logo search
Лекция МТР тема 2

5. Организационная структура аграрного рынка

Общие принципы организации рынков сельскохозяйственных товаров. Мировая сельскохозяйственная система организационно представлена сложной и разветвленной совокупностью субъек­тов рынка, производящих ресурсы, сельскохозяйственное сырье, готовые продукты питания, а также занятых сбытом, транспор­тировкой, торговлей или функционирующих в секторе общест­венного питания. К субъектам сельскохозяйственной системы можно отнести также научные организации, осуществляющие прикладные исследования в перечисленных выше отраслях, и косвенно — структуры, принимающие решения по управлению и развитию продовольственного сектора экономики на националь­ном уровне, а также формирующие основные направления разви­тия продовольственной политики на международном уровне.

В отраслях, производящих ресурсы для сельского хозяй­ства, оперируют как специализированные структуры, так и ши­роко диверсифицированные машино-технические ("Форд", "Фиат", "Рено", "Джон Дир") и химические компании ("Байер", "Хехст", "Басф", "Дюпон", "Монсанто"), а также компании по производству кормов и семян ("Каргилл", "Континентал"). При этом часто ресурсы для сельского хозяйства поставляют ком­пании, для которых этот вид деятельности является не основ­ным. Например, один из крупнейших производителей кормов в мире — дочерняя фирма нефтяной компании "Бритиш Петро­леум". Многие из ныне действующих фирм ресурсного сель­скохозяйственного сектора появились в результате слияний от­делений промышленных корпораций в 80-90-х годах.

В развитых странах на 4-7 компаний ресурсного сектора приходится до 50-60% рынка соответствующих товаров. Одна­ко при столь высокой концентрации существует ниша для средних и мелких фирм, в основном узкоспециализированных на отдельных видах сельскохозяйственного и пищевого обору­дования или кормов и семян.

Предприятия, производящие сельскохозяйственное сырье, делятся на семейные фермерские хозяйства, кооперативные объединения сельскохозяйственных производителей для со­вместного функционирования в какой-то определенной сфере деятельности (для снабжения ресурсами или сбыта готовой продукции) и вертикально-интегрированные компании, объе­диняющие весь цикл производства продовольствия и доставки его конечному потребителю.

Сектор переработки сельскохозяйственного сырья, так же как и сырьевой, представлен разными по размеру и формам собственности предприятиями. При том, что в этой сфере важ­ное значение имеет фактор достижения конкурентных преиму­ществ в зависимости от масштаба производства, каждое из бо­лее чем половины перерабатывающих предприятий развитых стран насчитывает менее 20 занятых81. Как правило, это сель­ские кооперативные предприятия по обработке местного сырья. Большая часть готовой продукции производится тем не менее крупными фирмами, в основном транснациональными корпо­рациями. Например, в 90-е годы доля крупнейших корпораций в производстве отдельных видов продовольствия, таких, как кофе, сахар, растительные масла, достигала 70-80%82.

Для 9 из 20 крупнейших продовольственных компаний мира данная сфера деятельности является единственной, для 8 - значительно превышает 50%, у "Юнилевер" составляет 50% и лишь у таких гигантов, как "Филип Моррис", "Каргилл", не достигает половины, составляя соответственно 8% и 47%83.

Сбытовой сектор сельскохозяйственной системы (оптовое и розничное звенья) в последние десятилетия практически выде­лился в самостоятельную сферу агробизнеса, в которой опери­руют специализированные оптовые и розничные фирмы либо со­ответствующие подразделения вертикально интегрированных компаний. Появление супермаркетов и торговых центров, явив­шихся фактически новыми для рынка структурами, интегри­рующими последние звенья продовольственной и промышлен­ной цепочек, привело к концентрации и централизации капитала в нисходящем секторе сельскохозяйственного производства.

Поскольку первая группа отраслей, поставляющая ресур­сы для сельского хозяйства (так называемые восходящие от­расли), раньше других была затронута "генной" волной научно-технического процесса, она претерпела наибольшее количество организационных изменений.

В этой группе выделяются две категории фирм. Прежде всего, это фирмы "первого поколения", действующие на рынке продукции аграрных биотехнологий с 70-х - начала 80-х годов, как правило с мощной широко диверсифицированной исследо­вательской базой, зарекомендовавшие себя в качестве провод­ников НТП в отрасли. Другая категория — фирмы "второго по­коления", специализированно занимающиеся отдельными ви­дами исследований — от расшифровки генома растений до создания "дружественных окружающей среде" пестицидов и растений, вырабатывающих вакцины. Многие мелкие фирмы "второго поколения" стараются дистанцироваться от сотрудни­чества с крупными компаниями по производству ГМ ресурсов для сельского хозяйства именно из-за репутации последних как последовательных приверженцев генных технологий.

Из всей многоотраслевой системы производства ресурсов для сельского хозяйства в наибольшей степени подверженными воздействию новой волны НТП на организационную структуру оказались такие подразделения, как производство семян, кор­мов, посадочного материала в аквакультуре, микроорганизмов, агрохимикатов (главным образом пестицидов, гербицидов, ре­гуляторов роста, ветеринарных вакцин и препаратов). Соответ­ственно биотехнологические фирмы, оперирующие в этих от­раслях, имея достаточно узкую научно-исследовательскую специализацию, методологически могут быть отнесены одно­временно к нескольким отраслям экономики. Однако, если сле­довать принципу товарно-отраслевой классификации, то не ме­нее трети таких фирм можно отнести к ресурсному сельскохо­зяйственному сектору.

В отраслях, производящих сельскохозяйственную технику и пищевое оборудование, организационные изменения, связанные с "генной" волной НТП, в настоящее время минимальны. По­требность сельского хозяйства в специальных машинах для об­работки почвы под ГМ культурами, для перевозки и обработки ГМ урожая, а также для его конечной переработки, не вылилась в создание специальных фирм или подразделений из-за того, что процесс сегрегации товаропотоков не предполагает на современ­ном этапе развития науки кардинального функционального из­менения машин и оборудования. Существует лишь необходи­мость раздельного использования современного оборудования.

Безусловно, некоторое отставание процессов организаци­онного реформирования технического подразделения ресурс­ного аграрного сектора от химического, семенного и кормово­го, объясняется лишь естественными процессами развития но­вых технологических систем.

В сфере собственно сельскохозяйственного производства организационная структура и размер предприятий, использую­щих ГМ ресурс и выращивающих ГМ культуры, весьма разнооб­разны — от мелких семейных ферм до крупных агропродовольственных ТНК. Такое же разнообразие характерно и для органи­ческого сектора. Однако существует принципиальное различие в системе хозяйственного взаимодействия фирм трех секторов.

Производители органических сельскохозяйственных това­ров объединяют хозяйственные усилия по принципу верти­кальной и горизонтальной интеграции, а также создают кооперативы для реализации продукции почти исключительно в рам­ках сектора. Исключения делаются для ситуаций, когда не на­лажены должным образом специфические каналы сбыта гото­вой скоропортящейся продукции, например молока в горных или труднодоступных районах. В таком случае возможны объ­единения с фирмами традиционного сектора. Альянсы с произ­водителями ГМП не зафиксированы.

Традиционный сектор производства сельскохозяйственно­го сырья организационно претерпевает деформации, связанные в большей степени с общеэкономическими и общеотраслевыми изменениями, чем с разделением производства по секторам.

Для нисходящего сектора агробизнеса, обеспечивающего переработку и продвижение сельскохозяйственной продукции к конечному потребителю через оптовую и розничную сеть и систему общественного питания, характерны противополож­ные тенденции.

Если организационная структура сельскохозяйственных предприятий традиционного сектора даже США и Канады, раньше других стран перешедших к коммерческому выращива­нию ГМ культур, пока не претерпела принципиальных измене­ний под воздействием "генной" революции, то в нисходящем секторе такие изменения стали реальностью. В области перера­ботки эти изменения связаны с процессом создания специальных линий и производств с использованием сырья с заданными свой­ствами на основе новых технологий, что повлекло за собой орга­низационно-технологическую дифференциацию фирм и их под­разделений в пищевой промышленности и сбытовом секторе.

Ближе всего к потребителю находятся сфера розничной торговли и система общественного питания, для которых конец 90-х годов стал периодом радикальных организационных пере­мен, общим направлением которых было разделение по типам продовольственных товаров. Эта тенденция является результа­том взаимодействия весьма противоречивых и разнонаправ­ленных составляющих.

С одной стороны, производители и потребители органиче­ских продуктов предпочитают четкую идентификацию конеч­ного товара, что возможно лишь при соответствующей организационной структуре и наличии отдельной товаропроводящей сети. С другой стороны, организационное разделение оптовых и розничных продовольственных фирм означает значительные затраты, как для традиционного, так и для ГМ секторов и вы­зывает их определенное противодействие. При этом функцио­нальное разделение уже фактически началось и неизбежно приведет к организационной дифференциации сбытового звена, однако, не в столь явных формах, как в органическом секторе. Потребитель, даже в развитых странах, в ближайшее десятиле­тие вряд ли встретит вывески над продовольственным магази­ном или супермаркетом, означающие, что здесь продаются только генетически модифицированные продукты. Более ве­роятен сценарий создания специальных отделов по продаже продуктов, свободных от ГМ компонентов. Однако функцио­нально система закупки и реализации таких продуктов диффе­ренцируется уже сейчас.

В 2000 г. на долю трех крупнейших мировых производи­телей приходилось лишь 5% всех продаж продовольствия и на­питков. При этом их совместный объем продаж в 1995 г. со­ставлял 97 млрд долл., в 1997 г. - 99 млрд и в середине 2001 г. -96,7 млрд долл. . Совокупный объем продаж продовольствия 5 крупнейших мировых производителей оценивался в 2001 г. в 140 млрд долл., на 1,5% выше уровня предыдущего года83.

При относительно низкой концентрации производства в отрасли лидирует крупный бизнес, определяющий направления развития продовольственной системы. Уровень концентрации и централизации капитала в общемировом масштабе выше у фирм ресурсного сектора, затем следует сектор переработки, то есть собственно пищевая промышленность, и система сбыта, далее — производство сельскохозяйственного сырья и система общественного питания.

В целом организационно-технический фактор явился од­ним из ключевых в процессе проникновения новых технологий в аграрный сектор и формирования современной товарной структуры продовольственной цепи. За неполное десятилетие коммерческого использования ГМ и органических продуктов уже сложилась новая фирменная структура рынка.

Новые сектора рынка — органических и ГМ продуктов — возникли в развитых странах в период, когда организационно-техническое направление развития мировой продовольствен­ной системы окончательно сформировалось по принципу вер­тикальной интеграции.

Вертикальная интеграция агробизнеса на современном этапе. Термином "вертикальная интеграция" определяется объе­динение функций различных воспроизводственных секторов и входящих в них отраслей в единую производственную цепь и создание организационных структур для реализации этих функ­ций. Вертикальная интеграция в аграрных отраслях объективно способствует эффективному проникновению достижений НТП во все звенья продовольственной цепи, является основой унифи­кации технологических процессов и как следствие этого — по­вышения эффективности сельскохозяйственного производства в целом.

Вертикальная интеграция хозяйствующих субъектов на рынке сельскохозяйственных товаров отражает объективно сложившиеся в ходе экономической эволюции условия функ­ционирования всей продовольственной системы. При этом "вертикальная интеграция служит фирме для того, чтобы за счет внутрифирменной организации компенсировались трудно­сти на рынках промежуточных продуктов"86.

Для сельскохозяйственных рынков 90-х годов стало особо актуально утверждение Л. Маккензи, цитируемое и принимае­мое многими зарубежными исследователями, о том, что "мате­риальные стимулы, побуждающие фирму, расположенную"ниже" по технологической цепочке, неэффективно (с точки зрения уровня реальных издержек производства) сочетать фак­торы производства, исчезают в тех случаях, когда монополи­стическое предложение соответствующих товаров или услуг и фирма, занятая промежуточным использованием товаров или услуг, объединяются между собой"87.

Формирование тесного взаимодействия комплекса отрас­лей по производству и переработке сельскохозяйственной про­дукции в целом шло параллельно развитию производительных сил и производственных отношений.

Изначально более динамичные отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья, производству ресурсов, а также сфера общественного питания, транспортная и сбытовая ин­фраструктура тяготели к преодолению нестабильности и не­предсказуемости, характерных для сырьевого сектора. К фак­торам, способствующим развитию вертикальной интеграции, можно отнести концентрацию в перерабатывающих отраслях, при которой возросли требования к качественным и технологи­ческим характеристикам сельскохозяйственного сырья, его го­могенизации, необходимости гарантирования точности его по­ставок по срокам и объемам, а также новые требования торгов­ли к продовольствию по упаковке, однородности качества, ритмичности поставок.

Однако главным побудительным мотивом формирования организационной структуры аграрно-промышленного комплекса по принципу вертикальной интеграции во всех странах является стремление производителей к минимизации фактора неопреде­ленности и непредсказуемости сельскохозяйственного рынка.

Совокупность основных и смежных отраслей по выращи­ванию сырьевого сельскохозяйственного продукта, его сбору, хранению, транспортировке и переработке до уровня готового к употреблению в системе общественного питания или дома, а также по сбыту через оптово-розничную систему получила об­щее название "аграрно-промышленный комплекс" (АПК) или агробизнес.

Степень зрелости межхозяйственной вертикальной инте­грации напрямую зависит от общеэкономического уровня разви­тия страны. Развитым странам в большей степени, чем разви­вающимся, присуща функционально-отраслевая структура агро­бизнеса. Это значит, что процесс вертикальной интеграции охва­тывает несколько групп или уровней отраслей и соответственно это находит отражение в организационной структуре рынка.

Уровень вертикальной интеграции в развитых странах выше, чем в развивающихся. Если во многих развивающихся странах АПК имеет фрагментарный характер, а в некоторых из них лишь формируются общие предпосылки для его развития, то в развитых государствах сельское хозяйство и пищевая про­мышленность уже несколько десятилетий предлагают рынку фактически единый, общий товар — продовольствие.

Первоначально вертикальная интеграция возникла в овощном и семеноводческом секторах сельского хозяйства США. По данным П. Шарканя, уже в 1958 г. в этой стране в рамках вертикальной интеграции производилось до 90% ово­щей, предназначенных для переработки на консервных заводах и морозильных фабриках . Затем этот процесс распространил­ся на страны Западной Европы, и в настоящее время им охва­чены практически все страны мира.

В целом национальная продовольственная система разви­той страны состоит из совокупности аграрно-промышленных комплексов, сформированных по продуктовому (товарному), функциональному, территориальному принципам. Эта сово­купность дополняется незначительным количеством семейных хозяйств, не входящих в АПК.

Продуктовый принцип строения АПК предполагает, что составными элементами комплекса являются товарные отрасли (мясная, молочная, зерновая, овощная, сахарная, прочие).

Функциональное строение трактуется как совокупность отраслей, выполняющих в рамках комплекса определенные за­дачи (обеспечение ресурсами, НИОКР, производство сырья, переработка, хранение, транспортировка, сбыт). Территориальное строение АПК рассматривается как объединение по регио­нально-географическому принципу структур, занятых в пере­численных выше отраслях, с учетом природно-климатических факторов и особенностей их функционирования.

В 90-е годы создались предпосылки для более широкой трактовки АПК развитой страны, включения в устоявшуюся систему классификации его структуры нового параметра — ти­па производства конечного продукта (традиционного, органи­ческого, генетически модифицированного). При этом представ­ляется преждевременным говорить об универсальности и рав­ноценности такого нового выделения структур АПК во всех развитых странах.

Производственно-типовая форма организации АПК зарож­дается лишь в США, Канаде, ЕС, то есть в странах с развитой аграрно-биотехнологической отраслью и одновременно со сло­жившейся культурой органического агропроизводства. В других странах проникновение новых типов продовольственных това­ров на рынок обеспечивается за счет вертикально-интегри­рованных транснациональных корпораций (см. 3.3).

В развивающихся странах элементы АПК сформированы в основном в отраслях, либо имеющих экспортное значение, либо получивших поддержку в период "зеленой" революции с целью достижения самообеспечения продовольствием.

Рассматривая проблемы формирования аграрно-промыш-ленных комплексов в развивающихся странах в контексте эво­люции продовольственной проблемы, российский ученый М.Г. Борисов отмечает: "Формирование АПК — общее явление для всех стран, достигших определенного этапа экономическо­го развития. Страновые АПК сильно отличаются по своей зре­лости. В большинстве стран Востока АПК пока что носит фрагментарный, анклавный характер" . Соответственно этому сформирована и организационная структура национальных сельскохозяйственных рынков этих стран.

Однако в последнее десятилетие XX века в условиях гло­бализации мировой продовольственной системы недостающие звенья в структуре АПК развивающихся стран замещаются за счет внешнего фактора. При этом каналами восполнения недос­тающей функции или отсутствия продукции какой-либо отрасли в рамках национальных АПК развивающихся стран являются не столько обычная внешняя торговля или другие формы внешне­экономических связей, сколько внутрифирменные поставки, прямые иностранные инвестиции, передача технологий, обуче­ние специалистов и все прочие виды деятельности ТНК.

Например, продовольственные фирмы государств Запад­ной Европы в период благоприятной конъюнктуры рынка орга­нических продуктов в середине 90-х годов приступили к фор­мированию производственной базы по выращиванию отдель­ных видов овощей в развивающихся странах на основе прин­ципов органического ведения сельского хозяйства по стандар­там, принятым в ЕС. При отсутствии объективных националь­ных экономических условий для формирования таких секторов продовольственного рынка (низкий уровень доходов населения и, как следствие этого, отсутствие платежеспособного спроса, неразвитость материально-технической базы и соответствую­щей инфраструктуры, неинформированность производителей и потребителей о преимуществах биопродуктов), но при наличии внешних предпосылок (высокий спрос и высокие цены на био­продукты в развитых странах) западноевропейским ТНК уда­лось сформировать органический сектор в ряде африканских, азиатских и латиноамериканских стран.

Таким же образом в конце 90-х годов XX века североаме­риканские ТНК приступили к созданию' в развивающихся стра­нах зависимой от их научной базы подотрасли АПК по произ­водству ГМП.

Аналогичная схема формирования анклавов АПК в разви­вающихся странах присуща и тем отраслям традиционного сек­тора продовольственной системы, для которых характерно на­личие длительных тенденций благоприятной конъюнктуры или которые не могут быть должным образом сформированы в развитых странах из-за природно-климатических особенностей производства сырья (тропические товары, морепродукты и др.).

Вертикальная интеграция в продовольственных отраслях развивающихся стран, таким образом, складывается под воз­действием не только и не столько национальных общеэкономи­ческих, сколько общемировых тенденций развития рынков продовольствия.

Фирмы, объединяющие функции производства, перера­ботки и сбыта продовольствия, а также материально-техни­ческого снабжения сельскохозяйственных производителей не­обходимыми ресурсами, получили название "вертикально-интегрированные компании" (ВИК).

Организационно вертикально-интегрированные фирмы в аграрных секторах развитых стран представлены двумя разно­видностями:

Высшей формой вертикальной интеграции является пер­вая из названных, получившая название "корпоративная инте­грация". Она предполагает интеграцию собственности на пред­приятия, оперирующие в нескольких стадиях технологического процесса производства и сбыта продовольствия. Эта форма бо­лее характерна для развитых стран. Причем ее становление во многих товарных секторах происходило при непосредственной помощи государства через реализацию программ поддержки сельского хозяйства, особенно в таких отраслях, как производ­ство зерновых и масличных культур.

Вторая форма вертикальной интеграции получила назва­ние "контрактация". Она распространена во всех странах мира в основном в овощеводстве, картофелеводстве, сахарной про­мышленности, а также в бройлерном птицеводстве, свиновод­стве и семеноводстве. Для этой формы характерно множество вариантов взаимоотношений между контрагентами и соответ­ственно разная глубина проникновения стратегии фирмы-интегратора по технологической продовольственной цепочке.

Фирмы-интеграторы, в свою очередь, значительно разнят­ся по основным функциям, размеру, степени технической ос­нащенности, организационной структуре. В последнем десяти­летии к этим критериям добавились и параметры наукоемкости конечного продукта фирмы, а также элементы специализации на типе товара.

Обе эти разновидности вертикально-интегрированных компаний предполагают наличие собственной инфраструктуры по хранению, транспортировке, первичной и глубокой перера­ботке сырья, а также вовлечение в технологический процесс, в случае необходимости, внешних ресурсов.

Глубина вертикальной интеграции, то есть количество звеньев продовольственной цепи, на которые распространяется деятельность структур сельскохозяйственного и продовольст­венного бизнеса, различна в отдельных товарных отраслях. Она также может меняться в отдельные периоды времени в зависи­мости от среднесрочных колебаний конъюнктуры.

До середины 90-х годов в пищевой отрасли в целом пре­обладала тенденция к углублению вертикальной интеграции, которая проявлялась в товарной и функциональной диверсифи­кации агробизнеса. В конце 90-х годов, в период замедления темпов экономического роста в развитых странах и преодоле­ния последствий кризиса в Юго-Восточной Азии, снижение

нормы прибыли в продовольственном секторе вызвало волну структурных перемен во всех звеньях вертикально интегри­рованной продовольственной цепи. При этом инициирующим перемены звеном стал нисходящий сектор, а именно, сфера розничной торговли и система общественного питания.

Под воздействием концентрации и горизонтальной инте­грации в этих нисходящих отраслях в пищевой промышленно­сти усилились тенденции сосредоточения хозяйственных уси­лий на основных видах деятельности с целью экономии на масштабах и удержания позиций крупных поставщиков унифи­цированных товаров для концентрированной розничной сети.

Углубление специализации на отдельных группах высо­кодоходных товаров, в основном с известными торговыми мар­ками, у некоторых продовольственных фирм достигло степени девертикализации, когда снижается количество охватываемых хозяйственной структурой производственных уровней, в ос­новном за счет восходящих отраслей.

Например, корпорация "Сара Ли" повысила прибыль­ность, последовательно реализуя в конце 90-х годов программу девертикализации, предусматривающую концентрацию дея­тельности фирмы на продуктах с высокой долей добавленной стоимости и соответствующую организационную реформу. Экономический эффект от такой реорганизации составил, по оценкам, от 25 до 50 млн долл. в год . По мнению руководства компании, минимизация уровней вертикальной интеграции по­зволила снизить капиталоемкость бизнеса и повысить конку­рентоспособность фирмы. "Не стоит преувеличивать влияние глобализации на наш бизнес. В наше время успеха добиваются не те компании, которые производят товары, а те, которые ге­нерируют идеи", — заявил генеральный директор компании Дж.Х. Брайан91.

Одновременно другие продовольственные компании, кон­центрируя основную деятельность, стремятся сосредоточить контроль над большим количеством производственных уров­ней в рамках углубляющейся специализации.

В становлении всех форм вертикальной интеграции тра­диционно весьма значительна и многогранна роль государства. Через программы поддержки сельского хозяйства осуществля­ется частичное субсидирование производства сырья, особенно в специфических районах с неблагоприятными условиями про­изводства, с целью решения не столько отраслевых, сколько социальных проблем в сельской местности. Кроме того, госу­дарство участвует в создании и поддержании транспортной, складской, торговой, а в последние годы и информационной инфраструктуры отрасли.

Формированию вертикальной интеграции способствуют также программы стимулирования экспорта, создание системы стандартов на продовольствие, регламентация экологических, юридических, технологических аспектов взаимоотношений структур, занятых в АПК.

Законодательное закрепление прав интеллектуальной соб­ственности на технологию производства наукоемких товаров, в том числе нового типа продовольствия, на национальном уров­не, а также в рамках ГАТТ/ВТО на международном способст­вовало зарождению противоположной тенденции — усилению роли частного сектора в формировании тенденций вертикаль­ной интеграции в сельском хозяйстве как развитых, так и раз­вивающихся стран.

И интеграция собственности, то есть корпоративная инте­грация, и производственная контрактация являются в настоя­щее время той единственной организационной формой сель­скохозяйственного производства и сбыта, которая в условиях жесткой защиты прав интеллектуальной собственности обеспе­чивает проникновение наукоемких технологий во все звенья продовольственной цепи.

Фирма-интегратор, выполняющая управленческую функ­цию, определяет направления товарной политики на основе имеющихся в ее распоряжении прав собственности на технологию производства генетически модифицированного или, что бывает значительно реже, органического сырьевого сельскохозяйствен­ного товара.

Участники корпоративной вертикальной интеграции не имеют права стратегического управления хозяйственной дея­тельностью, поэтому для них участие в том или ином типе про­изводства (традиционном, генетически модифицированном, ор­ганическом) является императивным. Изменения в номенкла­туре высеваемых культур и ассортименте выпускаемой готовой продукции происходят одновременно по всей вертикали техно­логической цепи. При этом хозяйственные риски распределя­ются также по всей вертикали. Именно на эту разновидность вертикально-интегрированных предприятий в пищевом секторе приходится большая часть производства ГМП.

Напротив, при производственной контрактации фермер­ское хозяйство формально не привязано столь жестко к типу производства и имеет возможность заключать контрактные от­ношения с фирмой-интегратором по своему усмотрению.

Несмотря на наличие действенных экономических рычагов по изменению номенклатуры и качества сельскохозяйственной продукции с целью минимизации издержек производства во всей технологической вертикали со стороны фирмы-интегратора, с которой у фермера существуют устоявшиеся традиционные до­говорные отношения, использование ГМ семян и посадочного материала явилось той проблемой, которую фермер решает са­мостоятельно не только на основе своего хозяйственного опыта, но и с учетом его мировоззренческих и даже религиозных взгля­дов. Хозяйственные риски за принятие решения в пользу того или иного типа производства при этом ложатся на фермера.

Агропромышленные и агроторговые фирмы тех развитых стран, где ГМ культуры разрешены к выращиванию, вовлекают фермеров в контрактные отношения, предлагая более дешевый ресурс и обосновывая снижение издержек производства за счет улучшенных агрономических свойств ГМ семян.

В развивающихся странах национальные АПК не имеют в настоящее время собственных возможностей для реализации такой наукоемкой формы вертикальной интеграции. Фермеры из этой группы государств вовлекаются в производство ГМП

через систему взаимоотношений с вертикально интегрирован­ными ТНК.

Товарная политика вертикально-интегрированных круп­ных фирм стала вызывать в конце 90-х годов весьма негатив­ную реакцию мелких и средних фермеров, работающих на принципах контрактации. Эта категория производителей вы­нужденно будет привязана к товаропроводящей сети какого-то конкретного монополиста по конкретному товару и соответст­венно будет лишена возможности определять собственную це­новую политику. Мелкие фермеры вынуждены будут покупать ГМ семена для посева по ценам вертикально-интегрированной структуры и продавать свой урожай этим же фирмам по навя­занным ими же ценам.

Как образно выразился один канадский фермер, такая сис­тема корпоративного контроля является ничем иным, как моде­лью централизованного планирования, практиковавшегося ра­нее в Советском Союзе. Фермерам все равно, кто будет лишать их возможности самостоятельно вести хозяйственную деятель­ность и решать за них, с кем и как торговать, — государство или корпорация . Поэтому опросы фермеров в США и Канаде в конце 90-х годов показали, что лишь 5% из них считают, что вертикальная интеграция в сфере производства и сбыта ГМП дает положительный эффект, 9% — не оказывает никакого воз­действия на рынок и 86% — влияет негативно 3.

Безусловно, мелкие и средние производители ГМП, осо­бенно в растениеводстве, прекрасно понимают, что они лиша­ются контроля за спросом и предложением товара, возможно­сти свободно конкурировать и что на внешний рынок их товар будет поставляться по мировым ценам, которые обычно ниже внутренних. Однако система технологической зависимости в рамках этого типа производства объективно не оставляет фермеру после принятия им решения о выращивании ГМ культур выбора цепи реализации своего продукта.

По мере развития аграрных биотехнологий и создания ГМО со все более уникальными свойствами степень жесткости взаимозависимости субъектов вертикальной интеграции в про­изводстве и сбыте продовольствия будет увеличиваться.

В органическом секторе также существуют агропромыш­ленные и агроторговые вертикально-интегрированные структу­ры, однако им присущи некоторые отличия от аналогичных фирм ГМ сектора.

Если в ГМ секторе процесс вертикальной интеграции в форме производственной контрактации предполагает зависи­мость фермера от фирмы-интегратора в большей степени на этапе выхода из системы, то в органическом секторе, наоборот, фермер должен приложить серьезные хозяйственные усилия для адаптации своего хозяйства к специальным методам сель­скохозяйственного производства (т.е. проблемой является про­никновение в организационно-технологическую цепь). Напро­тив, на этапе выхода из системы отношения между органиче­скими фермерами и фирмой-интегратором не носят характера жесткой технологической детерминированности и определяют­ся главным образом экономическими мотивами. Более того, при несоблюдении технологии биопроизводства или несоот­ветствии товара жестким стандартам хозяйство теряет статус органического и переходит в традиционный сектор по инициа­тиве самого интегратора.

В корпоративно-интегрированных агропромышленных и агроторговых фирмах традиционного, генетически модифици­рованного и органического секторов различия в системе хозяй­ственных взаимоотношений между подразделениями не носят принципиального характера и определяются в большей степени отраслевыми, чем типовыми особенностями.

Изменения организационной структуры фирм агробизне­са, занятых в сфере производства и торговли ГМ и органиче­ских товаров, идут по пути не только вертикальной, но и гори­зонтальной интеграции на каждом этапе продовольственной цепи.

Наиболее динамично, рельефно и многообразно процессы вертикальной и горизонтальной интеграции в секторах произ­водства ГМ и органических товаров формируются на уровне транснациональных корпораций, являющихся в настоящее время эффективным каналом диффузии достижений техниче­ского прогресса в сельскохозяйственных и продовольственных отраслях не только вглубь, то есть во все подотрасли и подраз­деления, но и вширь, в направлении даже самых отсталых в экономическом отношении стран.

Некоторые аспекты деятельности транснациональных корпораций на мировом рынке сельскохозяйственных товаров. Качественный скачок в процессе интернационализации производства сельскохозяйственных товаров в период "зеле­ной" революции, сопряженный с изменениями объема и меха­низма вывоза капитала, последующая глобализация мировой продовольственной системы привели к активному формирова­нию вертикально-интегрированных транснациональных корпо­раций агробизнеса и весьма значительному росту их влияния на мировом рынке.

В экономической науке существует многообразие тракто­вок и определений транснациональных корпораций (ТНК), что имеет объективную основу — множественность функций и осо­бенностей деятельности этих структур в мировой экономике.

При отсутствии единых критериев и подходов к трактов­кам ТНК в различных экономических школах, тем не менее, существует набор параметров, по которым определяется уро­вень транснациональности. Это, во-первых, характер собствен­ности (национальная или многонациональная) независимо от юридической формы и сферы деятельности хозяйственной структуры; во-вторых, — централизованное внутрифирменное планирование и стратегическое управление всеми подразделе­ниями независимо от страны их функционирования, обеспечи­вающее согласованную политику под единым частным контро­лем; в-третьих, — использование преимуществ международного разделения труда через экономию основных ресурсов и формирование системы особых трансфертных цен; в четвер­тых, — раздел рынков ие между родственными структурами; в-пятых, — единое технологическое и научно-техническое обес­печение; в-шестых, — взаимозависимость результатов хозяйст­венной деятельности.

По различным оценкам, доля ТНК в международной тор­говле превышает половину ее объема, а в некоторых отраслях доходит до 80-90%.

Применительно к сельскохозяйственным и продовольст­венным ТНК эволюция экономических теорий и воззрений на этот феномен в целом проходила в соответствии с общими на­правлениями развития мировой научной мысли. Однако приори­тетное развитие получили теории/интернализации (А. Рагмен), диверсификации (К. Боулдинг), /географического размещения производства и рассредоточения рисков (Г. Грубел, Дж. Виддсмит), модифицированная теория фирмы (У. Баумоль), а также эклекти­ческие теории (Дж. Даннинг, П. Бакли, Э. Кейвз)94.

В конце 90-х годов в условиях появления организацион­ных и товарных модификаций продовольственных и сельскохо­зяйственных ТНК на генно-инженерной волне НТП стали по­пулярными теории промышленной динамики (И. Шелдон, Б. Лавуайе)95, слияний (Г. Рауссер, А. Марко)96, а также ряд других концепций, увязывающих процессы организационных и функциональных изменений ТНК с этапами технологического и научного развития отрасли.

Для рынков сельскохозяйственных товаров, в целому продовольственного сектора, в частности, появление хозяйст­вующих субъектов, подпадающих под определения ТНК, яви­лось логическим этапом эволюционного развития/соответст-вующих отраслей.

Фактор использования возобновляемых природных ресур­сов, их специфики, технологические и климатические особен­ности производственного цикла задолго до появления в миро­вой экономике феномена ТНК и соответствующих теорий в экономической науке привел к созданию фирм, производствен­ная и сбытовая деятельность которых была по своей сути транснациональной.

На этапе до массового появления ТНК элементы трансна­циональности были характерны в большей степени для таких отраслей продовольственного сектора, как растениеводство, особенно производство масличных, зерновых, тропических культур и сахара, а также рыболовство.

Еще в период существования колониальной системы крупные продовольственные фирмы развитых стран были ори­ентированы на получение сельскохозяйственного сырья из раз­личных регионов мира не только по каналам обычной между­народной торговли, но и через использование специфических организационных структур, аналогов нынешних дочерних фирм, расположенных за пределами страны базирования мате­ринской компании. При этом между родственными структура­ми существовали движение капитала, персонала (в основном руководящего), технологический обмен знаниями и навыками производства, управления, сбыта.

При том, что сельскохозяйственные фирмы вступили на путь поэтапного создания готового товара с разбивкой производ­ственного процесса на отдельные функции и этапы и рассредото­чения этих функций по разным странам раньше других отраслей, процесс формирования их организационных контуров и глобаль­ных стратегий нельзя считать завершенным, тем более единооб­разным. "Генная" волна НТП и сопутствующая ей тенденция к экологизации продовольственной системы привнесли в процесс эволюции аграрных ТНК новый динамизм и разнообразие.

В настоящее время ТНК в продовольственной сфере схема­тически можно представить как производственное-тфедприятие, отдельные подразделения которого, связанные/единым техноло­гическим циклом, расположены в разных странах или же весь производственный цикл которого выносится за пределы страны базирования для экономии на трансакционных издержках.

Отличительной чертой "международности" для ТНК про­довольственного сектора, таким образом, являются не столько признаки происхождения капитала, сколько экономия основных ресурсов на основе международного разделения труда по гео­графическому и отраслевому принципам. Подавляющее боль­шинство современных аграрных ТНК представляет капитал только одной страны, а вовсе не многонациональный, хотя он и осуществляет производство на многонациональной основе.

В целом ТНК на сельскохозяйственном рынке далеко не всегда относятся к категории крупнейших в отрасли компаний. Существует множество средних и даже мелких фирм как в сырьевых, так и в перерабатывающих отраслях, а также в тор­говле и общественном питании, деятельность которых подпа­дает под критерии транснациональности.

Крупнейшие продовольственные ТНК руководствуются принципом глобальной стратегии, когда продукция ТНК про­изводится и реализуется по единым интегрированным в миро­вом масштабе схемам и: технологическим нормам, что позволя­ет достигать высокой нормы прибыли за счет размера произ­водства, оптимального использования ресурсов, а также эконо­мии на НИОКР.

При этом глобализация сбыта нового типа товара явилась достаточно сложным и многофакторным явлением для мирово­го сельскохозяйственного рынка в целом и для ТНК в частно­сти. Эта многофакторность и многообразие вытекающих из нее проблем нашли свое отражение в особенностях функциониро­вания многонациональных хозяйственных структур.

Для продовольственного сектора характерна множествен­ность конфигурации ТНК, то есть их филиалы в отдельных ре­гионах и странах адаптированы к местным условиям и форми­руют товарную и производственную политику с учетом местных культурных, религиозных и потребительских/Традиций. При этом зачастую используется сочетание по отдельным то­варным группам двух разновидностей глобальной конфигура­ции: рассеянной, когда прямые зарубежные инвестиции на­правляются в создание специфического для данного конкрет­ного рынка продукта, и концентрированной, когда продукт производится в одной или нескольких странах и поставляется в едином виде через внутрифирменную систему товародвижения на различные локальные рынки.

В случае рассеянной конфигурации конкурентные пре­имущества достигаются за счет экономии ресурсов и учета фактора традиционности потребления, в случае концентриро­ванной конфигурации — за счет использования уникальных потребительских качеств продукта, а также высокой репутации фирмы или торговой марки.

Обычной практикой продовольственных ТНК является высокая степень координации всех аспектов деятельности фи­лиалов в различных странах и регионах. В продовольственном секторе используются практически все виды стратегий дея­тельности ТНК — от дублирования филиалами всех функций материнской фирмы и простой интеграции по примеру обыч­ных национальных компаний до комплексной интеграционной стратегии, когда дочерние фирмы объединены в единые сети производства и сбыта, интегрированные в масштабе отдельных регионов или глобально по всему миру.

Если основной парадигмой стратегического развития про­довольственных ТНК в 80-е годы и в первой половине 90-х го­дов XX века была диверсификация товара и функций, то в кон­це 90-х годов и особенно в начале XXI века ее сменила пара­дигма специализации, выражаемая стратегией "фокусировки на ядре". Эти стратегии предполагают выделение основной сферы деятельности и концентрацию усилий на конкретном генераль­ном направлении, что означает повышение степени специали­зации на уровне товара, отрасли, функции. Многочисленные разновидности "стратегии ядра" именуются иначе концепциями реконфигурации.

Реструктуризация продовольственных ТНК по пути уг­лубления специализации и концентрации стала в определенной степени ответной реакцией на происходившую с некоторым опережением волну концентрации в розничной продовольст­венной сети. Однако в большей мере она определялась объек­тивными процессами глобализации потребления и сбыта про­довольствия, выдвинувшими на первое место в конкурентной борьбе товарный фактор.

Инновационная политика продовольственных ТНК в рам­ках стратегий "фокусировки на ядре" направлена на выпуск на рынок группы новых товаров с улучшенными потребительски­ми свойствами под единой торговой маркой. Этим стратегиче­ским целям, безусловно, отвечают как генетически модифици­рованные, так и органические продукты. При этом технологи­ческие особенности производства сырья при этом задают инно­вационным стратегиям ТНК лишь тактические модификации.

Фокусировка усилий на меньшем количестве функций или специализация на отдельных группах товаров дает ТНК значи­тельную прибыль.

Отказавшись от деятельности в сфере общественного пита­ния и сосредоточив ее исключительно на производстве и торгов­ле упакованными продуктами и напитками, ТНК "Пепсико" (Pep­siCo) удвоила свой оборот, доведя его до 1,4 млрд. долл.97. Один из руководителей компании Р.А.Энрико заявил по этому поводу, что "рестораны и упакованные продукты — это совсем разный бизнес, их совмещение ограничивает потенциал обоих"98.

Реализуя стратегию реконфигурации, компания "Кэм-пбелл Соуп" (Campbell Soup) избавилась от семи "неосновных" видов деятельности, включающих производство птицы в США и говядины в Аргентине99.

Аналогичные шаги предприняла и ТНК "Х.Дж. Хейнц" (H.J. Heinz), продав и закрыв 23 предприятия по всему миру, в основном в сфере услуг для пищевой промышленности, и од­новременно расширив производство детского питания в Китае и Японии100.

Соответственно тенденцией последних лет, непосредст­венно связанной с деятельностью ТНК, явилась унификация отдельных видов продовольствия и нивелирование националь­ных традиций потребления через систему единых фирменных стандартов, что противоречит тенденции к диверсификации то­варного ассортимента и в определенной степени гасит ее. Ли­берализация международной торговли сельскохозяйственными товарами усиливает возможности для осуществления такой унификации во всемирном масштабе.

Безусловно, существует явно выраженная специфика дея­тельности средних и мелких продовольственных ТНК, заклю­чающаяся в низкой степени товарной и функциональной дивер­сификации, порой достигающей монотоварности или моно­функциональности.

Тенденция товарной и функциональной специализации в сегментах деятельности не только мелкомасштабных, но также крупных продовольственных ТНК существует на мировом рынке одновременно и параллельно с тенденцией к диверсификации.

Рост популярности питания вне дома (в ресторанах, сту­денческих и школьных столовых, в закусочных на вокзалах и аэропортах), стимулирующий производство готовых упакован­ных продуктов и продуктов легкого приготовления, способст­вует расширению ассортиментных рядов таких товаров и одно­временно нивелирует грань между розничной продажей и сфе­рой общественного питания. Эти изменения способствуют экс­пансии товаров известных торговых марок на новые рынки.

Такую форму диверсификации практикуют в основном североамериканские ТНК. Например, фирма "Бестфудс" (Best­foods) диверсифицировала деятельность, наладив поставку продуктов легкого приготовления своих известных торговых марок в более крупной упаковке таким гигантам сферы обще- как "Макдональдс^^'Бургер Кинг". При­быль ТНК "Бестфудс" от поставок^в^сферу общественного пи­тания при этом стала сопоставима с прибылью от розничной торговли101.

направлением функциональной диверсифика­ции продовольственных ТНК является ориентация на неспеци­фическую торговую сеть, особенно загородные торговые цен­тры, что предполагает создание стратегических альянсов за пределами продовольственной

Для вертикально-интегрированных ТНК продовольствен­ного сектора, реализующих комплексные интеграционные стратегии, в определенной степени стираются традиционные границы между подотраслями. Многие сырьевые ТНК интег­рируют обрабатывающую промышленность, ресторанный биз­нес, систему быстрого питания, нивелируя это традиционное разграничение и создавая новые цепочки добавленной стоимо­сти фирмы.

В рамках реализации комплексной интеграционной сис­темы аграрных ТНК выделяются три вида корпоративных структур: вертикальная, горизонтальная и вертикально-горизонтальная. Если в начале 90-х годов наиболее эффектив­ной признавалась вертикальная корпоративная структура, то к концу века усилилась тенденция к вертикально-горизонталь­ному принципу построения таких фирм.

Сельскохозяйственные ТНК в большей степени стали пе­реориентировать свою стратегию на преимущества, которые обеспечивает крупномасштабная деятельность и глобальный охват. Одним из направлений глобализации сбыта явилось ис­пользование каналов электронной торговли. В 2001 г. такая торговля была признана ключевой сферой инвестиций крупных пищевых ТНК, признавших необходимость использования концепций глобального охвата102.

В сельскохозяйственном секторе электронная торговля возможна по довольно узкому ассортименту унифицированных стандартных товаров. Проблемой является отсутствие общих стандартов на аналогичный товар из-за наличия на каждом ре­гиональном рынке большого количества конкурирующих на­циональных и транснациональных корпораций. В таких усло­виях потребность в унификации товара вступает в противоре­чие с необходимостью придания товару отличительных харак­теристик. В этой связи для ТНК благоприятной является пер­спектива развития системы электронноиХ торговли сырьевыми (особенно фрукты, овощи) товарами и готовыми расфасован­ными продуктами с глобальными торговыми марками.

Сложилось два направления электронной торговли продо­вольствием: бизнес-бизнес (В2В) и бизнес-потребитель (В2С), при этом более распространена система В2В. Примечательно, что продовольственные ТНК активно практикуют использова­ние электронных сетей частных клиентов.

Продовольственные ТНК вынуждены выделять электрон­ную торговлю в отдельную функцию бизнеса для удержания доли национальных и внешних рынков. Крупнейшие ТНК имеют отделы электронной торговли и даже создают совмест­ные электронные сети по отдельным товарным группам. Такая кооперация способствует росту прибыли за счет агрегирования продаж, особенно по вспомогательным, не основным товарам корпораций, однако не способствует консолидации с рознич­ным звеном продовольственной цепи, которое все более кон­центрируется.

Период современной волны НТП в аграрно-продовольственном секторе усилил такую функцию ТНК на национальных и зарубежных рынках, как глобальное формирование спроса на группы товаров, а не на индивидуальный продукт. Эта функция реализуется дифференцированно в зависимости от уровня са­мообеспеченности продовольствием страны, где предполагает­ся сбывать новый товар, среднедушевого дохода населения, демографических показателей, традиций потребления.

Формирование спроса на органические продукты идет не­посредственно на потребительском рынке и основывается на информировании потребителя о преимуществах экологически чистых продуктов, рекламе здорового образа жизни, увязыва­нии этого способа производства с защитой окружающей среды и пропагандой национальных и местных, а зачастую и патриар­хальных, "бабушкиных", продуктов.

В формировании спроса на генетически модифицирован­ные продукты на первое место выдвигаются факторы повыше­ния производительности труда и обеспечения населения продо­вольствием по более низким ценам, безопасности этого типа товаров, возможности улучшения кулинарных свойств приго­товленных из них блюд, способности этих продуктов быть од­новременно источником питательных и лечебных веществ.

По этой группе товаров формирование спроса идет в двух секторах: производственном и потребительском, а также в сфе­ре формирования торговой политики.

Современный этап проникновения на рынок ТНК с новыми готовыми продовольственными и сырьевыми сельскохозяйствен­ными товарами идет в направлении создания своего рода зависи­мости страны сбыта от технологий, комплекса агротехнических методов, знаний о товаре, что усиливает роль ТНК в интернацио­нализации сельскохозяйственных рынков и создает предпосылки для структурных перемен всей продовольственной системы.

В современную эпоху высокого уровня развития инфор­мационных технологий выявилась парадоксальная ситуация: конечный потребитель мало информирован об особенностях характеристик трех типов сельскохозяйственных товаров. ТНК успешно заполняют эту информационную нишу, тратя значи­тельные средства на политику формирования спроса. При этом центр тяжести такой политики переносится с индивидуальных особенностей товара на типовые.

В силу несоизмеримости уровней аграрных сырьевых и перерабатывающих отраслей в развитых государствах и стра­нах "третьего мира" стратегии оперирования ТНК с новыми типами товаров реализуются с учетом фактора экономического развития.

Сельскохозяйственные ТНК, сконцентрировав результаты достижений аграрных биотехнологий в условиях юридической защиты прав интеллектуальной собственности, фактически становятся не только проводником НТП в развивающихся странах, но и внешним регулятором в них всего механизма агропроизводства и агробизнеса, преобразуя сами условия сель­скохозяйственной деятельности.

При отсутствии средств, материальной базы и высококва­лифицированных научных кадров для проведения адекватных современным уровням требований агробиотехнологических ис­следований, а также при фактическом исчерпании финансовых, а часто и технических возможностей для роста производства продовольствия в развивающихся странах эта группа госу­дарств объективно и бесспорно попадает в еще большую, чем прежде, зависимость от ТНК по параметру обеспечения насе­ления пищей. Спорным является вопрос о последствиях и ква­лификации такой зависимости.

Положительными для развивающихся стран являются та­кие последствия деятельности ТНК в условиях коммерческой "генной" революции, как:

весьма ощутимые негативные последствия, к которым можно отнести:

В целом деятельность аграрных ТНК в развивающихся странах, также как и в развитых, способствует интеграции и ин­тернационализации мировой сельскохозяйственной системы, вы­несению результатов дорогостоящих исследований за рамки страны-производителя и предоставлению, таким образом, им возможности использования достижений технического прогресса при сохранении права собственности на эти результаты (товары, технологии) за создающей структурой. Одновременно происхо­дит и глобальное расширение возможных рисков от использова­ния новых технологий в планетарном масштабе. Обе эти стороны научно-технической и экономической диффузии через деятель­ность ТНК являются закономерным и неизбежным проявлением современного процесса развития НТП в аграрных отраслях.

Заключение

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основными задачами указанного направления является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.

За период реализации Программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 году до 70 процентов.

Рынок зерна

Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка зерна является стабилизация рынка зерна и повышение конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Механизм реализации мероприятий Программы основывается на проведении государственных закупочных и товарных интервенций, а также на осуществлении залоговых операций.

Государственные закупочные и товарные интервенции проводятся в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" при снижении или росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию.

В основе залоговых операций лежит заключение опционных контрактов, дающих право поставки определенного количества зерна на уполномоченные (сертифицированные) элеваторы, отобранные на конкурсной основе.

В целях своевременного осуществления государственных закупочных, товарных интервенций и залоговых операций Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется разработка прогнозного баланса спроса и предложения зерна по видам, а также мониторинг цен на зерновом рынке. На основе баланса и мониторинга цен принимаются решения об объемах проведения закупочных и товарных интервенций, а также залоговых операций на рынке зерна.

При проведении закупочных интервенций и залоговых операций предполагается участие только производителей зерна в части продажи (залога) зерна собственного производства.

При проведении товарных интервенций в качестве покупателей зерна предполагается участие физических и юридических лиц независимо от организационно-правовой формы.

Рынок мяса

Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка мяса является повышение конкурентоспособности российской мясной продукции для обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение задач по повышению качества отечественной мясной продукции, а также по поддержанию уровня рентабельности реализации, обеспечивающего инвестиции для расширенного производства мясной продукции.

Механизм реализации мероприятий Программы предполагает разработку прогнозного баланса спроса и предложения мяса по видам (говядина, свинина, мясо птицы) в целях оптимального планирования структуры производства и потребления, а также возможное продление действия механизма тарифных квот на импорт мяса после 2009 года.

Объем тарифных квот на период после 2009 года, механизм их распределения и уровень ставок ввозных таможенных пошлин при ввозе сверх тарифных квот предполагается устанавливать по результатам консультаций с заинтересованными государствами-поставщиками и с учетом договоренностей, достигнутых в ходе переговоров по присоединению России к Всемирной торговой организации.

Предполагается также разработка стандартов на мясо, гармонизированных с международными стандартами Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.

Рынок сахара

Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка сахара является обеспечение дальнейшего роста производства сахара белого из сахарной свеклы до уровня максимального самообеспечения сахаром потребностей внутреннего рынка за счет сокращения зависимости от импортного сахара-сырца, а также создание условий для повышения эффективности функционирования свеклосахарного комплекса и поддержания доходности производителей сахара и свекловичного сырья.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Механизм реализации мероприятий Программы предполагает разработку прогнозного баланса спроса и предложения сахара в целях оптимального планирования структуры производства и потребления, совершенствование мер таможенно-тарифного регулирования импорта сахара-сырца и сахара белого.

Контрольные вопросы к теме 2.1

  1. Что собой представляет мировая сельскохозяйственная система?

  2. Каковы длительные тенденции развития мировой сель­скохозяйственной системы?

  3. Назовите основные направления развития НТП в аграр­ных отраслях в конце XX - начале XXI века.

  4. Каковы критерии определения эффективности аграрных систем по классификации ФАО?

  5. Определите позитивные и негативные итоги "зеленой" ре­волюции.

  6. В чем суть "генной" революции и каково ее влияние на аграрный сектор мировой экономики?

  7. Выскажите суждение об основных тенденциях производ­ства сельскохозяйственной продукции.

  1. Под влиянием каких факторов меняется объем предложе­ния сельскохозяйственных товаров?

  2. Дайте определение специфических производственных цик­лов в аграрных отраслях и покажите их роль в формирова­нии конъюнктуры рынков сельскохозяйственных товаров.

  1. Выделите основные факторы спроса на аграрную продук­цию на мировых рынках.

  2. Каковы тенденции изменения объемов и структуры потреб­ления продовольственных и непродовольственных товаров?

  3. Как влияют демографические показатели на конъюнктуру рынков сельскохозяйственных товаров?

  4. Дайте понятие продовольственной безопасности мира и страны и покажите ее связь с конъюнктурой мирового аг­рарного рынка.

  5. Определите основные длительные и среднесрочные тен­денции развития мировой торговли сельскохозяйствен­ными товарами.

  6. Дайте анализ тенденций изменения товарной структуры аграрного рынка в последнее десятилетие и определите основные перспективы.

  7. Какова географическая структура мировой торговли сель­скохозяйственными товарами и основные направления ее изменения?

  8. Выделите основные ценообразующие факторы на миро­вом рынке аграрной продукции.

  9. В чем заключается специфика организационной структу­ры мирового рынка сельскохозяйственных товаров?

  10. Каковы основные формы организации агробизнеса на современном этапе?

  11. Выскажите суждение о наиболее перспективных формах вертикальной интеграции в отдельных товарных секторах аграрного рынка.

  12. Определите роль ТНК на мировом рынке сельскохозяйст­венных товаров.

39