logo search
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

6 Каковы политические настроения в среде тибетской эмиграции? Влияют ли они на американо-китайские отношения?

Каковы настроения.

ОЧЕНЬ грубо говоря - Китай проводит дерьмовую политику везде (экономика,политика,религ. Политика) и везде угнетает, убивает, насилует тибетцев. Традиции уничтожаются и тд.

Влияют ли они на американо-китайские отношения?

Официальная политика Соединенных Штатов относительно статуса Тибета состоит в безусловном признании Тибета частью Китая. Такая позиция американского правительства полностью отвечает требованиям официального Пекина. Тибет, в отличие, например, от Тайваня, который также осложняет развитие американо-китайских отношений, не представляет для Соединенных Штатов никакого политического, экономического или стратегического интереса. Для Соединенных Штатов, по крайней мере декларативно, тибетский вопрос — это вопрос надлежащего соблюдения прав человека и свободы вероисповедания, необходимости сохранения уникальной тибетской культуры. Для Китая тибетский вопрос — это отнюдь не проблема прав человека, не религиозная или национальная проблема, а вопрос государственного суверенитета и территориальной целостности, связанный с коренными интересами Китая. Соответственно, если для Соединенных Штатов тибетский вопрос представляет возможность в очередной раз упрекнуть Китай в недемократичности политического режима, то для КНР тибетский вопрос является одним из ряда «чувствительных», по которому Китай никогда не сдаст свои позиции и не допустит участия третьих сторон. Вовлеченность Соединенных Штатов в тибетский вопрос Пекин квалифицирует как вмешательство во внутренние дела Китая, любые действия американской стороны в этом направлении вызывают немедленную ответную реакцию официального Пекина. Впервые тибетский вопрос обозначился в американо-китайских отношениях сравнительно недавно — во второй половине 1980-х годов.

Примерно в это же время Далай-лама XIV разворачивает активную политическую деятельность по «интернационализации» тибетского вопроса, включающую публичные выступления и встречи с влиятельными политическими лидерами различных государств, с членами национальных конгрессов и представителями СМИ.  В сентябре 1987 г. Далай-ламе XIV представилась возможность по приглашению Комиссии по правам человека Конгресса США произнести свою первую политическую речь в американском конгрессе. В своем выступлении он представил «Мирный план по Тибету из пяти пунктов», включавший следующие требования, адресованные Пекину: превращение всего Тибета в зону мира; отказ Китая от политики перемещения населения, угрожающей самому существованию тибетцев как нации; уважение основных прав человека и демократиче­ских свобод тибетского народа; восстановление и охрана естественной окружающей среды, отказ Китая от использования Тибета для произ­водства ядерного оружия и в качестве свалки ядерных отходов; проведение открытых переговоров о будущем стату­се Тибета и о связях между тибетским и китайским наро­дами .

Китайские власти раскритиковали предложенный Далай-ламой план урегулирования тибетского вопроса и обвинили его в провоцировании последовавших вслед за этим выступлением беспорядков в административном центре Тибетского автономного района

По инициативе Конгресса было открыто вещание на тибетском языке на радиостанции «Голос Америки» Одной из составляющих поддержки тибетцев со стороны Соединенных Штатов была инициированная американским Конгрессом финансовая помощь тибетцам. В сентябре 2002 г. в Соединенных Штатах был принят Закон о политике в Тибете, представляющий собой на сегодняшний день наиболее пространный документ по тибетской политике США. Декларируемой целью этого законодательного акта выступает поддержка стремлений тибетского народа к сохранению своей самобытности. Президент США и госсекретарь должны стимулировать центральное китайское правительство к проведению переговоров с Далай-ламой XIV или его представителями в целях достижения соглашения по Тибету и ежегодно делать доклад о мерах, предпринятых в этом направлении; политика Соединенных Штатов включает содействие экономическому развитию и сохранению культуры Тибета . Соединенные Штаты должны требовать от китайского правительства освобождения заключенных, задержанных за политические и религиозные воззрения в Тибете .

Доклады госдепартамента США по правам человека — причина ежегодного всплеска напряженности в американо-китайских отношениях, приходящегося на февраль-март. Китайские власти, считая выдвинутые Вашингтоном в свой адрес обвинения в нарушении прав человека необоснованными, крайне остро реагируют на обнародование этих докладов. Пекин, подчеркивая свое суверенное право противодействовать сепаратизму, защищать территориальную целостность государства и способствовать стабильности, призывает мировое сообщество обратить внимание на то, что Соединенные Штаты используют вопрос прав человека в качестве инструмента для вмешательства во внутренние дела Китая (равно как и во внутренние дела других государств) и реализации собственных стратегических интересов. Ввиду активности Соединенных Штатов по тибетскому вопросу китайские власти сталкиваются с необходимостью нейтрализации ее последствий и упреждения потенциально неблагоприятных действий американского руководства. Пекину приходится тщательно отслеживать законотворческую работу американского Конгресса, который зачастую выступает инициатором протибетской деятельности США. В ответ на появление в американском Конгрессе новых резолюций по тибетской тематике официальный Пекин незамедлительно обрушивает шквал критики на американских законодателей, обвиняя их в нанесении вреда американо-китайским отношениям.