logo search
лекции дневн отд

4. Этап богатства.

Он характеризуется спадом производства. Уже существующее изобилие движет экономику. На этой стадии компании достигли определенного уровня и стараются сохранить свои позиции, при этом практически не используется активное инвестирование. В своей деятельности они используют не какие-нибудь новые стратегии, а те, что проверены временем, т. е. основанные на государственной поддержке.

Выход страны на эту стадию – начало упадка. Ее движущая сила – богатство, которое уже достигнуто. Проблема в том, что экономика, движимая ранее достигнутым богатством, не может это богатство поддерживать. Самая главная причина – мотивация менеджеров, инвесторов, индивидов изменяется в том направлении, которое не способствует систематическим капиталовложениям в инновации, а тем самым совершенствованию. Выдвигаются новые цели, часто весьма оправданные в социальном плане, взамен тех, которые поддерживали прогресс в экономике.

К управлению компаниями на смену предпринимателям-пионерам, создателям промышленных империй, приходят финансисты. Престиж работы в промышленности уступает место другим видам карьеры. Тенденция к увеличению налогов на богатство по мере роста благосостояния нации снижает стимулы к инвестированию в промышленность. Хроническое недоинвестирование повсюду является парадоксальным признаком экономики, движимой богатством. Преобладают инвестиции в финансовые активы. Распространяются слияния и поглощения фирм, что создает иллюзию прогресса, не формируя нового бизнеса и часто еще более замедляя инновации.

Зримые сигналы вступления экономики в эту стадию проявляются медленно, в связи с инерцией, созданной лояльностью потребителей и достаточно прочными еще позициями на рынке.

Однако как только начинается потеря позиций в некоторых высокопродуктивных отраслях и сегментах, она распространяется на другие отрасли посредством «декластеризации». Экономический спектр сужается, конкурентное преимущество утрачивается сначала в базисных отраслях промышленности и готовых изделиях, позднее – в производстве компонентов, потом – оборудования. Кое-где конкурентное преимущество сохраняется, например в отраслях, где у страны имеется уникальный спрос или хорошо развитые смежные отрасли. Иностранные фирмы, все более получающие реальное конкурентное преимущество, приобретают национальные компании и интегрируют их в свои глобальные стратегии на основе базы, расположенной в другой стране.

Многие отрасли сокращаются и начинают конкурировать на основе цены. Спектр отраслей, в которых можно удержать конкурентное преимущество, становится недостаточным для обеспечения занятости и поддержания растущего жизненного уровня.

М. Портер считает, что классическим примером страны, вышедшей на стадию, движимую богатством, в конце 1980-х гг. была Великобритания.