4.Активизация интеграционных процессов после II мировой войны.
2МВ показала насколько был хрупок мир в Европе. И даже Лига Наций, на которую возлагались большие надежды по предотвращению новой военной угрозы, оказалась не в состоянии навести порядок на м/н арене. Боязнь немецкого реваншизма, а также советская угроза толкали европейские страны к сотрудничеству, которое сможет гарантировать мир и порядок в Европе. Вместе с тем, такая альтернатива встречала множество препятствий, например, взаимная неприязнь наций, нерешённые вопросы о спорных территориях, ответственность за развязывание войны, выплата контрибуций.
Однако поиски путей послевоенного урегулирования Европы начались ещё до окончания 2МВ. Так, правительства Нидерландов, Бельгии и Люксембурга ещё во время войны, будучи в изгнании, договорились о тесном экономическом сотрудничестве после окончания войны . В 1946 было подписано соответствующее соглашение, а два года спустя страны Бенилюкса отменили таможенные сборы между собой и установили общий внешний тариф. Пример столь удачного международного сотрудничества заставлял задуматься о такой перспективе для всей Европы.
Перспектива интеграции: федерализм или функционализм
Перед европейскими политиками возникло две возможности интеграции: экономическая и политическая. За экономическую модель высказывались многие европейские правительства; политическая модель была предложена бывшим премьер-министром Великобритании У.Черчиллем. К началу 50х гг. это противостояние переместилось на идеологическую почву, и теперь федералисты и функционалисты спорили за будущее европейского объединения. Но самым главным вопросом, который все ещё оставался на повестке дня и который не могла обойти стороной ни одна концепция, был вопрос о том, как избежать новой войны.
Основу западноевропейского единства федералисты видели в общем культурном наследии, что должно было обеспечивать базис для политического объединения. Приоритет федералисты отдавали политической сфере интеграции, прежде всего созданию наднациональных институтов, которым национальные власти должны передать широкие полномочия - только таким образом гражданам может быть гарантирована политическая и экономическая безопасность. В итоге предполагалось создание целостной федерации европейских государств вместо существующих стран, постоянно соперничающих друг с другом. Федералисты уделяли недостаточно внимания экономическим факторам интеграции, но выступали за немедленное создание в Западной Европе федеральной политической структуры.
Главными оппонентами федералистов были сторонники функционализма. Функционализм - «…классическая теория региональной интеграции, согласно которой необходимость технократического управления экономической и социальной политикой приводит к формированию интернациональных агентств» . В свою очередь, эти агентства обеспечивают экономическое процветание, приобретая легитимность и преодолевая идеологические противоречия. В долгосрочной перспективе они эволюционируют в международные правительства. Классический функционализм изложен в работах его основателя Дэвида Митрани. Функциональный подход к мировой политике - и политике европейской интеграции - сосредоточен на человеческих нуждах и всеобщем благосостоянии, а на пути к достижению этих целей можно поступиться и со статусом государства-нации и с любой идеологией. Функционалисты выражают своё сомнение по поводу того, что государство-нация вообще способно обеспечить благосостояние человека. Удовлетворение некоторых потребностей носит трансграничный характер, поэтому образование надгосударственных структур с вверенными им функциями неизбежно.
Главное отличие двух парадигм состоит в том, сколько внимания уделяется понятиям политического и экономического. В своей политической стратегии федералисты в большей степени сосредотачивались на учреждении институтов, которые будут контролировать федерацию. В отличие от федералистов, функционалисты считали, что интеграция должна начинаться с экономической сферы и только потом распространяться на политику. В этом отношении функционализм гораздо более прагматичен.
Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - первое интеграционное объединение в Европе, положившее начало процессу европейской интеграции и созданию ЕС.
Послевоенная Западная Европа вынуждена была искать свое собственное место в Ялтинско-Потсдамской системе международных отношений, двумя полюсами которой стали СССР и США. Перед Западной Европой стояли задачи экономической и политической реконструкции, недопущения возрождения прежних антагонизмов на континенте, включение Германии (или ее части) в западный блок, все более важной становилась и задача противодействия сталинскому Советскому Союзу. Объединение Западной Европы неизбежно сталкивалось с серьезными трудностями: перепад в уровне политического и экономического развития различных стран; накопившееся недоверие в отношении Германии, в наибольшей степени со стороны Франции; англо-французское соперничество за лидерство.
Два пути объединения
Создание Совета Европы в 1949г. явилось полезной инициативой, но его решения носили рекомендательный характер, а вся его деятельность была затруднена развернувшейся холодной войной.
Дальнейшее развитие западноевропейской интеграции могло развиваться двумя путями. При первом варианте акцент делался на создание военно-политического объединения с участием ФРГ – в таком случае формировалась бы мощная европейская опора НАТО. Попыткой в этом направлении стал план создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) с соответствующими политическими институтами. Как известно, проект создания ЕОС был провален французским парламентом в августе 1954 г. Стало ясно, что Западная Европа не созрела для политической и военной интеграции на наднациональной основе.
Процесс западноевропейской интеграции пошел по второму варианту: с экономической сферы, чтобы затем включить и политические институты. Экономическая интеграция была призвана ускорить процесс реконструкции, способствовать созданию в Западной Европе стабильной социально-экономической ситуации, включить ФРГ в западный блок и вместе с тем обеспечить Франции некоторые гарантии в отношении ее партнера-соперника.
Зародышем экономической интеграции Западной Европы стала Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), учрежденная в 1948 г. участниками плана Маршалла. Однако она получила лишь координационные функции и не могла вывести процессы экономического возрождения Европы на наднациональный уровень.
Идейным отцом европейской интеграции стал французский экономист Жан Монне, генеральный комиссар по вопросам планирования, он подготовил доклад, легший в основу декларации Шумана.
В результате переговоров и дискуссий был подготовлен Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его участниками стали шесть государств: Франция,ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Он был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет.
По договору о создании ЕОУС, государства-участники обязались поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа, решения которого становились для них обязательными; пошлины на товары, производимые угледобывающей и металлургической промышленностью шести стран, должны были быть ликвидированы в целях объединения экономических ресурсов участников ЕОУС.
Договор нацеливал на создание общего рынка товаров и услуг в сфере добычи и производства угля и стали, а также реконструкцию двух базовых отраслей экономики для повышения их рентабельности.
- 1.Понятие интеграции. Интеграционные объединения и международные организации.
- 2.Основные формы многосторонних объединений в истории Европы (античность, средние века, новое время).
- 3.Особенности многосторонних отношений между мировыми войнами.
- 4.Активизация интеграционных процессов после II мировой войны.
- 5.Теоретические концепции интеграции (функционализм и неофункционализм, либеральный институционализм).
- 6.Квазиинтеграционные процессы.
- 7.Принцип государственного суверенитета и процесс интеграции.
- 8.Теория взаимозависимости государств.
- 9.Виды интеграции, их особенности.
- 10.Основные этапы экономической интеграции.
- 11.Институционально-правовые основы интеграционных объединений (по выбору).
- 12.Общая характеристика одного из важнейших интеграционных
- 13.Соотношение экономической, политической и военной интеграции.
- 14.Проблема неравномерности развития государств в рамках интеграционного объединения.
- 15.Проблема однотипности экономик государств-членов интеграционного объединения.
- 16. Расширение ес: проблемы и перспективы.
- 17.Основные институты Европейского Союза.
- 18.Европейские субрегиональные интеграционные объединения.
- 19.Включение сша в интеграционный процесс в Северной Америке.
- 20.Взаимозависимость государств в рамках нафта.
- 21.Интеграция и дезинтеграция на территории бывшего ссср.
- 22.Создание субрегиональных объединений в рамках снг: причины и перспективы.
- 23.Особенности интеграционных процессов в различных регионах мира (Латинская Америка).
- 24.Особенности интеграционных процессов в различных регионах мира (Азиатско-Тихоокеанский регион).
- 25.Арабская интеграция: история и современность.
- 26.Концепция устойчивого развития и деятельность м/н организаций.
- 27.Классификация международных многосторонних структур. Классификация по кругу участников:
- Классификация по выполняемым функциям:
- Классификация по порядку приёма новых членов:
- Классификация по компетенции (сфере деятельности):
- 28.Роль оон в современных международных отношениях.
- 29.Проблема реформирования оон на современном этапе.
- 30.Главные органы оон.
- 31.Специализированные и вспомогательные учреждения оон.
- 32.Научно-исследовательские и учебные учреждения оон.
- 33.Глобализация и её влияние на деятельность международных организаций.
- 34.Основные направления деятельности европейских региональных организаций.
- 35.Многосторонние режимы в современном мире.
- 36. Субрегиональные международные организации.
- 37.Взаимодействие оон и региональных международных организаций.
- 38. Региональные организации в системе международных отношений.
- 39. Неправительственные организации: понятие и специфика деятельности.
- 40.Взаимодействие правительственных и неправительственных организаций.
- 41. Оон и международные миротворческие операции.
- 42.Нато: история создания и роль в современном мире.
- 43.Расширение нато и Российская Федерация.
- 44.Гуманитарная деятельность международных организаций.
- 45. Международные финансово-экономические организации.
- 46.Организация экономического сотрудничества и развития: основные направления деятельности на современном этапе.
- 47. Всемирная Торговая организация и её роль в современном мире.
- 48. Оон и вто: соотношение функций.
- 49. Российская Федерация и Всемирная торговая организация.
- 50. Взаимоотношения между ес и нато: проблемы и перспективы.