logo search
70 вопросов по гео от гму 31

57.Столкновение цивилизаций. Проблема единства в многообразии

  • Необходимо остановиться на теории неоатлантизма, сформулированной директором института при Гарвардском университете С.Хантингтоном в статье «Столкновение цивилизаций. Суть ее заключается в следующем: видимая геополитическая победа атлантизма на всей планете (с падением СССР исчез последний оплот континентальных сил) на самом деле затрагивает лишь поверхностный срез действительности. Стратегический успех НАТО, сопровождающийся идеологическим оформлением, - отказ от главной конкурентной коммунистической идеологии – не затрагивает глубинных цивилизованных пластов. Западная идеология (либерал-демократия, рынок и т.д.) стала безальтернативной лишь временно, так как уже скоро у незападных народов начнут проступать цивилизационные и геополитические особенности. Отказ от идеологий коммунизма и сдвиги в структуре традиционных государств – распад одних образований, появление других – не приведут к автоматическому равнению всего человечества на универсальную систему атлантических ценностей, но, напротив, сделают вновь актуальными более глубокие культурные пласты, освобожденные от поверхностных идеологических клише.

  • Хантингтон утверждает, что наряду с западной (=атлантической) цивилизацией, включающей в себя Северную Америку и Западную Европу, можно предвидеть геополитическую фиксацию еще семи потенциальных цивилизаций: славяно-православной, конфуцианской (китайской), японской, исламской, индуистской, латиноамериканской, африканской.

  • Эти цивилизации неравнозначны. Они едины в том, что вектор их развития и становления будет ориентирован в направлении, отличном от траектории атлантизма и цивилизации Запада. Хантингтон считает, что атлантисты должны всемерно укреплять стратегические позиции своей собственной цивилизации, готовиться к противостоянию, консолидировать стратегические усилия, сдерживать антиатлантические тенденции в других геополитических образованиях, не допускать их соединение в опасный для Запада континентальный альянс.

  • Суть проблемы единства в многообразии состоит в том, что современный мир характеризуется формированием новой всепланетарной цивилизации с разнообразием элементов ее составляющих, т.е. специфических особенностей, присущих каждой стране и каждому народу, а также как западной, так и восточной цивилизациям. Иными словами, почему всепланетарная цивилизация должна быть единообразной и в то же время многообразной.

  • Первостепенное значение здесь имеют особенности духовной, культурной жизни людей. Попытки достижения духовного, культурного единства не могут не встречать самое решительное и непримиримое сопротивление народов.

  • Технологии, важнейшие элементы экономики и политики можно свободно заимствовать, не подвергая себя риску духовного закабаления, поскольку они оперируют вещами и понятиями, лежащими на поверхности. Сложнее обстоит дело с внутренней силой культурного развития народов. В данном аспекте, очевидно, невозможно создать некое единое человечество, основанное на уничтожении или нивелировании всех и вся под один ранжир.

  • Существуют различия между отдельными типами людей и народов, прежде всего расовые, культурные, психологические и др. Поэтому немецкий философ И. Гердер считал всемирное гражданство нелепостью.

  • Люди производятся, живут и общаются в определенной среде. Как писал И. Берлин, «если возникает общество, в котором люди не являются продуктом определенной культуры, не имеют родственников и близких…и не имеют родственного языка, то возникает угроза засухи и исчезновения всего того, что делает человека человеком». «Если, - продолжал Берлин, - на смену множеству языков придет единый универсальный язык, который вряд ли даст возможность всем людям земли выражать оттенки, эмоции, внутреннюю жизнь, то это будет означать не создание общемировой универсальной культуры, а смерть культуры».

  • Несмотря на высокую степень интенсивности передвижения естественных ресурсов, товаров и информации, немаловажным препятствием на пути ускорения процессов унификации и космополитизации, а также широкомасштабных миграций населения остаются языковые и культурные барьеры, традиции, обычаи и т.д.

  • В мире, особенно на Западе, есть не мало космополитически ориентированных людей, которые называют себя гражданами мира. Но все же подавляющее большинство людей продолжают считать себя представителями определенной нации или народа.

  • Разумеется сфера общечеловеческого шире сферы племенного национального, но без последнего само общечеловеческое в реальном значении этого слова не существует и не может существовать.

  • Процессы космополитизации и унификации стилей жизни, форм поведения, моды и т.д. в масштабах целых народов, стран и регионов порождают и обратную реакцию – возрождение и интенсификацию приверженностей национальным культурным ценностям и традициям, стремление подчеркивать свою уникальность, различия и т.п. Более того, чем сильнее тенденции к универсализации внешних сторон жизни, тем люди склонны больше дорожить такими внутренними характерообразующими компонентами, как традиции, религия, язык, культура своего народа.

  • Не может быть единого мира с единой верой, системой мировоззрения и миропонимания, нормами, ценностями, жизненными установками. Единый мировой порядок возможен лишь как открытое, динамичное пространство для свободного сосуществования и самосуществования разнообразных народов, культур, религий, форм миропонимания, ценнотно-нормативных систем.

  • Люди все одинаковы по заложенным в них человеческим первоначалам и в то же время разные по формам и путям реализации данных первоначал. Это еще в большей степени верно, когда речь идет о различных народах, культурах и цивилизациях. Каждый народ, равно как и каждый человек, имеет собственное понимание добра и зла, правого и неправого, справедливого и несправедливого, поэтому попытки найти для них объективные основания и обоснования сопряжены с противоречиями, зачастую неразрешимыми.

  • Заимствую друг и друга различные технологии, элементы экономики и политики, европейские народы сохранили сущность и основы своего характера, культуры и т.п. и именно это дало им возможность быть членами единой европейской цивилизации, оставаясь одновременно французами, итальянцами, англичанами, немцами т.д. Каждый из них внес свой особый, уникальный вклад в общее дело.

  • То же самое относится и к восточным народам. Они также могут внести каждый свой уникальный вклад в формирующуюся всепланетарную цивилизацию, сохраняя при этом свои национальные и другие особенности.

  • Исторический опыт показывает, что не может быть и речи о механическом перенесении цивилизационных параметров одного типа, особенно перешагнувшего рубеж молодости, на другие типы, либо вновь возникающие, либо параллельно существующие. При этом необходимо подчеркнуть, что важнейшие условия жизнедеятельности и расцвета цивилизации – это разнообразие составляющих национальных, культурных, религиозных и других элементов, объединенных стран и народов.

  • Особенность нынешнего этапа универсализации всепланетарных масштабов состоит в том, что для многих народов национальный суверенитет, требование национального самоопределения сохраняет позитивную значимость в качестве необходимого условия самовыражения, утверждения своей идентичности и важной интегрирующей силы.

  • Любая система, чтобы сохранить жизнеспособность и динамичность, должна быть открыта для воздействия извне. Если же она отгораживается от внешних воздействий и замыкается в самой себе, то она обречена на бесплодие. Ее самосознание переходит в самолюбование, при поиске истины о себе и о мире она обращается к зеркалу, вместо того чтобы смотреть в окно.

  • Это может быть применимо и к целой цивилизации. Достоинством и гарантом жизнеустойчивости евроцентристской цивилизации является то, что ей был чужд социально-исторический или культурный нарциссизм (самовлюбленность). На всех этапах своей истории она была открыта во всех направлениях, что служило важнейшим генератором жизненной энергии.

  • И сейчас конец евроцентристского мира не есть смерть или исчезновение с исторической арены западной цивилизации, ее превращение в факт истории. Германский теолог профессор К.Ранер отмечал, что невозможно сколько-нибудь точно предвидеть, предсказать перспективы и судьбы европейской культуры, но эта «неизвестность еще не дает права на отречение и покорность», право на смерть перед «неизбежностью». Необходимо противопоставить этой неизвестности свою волю, выбрать борьбу, хотя ее результат пока и не ясен. Но оптимизм в этом аспекте внушает хотя бы тот факт, что если в прежние эпохи упадку цивилизаций сопутствовали стагнация, упадок техники и производства материальных благ, то в наше время совершенно иная ситуация – конец евроцентристского мира и формирование новой всепланетарной цивилизации сопровождаются беспрецедентным скачком научно-технического прогресса.

  • Мысль о конце евроцентристского мира нельзя представлять как восхождение восточно-центристского мира. Речь идет об оригинальном синтезе Западного и Восточного начал, не о замене одной цивилизации другой, а о двух непрерывных и последовательных главах истории одной и той же цивилизации.

  • Мир становится одновременно более единообразным и более многообразным. Интеграция экономики, технологических и индустриально-производственных процессов сопровождается существенной дифференциацией на региональном и национальном уровнях.

  • Подводя итог сказанному выше, можно отметить, что мировое сообщество не может быть жизнеспособным и динамичным, если западная и восточная цивилизации, народы и страны, их составляющие, не будут, идя к новой всепланетарной цивилизации, учитывать взаимно и творчески использовать присущие им специфические особенности развития. В этом и состоит разрешение проблемы единства в многообразии.