logo search
640161_5FA85_burmistrov_v_n_vneshnyaya_torgovly

Глава IV. Основные средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Вопрос

IV.1. Какими средствами регулирования внешнеэкономической деятельности располагает государство?

Ответ

IV.1. Активная интернационализация мирового производства, обусловленная углублением международного разделения труда, с необходимостью сопровождается расширением и диверсификацией сферы международного обмена товарами, услугами, продукцией интеллектуальной деятельности и пр. Глобализация сопровождается также и существенным расширением масштабов капиталопотоков в различной форме, перемещением трудовых ресурсов и других факторов, определяющих современное состояние международного производства и сферы обмена. В международное разделение труда вовлекаются все большее количество субъектов внешнеэкономической деятельности от отдельных физических лиц и частных фирм до предприятий государственного сектора и самих государств.

Вся эта сложная система мирохозяйственных связей и взаимоотношений вызвала к жизни необходимость создания и внедрения в практику сложной системы регулирования ВЭД как на национальном, так и международном уровнях. Многие из этих норм обрели статус международных правил и зафиксированы в соответствующих межгосударственных договорах и соглашениях, например, в соглашениях региональных интеграционных группировок. Наиболее универсальными на современном этапе являются нормы и правила, объединенные в соглашениях Всемирной Торговой Организации, определяющих и формирующих достаточно сложное правовое поле внешнеэкономической деятельности для 150 государств, в котором формируется более 90% стоимостного объема международной торговли.

Некоторые международные правила существуют в форме торговых обычаев, традиций и пр. норм, отраженных в национальном законодательстве или в двусторонних соглашениях (правила приграничной и межрегиональной торговли, условия каботажного и речного судоходства и др.).

Применительно к сфере регулирования внешнеторговой деятельности любое государство располагает обширными возможностями и разнообразными инструментами, дающими возможность контроля как за количественнми параметрами товаропотоков, так и за их структурными характеристиками.

Основные средства государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП можно подразделить на три группы:

- международные договоры и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве;

- экономические средства регулирования;

- административные средства регулирования.

Вопрос

IV.2. Почему международные договоры и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве могут служить средством государственного регулирования ВЭД?

Ответ

IV.2. Международные договоры о торговле, платёжных отношениях, транспортном обеспечении товарооборота и пр. остаются одним из важнейших средств государственного регулирования ВЭД и релизации ВЭП во взаимоотношениях с другими государствами, поскольку в этих соглашениях фиксируются как основные общеэкономические принципы ВЭП, так и её особенности на регионально-страновом уровне, что фактически представляет собой правовую основу или свод правил организации и реализации двусторонних ВЭС со страной-партнёром по данному соглашению.

В соглашениях находят отражение все условия, которые страны-партнёры по данному соглашению предоставляют друг другу на взаимной основе и которые определяют правовые особенности и принципы регулирования их взаимоотношений во внешнеэкономической

сфере, т.е. определяются основные условия доступа товаров, услуг и других факторов на рынок страны-партнера по соглашению.

Прежде всего фиксируется взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ).

Если взаимоотношения сторон находятся на достаточно высоком уровне, то в торговом договоре может быть предусмотрено предоставление на взаимной основе национального режима.

Важным элементом соглашений являются платёжные условия, определяющие технологию расчётов за взаимопоставляемые товары и услуги (клиринг, обычные коммерческие условия и т.д.). Может быть зафиксирована валюта цен контрактов, валюта платежа, защитные меры по избежанию возможных потерь при изменении курса валюты платежа и др. условия. Фиксируются также реквизиты банковских организаций (государственных, коммерческих и др.), через которые рекомендуется осуществлять платежные операции.

Одной из составных частей соглашения могут быть транспортные условия, т.е. условия транспортного обеспечения взаимного товарооборота, а также транзита, под которым понимается проход товаров, судов и других транспортных средств через таможенные территории договаривающихся сторон при поставках в третьи страны.

Если платёжные или транспортные условия соглашений представляют собой достаточно сложный комплекс вопросов, то они могут быть вынесены за рамки основного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и оформлены в виде отдельных соглашений.

Особенностью двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами является наличие в них среди основных условий также статьи о статусе Торгового представительства РФ в стране-партнёре. В этой статье зафиксированы условия, предусматривающие экстерриториальность представительства, возможность использования им шифрованой связи, дипломатической почты и др. условия. В соглашении указывается срок его действия и условия продления и денонсации.

Соглашения с рассмотренной или близкой к ней структурой подписаны и регулируют торгово-экономические отношения Российской Федерации на двусторонней основе практически со всеми промышленно развитыми странами, с большинством развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки.

Примером многостороннего соглашения может служить подписанное в 1994 году и вступившее в силу с 1 декабря 1997 г. после ратификации всеми странами-членами ЕС Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между РФ и Европейским Союзом.

Наиболее универсальными как по количеству стран-участников, так и по охвату регулируемых проблем и механизмов регулирования являются соглашения, лежащие в основе правовой базы деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) – Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и др.

Вопрос

IV.3. Понятие режима наибольшего благоприятствования. Его экономическое содержание и основные изъятия из него.

Ответ

IV.3. Режим наибольшего благоприятствования или в другой редакции – принцип наиболее благоприятствуемой нации является основным принципом деятельности Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и его определение дается в ст. 1 ГАТТ.

Этот режим следует понимать как комплекс условий, предоставляемых товарам и услугам страны-партнера на таможенной территории принимающей страны (уровень таможенных пошлин и сборов, характер внутреннего налогообложения, особенности административного регулирования внешнеэкономической сферы и др.), которые должны быть не хуже условий, предоставляемых товарам и услугам любой другой третьей страны.

При расширительном толковании РНБ эти условия могут распространяться, помимо товаров и услуг, также и на деятельность юридических и физических лиц страны-партнера на таможенной территории принимающей страны (визовой режим, пограничные сборы и пр.).

РНБ был предложен мировому сообществу в качестве одного из основных принципов международной торговли, рекомендуемым для включения в тексты международных договоров, на первой сессии ЮНКТАД в 1964г. В документах этой сессии ЮНКТАД отражено, что “международная торговля должна осуществлятся к взаимной выгоде на основе режима наиболее благоприятствуемой нации и должна быть свободна от мер, наносящих ущерб интересам других наций”. В настоящее время РНБ является важнейшим правовым условием международных договоров и соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству.

Международное право в принципе не предусматривает исключений из РНБ, хотя существуют некоторые исторически сложившие ситуации, в которых международная торговая практика допускает отдельные изъятия из РНБ, которые находят отражение в текстах договоров и соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве.

Такие исключения допускаются, например, для условий приграничной торговли соседних государств, для каботажного судоходства.

Широко используются также общепринятые в мировой практике изъятия из РНБ, вытекающие из участия любой из договаривающихся сторон в соглашениях о свободной торговле, о таможенном союзе или в других формах интеграционных группировок. В этом случае участник зоны свободной торговли или таможенного союза при заключении соглашений с третьими странами освобождается от обязанности распространения льготного режима торговли, предусмотренного условиями таможенного союза или зоны свободной торговли, на эти третьи страны, не входящие в эту интеграционную группировку. Так, например, Франция, предоставляя России в соответствии с соглашением РНБ, тем не менее не может обеспечить на своей таможенной территории российским товарам и услугам режим, предоставляемый импорту из других стран-членов Европейского Союза, обусловленный их участием в интеграционном экономическом и валютном союзе – ЕС.

Точно также и Россия не может предоставить французским товарам и услугам такие условия доступа на российскую таможенную территорию, какие имеют, например, белорусские товары и услуги, что вытекает из условий нашего участия в таможенном союзе с Белоруссией.

Важным и широко распространенным изъятием из РНБ являются условия, обусловленные Общей системой преференций (ОСП). Суть Общей системы преференций состоит в том, что промышленно развитые страны приняли на себя на невзаимной основе добровольные обязательства по предоставлению льготных условий доступа на свои рынки товаров развивающихся стран.

Концепция создания ОСП была выдвинута по инициативе социалистических и развивающихся стран на первой сессии ЮНКТАД в 1964г. с целью содействия экономическому развитию стран «третьего» мира. После официального одобрения в рамках ЮНКТАД в 1968г. ОСП стала важным стимулом индустриализации развивающихся стран и развития международной торговли.

В настоящее время системы преференций для товаров из развивающихся стран действуют на рынках фактически всех развитых стран: Европейского союза, США, Японии и др. Советский Союз также присоединился к ОСП и Россия как правопреемница СССР предоставляет товарам развиващихся стран льготные условия доступа на внутренний рынок. В настоящее время товары из развивающихся стран на российский рынок поставляются с взиманием импортных пошлин на 25% ниже базисного уровня. Товары из наименее развитых стран – беспошлинно.

Как следует из приведенных цифр, льготные условия доступа реализуются через предоставление значительно сниженных импортных таможенных пошлин, а суть изъятия из РНБ, основанного на условиях ОСП, заключается в невозможности предоставления этих льгот в рамках РНБ стране, не входящей в мировую подсистему развивающихся стран.

Вопрос

IV.4. Что такое национальный режим и его экономическое содержание?

Ответ

IV.4. Если взаимоотношения сторон-партнеров по договору находятся на достаточно высоком уровне, то в торговом договоре может быть предусмотрено взаимное предоставление национального режима, заключающегося в том, что иностранным товарам и услугам предоставляются на таможенной территории принимающей страны такие же условия (уровень налогообложения, условия реализации, транспортное обеспечение, страхование и пр.), как и для национальных (отечественных) товаров и услуг.

И опять-таки при расширительном толковании национального режима он может включать в себя условия деятельности на таможенной территории принимающей страны юридических и физических лиц страны-партнера по соглашению (условия создания, регистрации и ликвидации фирм, уровень внутреннего налогообложения, условия передвижения по стране, страхования, найма рабочей силы и пр.).

Условиями ГАТТ предусматривается (ст.III) обязательное предоставление на взаимной основе всеми членами ВТО друг другу наряду с РНБ также и национального режима. Как и РНБ, принцип национального режима является одним из важнейших и эффективнейших инструментов регулирования международных торговых связей, обеспечивающих равноправные условия для договаривающихся сторон.

Вопрос

IV.5. Какие средства государственного регулирования относятся к экономичесим средствам?

Ответ

IV.5. В международной практике используется широкий набор экономических средств регулирования ВЭД, выполняющих как регулирующие, так и фискальные функции. Основными формами экономического воздействия на эффективность экспортных и импортных операций являются:

Особенность экономических средств регулирования состоит в их непосредственном воздействии на цены, а, следовательно, на конкурентоспособность экспортных и импортных товаров через рыночные механизмы, при этом потребитель не лишается возможности выбора между отечественным или импортным товаром.

Вопрос

IV.6. Таможенно-тарифное регулирование как важнейший механизм государственного регулирования ВЭД.

Ответ

IV.6. Среди экономических средств регулирования ведущее место принадлежит таможенному тарифу как наиболее значимому и распространенному в международной практике инструменту регулирования.

Таможенно-тарифное регулирование в России, как и любом другом государстве является основным механизмом регулирования товаропотоков и валютных средств, пересекающих таможенную границу страны. Однако, помимо регулирующих функций (защита внутреннего рынка, рационализация товарной структуры экспорта и импорта, поддержание платежного баланса и т.д.) таможенный тариф имеет также фискальную функцию как важный источник пополнения доходной части государственного бюджета.

Правовая база таможенного регулирования содержит два взаимосвязанных блоков законов: Таможенный кодекс и закон (законы), регулирующий таможенное обложение пошлинами товаров – закон о Таможенном тарифе.

Таможенный кодекс представляет собой комплекс норм и правил, определяющих деятельность органов таможенного контроля, их права и обязанности, организацию таможенного дела. В кодексе даются также определения основных таможенных режимов, регулирующих переходы товаров через таможенную границу государства: экспорт и реэкспорт, импорт и реимпорт, другие режимы .

Таможенный тариф является фактически основным инструментом таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Закон о Таможенном тарифе определяет порядок обложения пошлинами товаров и услуг, пересекающих таможенную границу государства, структуру таможенного тарифа, уровни таможенного обложения и другие параметры. Наряду с внутренними налогами таможенно-тарифный механизм прямым образом влияет на экономическую ситуацию в стране через воздействие на внутренние цены, на уровень и структуру государственных доходов, на состояние платежного баланса страны и т.д.

Вопрос

IV.7. Какие виды таможенных тарифов Вы знаете?

Ответ

IV.7. В международной практике применяются как простые, так и сложные таможенные тарифы.

Простой или одноколонный тариф предполагает обложение единой ставкой тарифа товара одного кода вне зависимости от страны происхождения Сложный или многоколонный тариф применяется в случаях, когда один и тот же товар облагается разными ставками таможенной пошлины, величина которых зависит от характера внешнеэкономических отношений со страной происхождения товара. Максимальная ставка (автономная) применяется, если стране-экспортеру не предоставлен РНБ. Если товар поступил из страны, с которой имеется соглашение о взаимном предоставлении РНБ, то ставка таможенной пошлины носит конвенционный, т.е. договорный статус и ее величина существенно ниже автономной пошлины. Сложный тариф может содержать также преференциальные уровни таможенного обложения, обусловленные либо участием принимающей страны в Общей системе преференций для развивающихся стран, либо в интеграционных группировках, ассоциациях и т.д. Преференциальные ставки пошлины могут иметь и нулевое значение, если товар импортируется из наименее развитых стран. Наиболее сложные импортные тарифы применяются, как правило, развивающимися странами, иногда до 17 колонок (Венесуэла, Конго, Мали и др.). Это обусловлено острой необходимостью защиты внутреннего рынка.

Пошлины, взимаемые с товаров, вывозимых из страны, называются экспортными пошлинами, а с ввозимых – импортными.

Вопрос

IV.8. Что такое принцип эскалации таможенного тарифа?

Ответ

IV.8. В большинстве современных импортных тарифов отражены два основных принципа назначения уровня таможенных пошлин. Первый принцип, получивший в международной практике наименование принципа эскалации тарифа, заключается в увеличении ставок пошлин по мере повышения степени обработки изделия. Второй принцип, также широко используемый при формировании импортных тарифов, состоит в назначении низких, поощрительных ставок пошлин на продукцию (как правило, современные машины, оборудование, технологии и др.), необходимую государству для технического перевооружения национального производства с целью пополнения экспортных ресурсов изделиями с высокой долей добавленного квалифицированного труда.

Принцип эскалации таможенного тарифа широко используется промышленно развитыми странами с целью с одной стороны – облегчить доступ на их внутренние рынки сырья и полуфабрикатов, которыми они не располагают вообще или располагают в недостаточных количествах. С другой стороны, высокими пошлинами на готовую продукцию затрудняется доступ на внутренний рынок конкурирующей продукции из-за рубежа.

Несмотря на заметное общее снижение средних таможенных пошлин в странах-членах ВТО по результатам переговоров в рамках Уругвайского раунда, по данным ЮНКТАД эскалация таможенных тарифов сохранилась. Если до Уругвайского раунда международных переговоров уровень таможенного обложения готовых изделий в рамках ГАТТ превышал уровень обложения сырьевых товаров в 4,5 раза, то после раунда – в 7,5 раз.

Вопрос

IV.9. Какие виды пошлин в зависимости от способа их расчета применяются в международной практике?

Ответ

IV.9. Таможенный тариф представляет собой перечень ставок таможенного обложения товаров, взимаемых государством при перемещении товара через таможенную границу, т.е. особым налогом, величина которого и определяется ставкой таможенной пошлины. В международной практике применяются следующие виды пошлин в зависимости от способа их расчета:

- адвалорные пошлины (от лат. ad valorem – по стоимости), определяемые в процентном исчислении от таможенной стоимости товара.

Адвалорные пошлины – наиболее часто применяемая форма номинации таможенных пошлин, на их долю приходится около 80% пошлин в мировой практике. В последние годы в тарифе США, например, доля адвалорных пошлин составляет не менее 75%, в ЕС – около 90%, в Швеции – более 85%.

Следует особо обратить внимание на то, что адвалорные пошлины должны начисляться не от цены товара, зафиксированной в контракте, что было бы существенно проще, а именно от таможенной стоимости товара. Это обусловлено нередкими в международной практике случаями искажения контрактных цен недобросовестными участниками ВЭД с целью снижения сумм таможенных платежей. В этой связи таможенные органы наделены правом (более того – на них возложена обязанность) проверять достоверность контрактных цен, их соответствие нормальным мировым ценам и определять таможенную стоимость товара как базы для начисления таможенных платежей. Однако, на практике чаще всего таможенной стоимостью признается все же цена сделки, зафиксированная в контракте, а корректировке подвергаются, как правило, лишь явные отклонения от уровня мировых цен.

Методика определения таможенной стоимости товара может оказать существенное влияние на условия доступа импортных товаров на внутренний рынок через повышение таможенной стоимости и, следовательно, таможенных платежей, что делает ее (методику) весьма эффективным средством административного регулирования ВЭД. С помощью этого инструмента государство может понизить конкурентоспосовность импортных товаров путем повышения таможенной стоимости. Злоупотребления этим инстументом определенно снизились с принятием в рамках ГАТТ Соглашения об оценке товаров в таможенных целях.

- Специфические пошлины расчитываются в абсолютном денежном выражении за единицу измерения товара. Специфические пошлины используются чаще всего при обложении сырьевых товаров, в связи с чем они, как правило, являются экспортными пошлинами. Например, с 1февраля 2006 г. в России взимается экспортная пошлина на нефть сырую в размере 160,8 долл. за тонну. Адвалорные пошлины более удобны при расчете таможенного обложения импорта машинотехнических товаров и других готовых изделий.

- Комбинированные или смешанные пошлины совмещают два вышеназванных вида пошлин: адвалорной и специфической. Назначаются с целью гарантирования определенного уровня поступлений вне зависимости от манипуляций с контрактными ценами. Например, установленная в 1996г. пошлина на ввоз мяса птицы формировалась так: 30%, но не менее 0,3 экю/ кг.

В международной практике встречаются и специального назначения пошлины, основными среди которых можно назвать антидемпинговые, компенсационные, преференциальные и сезонные.

Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются для защиты национальных товаропроизводителей от импортных товаров, ввезенных в страну по неоправданно низким ценам или произведенных в стране-экспортере с использованием государственных субсидий. Преференциальные пошлины используются при необходимости поощрения импорта в страну каких-либо товаров, а сезонные – для защиты национального сельскохозяйственного производства в период сбора собственного урожая.

Если государство устанавливает пошлины самостоятельно, вне зависимости от каких-либо обязательств по имеющимся международным договорам и соглашениям, то пошлины называются автономными. Когда же уровень взаимного таможенного обложения зафиксирован в рамках международных обязательств страны, то пошлина приобретает статус конвенционной пошлины.

Вопрос

IV.10. Что такое Гармонизированная система описания и кодирования товаров?

Ответ

IV.10. Таможенный тариф представляет собой четко структурированный перечень товаров, являющихся объектами международной торговли, с указанием уровня таможенного обложения каждого товара. Расположение товара в этом перечне зависит от ряда параметров: материала, из которого произведен товар, степени обработки, отрасли производства и др.

В зависимости от этих параметров товары группируются в товарные группы, подгруппы, и разделы. В целях унификации структур таможенных тарифов большинство стран мира используют товарные номенклатуры, сформированные на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), разработанной Советом таможенного сотрудничества (сейчас – Всемирная таможенная организация). Гармонизированная система вступила в силу с 1 января 1988г. В 1997г. Россия присоединилась к Международной конвенции о ГС, разработала и с 1995г. применяет Товарную номенклатуру внешнеторговой деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), базирующуюся на Гармонизированной системе.

Вся товарная номенклатура ГС содержит 96 товарных групп, 33 подгруппы, 1241 позиции, 3553 подпозиции и 5019 субпозиции.Товарные группы объединяют продукцию с общими физическими или функциональными свойствами. Сходные товарные группы объединены в 21 раздел – самые крупные подразделения товарной номенклатуры.

Код товара по классификационной схеме ГС состоит из шести цифр. Номер товарной группы (chapter) отражен в первых двух цифрах кода каждой товарной позиции, например – “Живые животные” – 01; “Топливно-энергетические товары” – 27. Или 76 – “алюминий и изделия из него”; “Машины, оборудование и транспортные средства” – 84-90 и т.д.. Все товарные группы разделены на подгруппы, номера которых отражены в третьей и четвертой цифрах кода товара. Пятая и шестая цифры кода обозначают саму товарную позицию и субпозицию.

Вопрос

IV.11. Какие еще средства регулирования относятся к группе экономических?

Ответ

IV.11. Внутренние налоги также являются весьма распространенным экономическим средством регулирования экспортных и импортных операций, поскольку они прямым образом воздействуют на уровень внутренних цен на импортные и экспортные товары.

К экономическим средствам регулирования ВЭД следует отнести и государственное регулирование валютного курса национальной денежной единицы. Манипулируя курсом национальной валюты по отношению к тем или иным иностранным валютам, можно достаточно эффективно влиять на объемы и динамику товарооборота, а также на географические направления ВЭД. Так, снижение курса национальной валюты по отношению к валюте, в которой формируются основные валютные поступления от экспортных операций, дает преимущество экспортерам за счет соответствующего увеличения эквивалентной денежной массы в национальных денежных единицах.

И наоборот повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным облегчает деятельность импортеров, повышая коммерческую эффективность импортных операций за счет сокращения затрат в национальной валюте на закупку иностранной валюты, используемой для оплаты импорта.

Одним из эффективнейших экономических средств регулирования ВЭД является финансовое содействие (прямые или косвенные субсидии) государства развитию национального экспорта как на стадии производства экспортных товаров, так и на стадии осуществления экспортной операции.

Прямые субсидии представляют собой финансирование государством части издержек производства экспортных товаров или дотацию, дающую экспортеру возможность снизить экспортную цену товара.

Косвеннные субсидии предоставляются государством в виде различных льгот, позволяющих товаропроизводителю или экспортеру сократить платежи государству и, тем самым, снизить свои расходы на осуществление экспортной операции. Это и налоговые льготы, льготные транспортные и страховые тарифы, льготные условия займов и инвестирования производства и др. Поскольку такие формы финансирования содействуют внутреннему производству, в международной практике их часто называют импортозамещающими субсидиями.

Различные формы субсидий являются достаточно распространенным средством регулирования ВЭД как малыми государствами, так и ведущими участниками международной торговли. Так, например, на субсидии внутренним товаропроизводителям в агропромышленном секторе развитые страны (США, Япония, страны-члены ЕС и др.) тратят более 300 млрд. долл. ежегодно. Насколько эти меры существенны показывают следующие данные: Субсидии составляют до 1/5 части доходов фермеров США, более 30% доходов европейских фермеров и почти 60% - японских.

Вопрос

IV.12. Какие средства государственного регулирования ВЭД относятся к административным?

Ответ

IV.12. Во второй половине XX-го века существенно возросла роль административных средств регулирования международной торговли.

Административные средства регулирования включают в себя разнообразные механизмы административной, технической и торговой политики, а также ограничения, обусловленные требованиями экологической защиты и безопасности населения, животного мира и растений принимающей страны.

Классификационные схемы административных мер, разработанные ГАТТ, МБРР, ЮНКТАД и Международной Торговой Палатой и используемые в настоящее время содержат более 600 конкретных видов ограничений. Наиболее распространенными в настоящее время в международной практике являются нормы, разработанные в рамках ГАТТ/ВТО, а именно:

В российской практике технические барьеры против нежелательного импорта используются достаточно редко даже тогда, когда импорт недоброкачественной продукции: продовольственных товаров, лекарственных средств и др. (особенно по линии неорганизованной торговли) реально угрожает здоровью населения.