важное место занимают те, которые проявились после возникновения на территориях стран Восточной Европы и бывшего СССР гигантского «постсоциалистического пространства». Впервые в мировой истории осуществляется переход от социализма к капитализму: приходится перестраивать государственные структуры управления, экономику, весь уклад жизни населения. В более выгодном положении оказались страны, еще при социализме сделавшие определенные шаги по пути реформ (в особенности Венгрия). А в самую трудную ситуацию попали Россия и другие «постсоветские» страны, где сложившиеся за годы социализма структуры и традиции являются наиболее давними и прочными.

После окончания «холодной войны» расстановка сил на международной арене существенно изменилась. К концу 1991 г. были распущены Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора. Страны Центральной и Восточной Европы - бывшие члены этих структур взяли курс на присоединение к Евросоюзу и НАТО. В марте 1999 г. членами НАТО стали Венгрия, Польша и Чехия. В 2004 г. в него вошли Болгария, Румыния, Словакия и Словения, а также Латвия, Литва и Эстония.

Одной из основных реалий новой геополитической ситуации является то, что после распада СССР в мире осталась одна сверхдержава - США. В 2002 г. США попытались закрепить за собой стратегическое преимущество, объявив о своем выходе из договора по ПРО 1972 г. и создании системы национальной противоракетной обороны. Положение США как единственной сверхдержавы отразилось и на их подходе к разрешению региональных кризисов и конфликтов. Так в марте 2003 г. США провели военную операцию против режима С. Хусейна в Ираке. Эта операция, осуществленная без санкции Совета Безопасности ООН, вызвала волну протеста по всему миру. С осуждением действий США выступили их союзники по НАТО Германия и Франция, а также Россия.

Продолжение процесса интеграции. Одной из важнейших черт мирового развития последних десятилетий является нарастающий процесс интеграции, прежде всего экономической. Наиболее ярко этот процесс выражен в Западной Европе, где он начался еще впервые послевоенные годы. В 1957 г. Франция, Италия, ФРГ, Голландия, Бельгия и Люксембург образовали Европейское экономическое сообщество (или «Общий рынок»), к которому в дальнейшем присоединились почти все основные государства Европы (кроме социалистических). Создание ЕЭС позволило сформулировать общеевропейский рынок (отсюда и второе название ЕЭС), который действовал на редкость эффективно благодаря согласованию партнерами всех своих инициатив. Были сведены к минимуму либо вовсе сняты таможенные барьеры, унифицирована финансовая (в том числе налоговая) политика стран - участниц ЕЭС. В 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором (подписан в феврале 1992 г.) был образован Европейский союз.

Процесс европейской интеграции не ограничивается только экономикой, он все активнее проникает и в политическую сферу. Еще в 1949 г. был создан межправительственный консультативный орган - Совет Европы, затем, при создании ЕЭС, был образован и Европейский парламент, хотя реально он начал действовать только с 1979 г. Правда, на первых порах Совет Европы и Европарламент не выходили за рамки дачи рекомендаций и советов, и если и влияли на политику европейских государств, то лишь косвенно. Но к началу 90-х гг. роль Европарламента возросла. В Маастрихтских соглашениях предусмотрено, что определенный круг политических решений, в том числе в области внешней и военной политики, европейские государства должны будут согласовывать в Европарламенте и Европейском совете. (Он был образован в 1967 г.). Название этого органа весьма символично и указывает на то, что его участники не хотят ограничивать свою деятельность только сферой экономики.

В соответствии с Маастрихтским договором с 1 января 2002 г. на территории стран Евросоюза была введена единая валюта - евро. Таким образом, в Европе создается единое пространство, в рамках которого свободно перемещаются люди, товары, услуги и капиталы.

В 1994 г. в Евросоюз вступили Австрия, Финляндия, Швеция. В 2004 г. - Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. В общеевропейскую интеграцию постепенно вовлекаются помимо Прибалтийских и другие «постсоветские» страны, включая Россию. А вот попытки интеграции внутри самого «постсоветского пространства» пока не приносят заметных результатов. Это связано, в частности, с тем, что прежние связи между советскими республиками часто носили деформированный, а иногда и неравноправный характер. Порожденные этой и рядом других причин центробежные тенденции пока остаются сильнее центростремительных, но постепенно ситуация меняется.

В целом же экономические и политические процессы последних лет позволяют предположить, что уже в первые десятилетия XXI в. значительно возрастет степень интеграции в старых регионах: Европейском, Северо- и Латиноамериканском, Восточноазиатском. Видимо, сформируется Евразийский («постсоветский») регион, а также Африканский. Впрочем, нельзя исключить, что те или иные государства Африки больше будут тяготеть к интеграции с другими регионами. Одновременно различные интеграционные регионы будут стремиться к взаимному сближению. Этот процесс уже развивается между Северо- и Латиноамериканским регионами и в меньшей степени между Европейским и до конца не сформировавшимся Евразийским.

В XXI в. процесс взаимного интеграционного сближения примет всемирный характер, хотя, конечно, предсказать все его конкретные детали сейчас невозможно.

Экономическое развитие России в 1990-е - 2000-е годы. В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин предложил программу радикальных экономических преобразований в стране, основанных на западном опыте, - так называемую шоковую терапию. Главным идеологом программы был известный экономист и политик Е.Т. Гайдар. Эта программа предполагала введение свободных цен на товары и услуги, внедрение механизма конкуренции между предприятиями и отраслями промышленности, отказ от госконтроля за внешней и внутренней торговлей, приватизацию и акционирование государственных средств промышленного и сельскохозяйственного производства. Планировалось проведение антимонопольной политики. В этих условиях слабо защищенная часть населения - пенсионеры, инвалиды, дети, молодежь - должна была получить поддержку со стороны государства. Экономические трудности намечалось преодолеть к осени 1992 г. - к моменту стабилизации экономики.

Первого января 1992 г. было объявлено об отпуске розничных цен. Они почти мгновенно возросли в 10-12 раз, а к концу года - до 150 раз. Видимых улучшений экономике это не принесло, но большинство жителей страны ощутили на себе резкое снижение уровня жизни.

Крупной экономической проблемой 1992 г. стали взаимные долги промышленных предприятий. Достигнув к лету 2 трлн. рублей, они привели предприятия к состоянию развала. Задержки зарплаты рабочим и служащим превратились в норму. Набирала обороты инфляция. К январю 1993 г. в стране было напечатано денег в 4 раза больше, чем в середине 1992 г. Спад производства за 1992 г. достиг 35%. Не оправдались надежды и на помощь международных финансовых организаций. Программа Гайдара и возглавляемого им правительства провалилась.

За счет либерализации торговли в России активно шло первоначальное накопление капитала, базировавшееся на спекуляциях в торгово-закупочной сфере.

В 1992 г. была проведена приватизация имущества на основе раздачи гражданам России приватизационных чеков (ваучеров), стоимость которых номинально составляла 10 тыс. рублей. Предполагалось, что эта приватизация будет способствовать формированию слоя собственников-акционеров, однако и здесь надежды не оправдались. Ваучерная приватизация не принесла экономического эффекта, не оживила промышленное производство, не породила новой социальной группы собственников.

Итоги экономических преобразований 1992-1993 гг. оказались неутешительными, однако свободное ценообразование позволило начать наполнение рынка необходимым товарами. Процесс приватизации дал толчок к созданию в стране рыночных отношений. Роль госзаказа резко снизилась, на передний план стали выходить такие экономических факторы, как спрос и предложение.

Шокотерапия нанесла значительный урон бюджетной сфере - образованию, науке, медицине, культуре, социальному обеспечению. Еще в недавно однородном обществе началась социально-экономическая поляризация.

Социальные последствия проводимой политики были крайне тяжелы. Только в 1993 г. по сравнению с предыдущим годом смертность увеличилась на 20%, а снижение рождаемости достигло 14%. В конце 1992 г. в стране насчитывалось около 1,5 млн. безработных.

Первого июля 1994 г. правительство Российской Федерации приняло решение о проведении промышленной приватизации. Почти все малые и средние государственные предприятия перешли в частную собственность. Однако главную задачу - создать многочисленный социально обеспеченный слой населения, именуемый в западных странах средним классом, - решить не удалось. Его основу составляют бизнесмены и частные предприниматели, коих в настоящее время в России насчитывается менее 10% от всего населения.

Неоправдавшиеся надежды сначала на шокотерапию, затем на ваучеризацию вынудили правительство в 1994-1996 гг. ужесточить контроль государства за состоянием производства. Основное внимание было сосредоточено на борьбе с инфляцией и на финансовой стабилизации. Предполагалось создать условия стимулирования внешних инвестиций в российскую экономику.

В 1996 г. по сравнению с 1991 г. спад промышленного производства достиг 55%. Инфляция в 1994 г. составила 250%, 1996 г. - 80%. Многие российские розничные цены на товары и услуги значительно превысили мировые.

Более существенное снижение темпов инфляции произошло в 1997 г., когда она опустилась ниже 12,5%. В январе 1998 г. была проведена деноминация рубля, однако 17 августа 1998 г. российское правительство объявило дефолт, в результате чего многие едва вставшие на ноги частные и государственные предприятия оказались разорены. Этот обвал привел к новому витку экономической и политической нестабильности. Реальные доходы россиян к лету 1999 г. сократились почти на четверть.

Обвал государственных облигаций и курса рубля при всей болезненности ситуации вынудил государство начать реформу налогового законодательства, уделять больше внимания малозащищенным слоям населения.

Несмотря на многочисленные социально-экономические трудности, к началу XXI в. у россиян сформировалась психология предпринимательства, развилась частная инициатива. Впервые за многие годы наметился подъем экономики, особенно заметный в базовых отраслях. В 2002 г. ежемесячные темпы роста строительства, розничной торговли, сельского хозяйства составили 102-106% по отношению к 2001 г. Более 80% руководителей промышленных предприятий летом 2002 г. оценивали экономическую ситуацию как «хорошая» либо как «удовлетворительная». Рост реальных денежных доходов жителей страны в 2002 г. составил почти 7%.

Однако инфляция, задержки заработной платы государственным служащим, безработица не исчезли. В ходе социологического опроса, проводившегося в 2002 г. в 49 субъектах Российской Федерации, на вопрос «Какова главная внутренняя проблема в стране?» 24% респондентов ответили, что рост цен, 16% - война в Чечне, 12% - безработица. Столько же человек главной проблемой считают преступность.

Экономическое развитие России в первые годы XXI в. нацелено на смягчение социальных и преодоление экономических последствий проводимых реформ, на обеспечение социальных функций государства: национальная оборона, безопасность, образование, здравоохранение, совершенствование социальной инфраструктуры. Одними из главных задач президент и правительство считают повышение уровня доходов граждан, расширение внутреннего спроса на товары и услуги, привлечение инвестиций в отечественную экономику.

Международное положение России в новых геополитических условиях. Российская Федерация на международной арене объявила себя правоприеемником СССР, взяв на себя все его прежние обязательства, включая выплату внешнего долга. Наша страна осталась ядерной державой, сохранившей свое влияние на принятие международных решений мирового масштаба.

В то же время в начале 1990-х гг. ее внешнеполитический курс подвергся значительной корректировке. Среди внешнеполитических приоритетов Российская Федерация выделила, прежде всего, интегрированность в мировую экономическую систему, укрепление позиций на территории бывшего СССР, плодотворное сотрудничество с каждым государством - членом СНГ. Постепенно выкристаллизовались и два главных направления внешнеполитического курса: сотрудничество со странами ближнего зарубежья, с западноевропейскими державами и с государствами Американского континента.

Распад СССР повлек за собой обострение отношений между бывшими союзными республиками, ставшими самостоятельными государствами. В значительной мере разногласия объяснялись пограничными и имущественными спорами. Пример тому - ухудшение отношений с Украиной, связанное с переделом Черноморского флота, с вопросом о статусе Крыма, о военно-морской базе в г. Севастополе. В 1992 г. была предпринята попытка создания единых (объединенных) вооруженных сил СНГ, которая оказалась безрезультатной.

Важную роль в решении внешнеполитических вопросов сыграл заключенный в Ташкенте в мае 1992 г. договор о коллективной безопасности между Арменией, Казахстаном, Россией, Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменией. В 1993 г. к этому договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и вошедшая в тот момент в состав СНГ Грузия. В марте 1996 г. Белоруссия, Россия, Казахстан и Киргизия (а спустя три года и Таджикистан) подписали договор «Об углублении интеграции в законотворческой и гуманитарных областях», представлявший по существу таможенный союз.

В апреле 1996 г. в Москве состоялось подписание договора об образовании Сообщества России и Белоруссии. Спустя год это Сообщество было преобразовано в Союз двух государств. В 1997 г. вступил в силу договор о Союзе России и Белоруссии, положивший начало дискуссии по Уставу Союза двух государств. В 1999 г. был подписан договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, который, несмотря на крайне низкие темпы развития, стал важным шагом в сближение наших стран.

Развиваются двусторонние отношения России с другими странами СНГ, в первую очередь с Украиной и Молдавией.

В феврале 1992 г. Россия и США подписали Декларацию об окончании «холодной войны», в которой было сделано программное заявление о том, что оба государства отныне не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Важным этапом российско-американских отношений стало заключение в январе 1993 г. договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

В июне 1997 г. лидеры стран «большой семерки» приняли решение о создании «большой восьмерки», включив в ее состав Россию. В мае 1997 г. в Париже был подписан договор между Россией и странами - членами НАТО об особом партнерстве, а спустя несколько месяцев между лидерами России; Германии и Франции начался диалог об укреплении партнерства. На рубеже XX - XXI вв. Россия начала активный диалог с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейским союзом, Советом Европы, Организацией стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В 2001 г. в Москве возобновило свою деятельность представительство НАТО. Россия поддержала действия США в Афганистане, направленные на борьбу с терроризмом.

В июле 2001 г. началась реализация Концепции внешней политики России, ориентированной на формирование многополярной системы международных отношений, отражающей широкий спектр социально-политических и экономических интересов государства. В том же году Совет по внешней и оборонной политике Российской Федерации сформулировал свои рекомендации по «встраиванию России в процесс глобализации», которые нашли понимание в политических кругах ведущих мировых держав.

В 2002 г. продолжали укрепляться двусторонние отношения России с США, Великобританией, Германией, Францией, Канадой и другими странами. В отличие от предыдущих лет российское руководство, дипломатический корпус усилили свое внимание к укреплению добрососедских отношений со странами Дальневосточного региона.

Взаимоотношения России со странами ближнего и дальнего зарубежья в конце 1990-х гг. строились на поиске компромиссов и новых приоритетов в международном сотрудничестве. Среди них все большую роль начинает играть совместная борьба с терроризмом, с религиозным экстремизмом.

Стратегия российской внешней политики нацелена на военно-политическое и социально-экономическое сотрудничество с другими странами при соблюдении собственных геополитических интересов.

Вместе с тем на фоне общей стабильности выделяются некоторые неудачи. В 2003 г. был очевиден кризис партнерских отношений с США, вызванный проведением военной операции против Ирака. 21 марта 2003 г. РФ официально заявила, что боевые действия США не имеют каких-либо правовых оснований. Действия США в Ираке явно противоречат интересам России. В частности, инициатива США по списанию долгов Ираку не только политически, но и экономически невыгодна России, поскольку она является одним из основных кредиторов Ирака.

Недостаточно эффективна российская внешняя политика на Дальнем Востоке. До сих пор не удалось достичь качественного улучшения в отношениях с Японией. Доля РФ во внешнеторговом обороте государств Азии составляет примерно 1%, в то время как стран Азии в российском экспорте - 15%.

Россия продолжала терять свои позиции в ряде регионов постсоветского пространства. На фоне размещения войск США в Узбекистане и Киргизии российское военно-политическое влияние на бывшие советские республики почти отсутствует.