Международная система и основные вехи её эволюции. Внешняя политика
-
Основу международной политики составляют разного рода конфликты между народами и странами, не подчиняющимися какой-либо единой и общей для всех них верховной власти, и способы их разрешения. Но постепенно между государствами складываются более или менее крепкие узы сотрудничества и взаимовыгодные отношения. Можно сказать, что главная функция международных отношений состоит в том, чтобы найти пути и способы разрешения конфликтов, возникающих в результате столкновения интересов государств. Крайним выражением конфликтов является война.
-
Принято считать, что в современном мире государства прибегают к войне как к средству обеспечения своих национальных интересов лишь в крайнем случае, когда все другие средства не дали положительного результата. В большинстве случаев государства предпочитают решать возникающие между ними споры и конфликты за столом переговоров, путем взаимного сотрудничества и согласия. Поэтому конфликт и консенсус, т.е. согласие, сменяя и пронизывая друг друга, обеспечивают жизнеспособность и функционирование мирового сообщества.
-
Интенсивность конфликтов и устойчивость согласия зависят от конкретной ситуации в мире, которая создает собственный расклад социальных и политических сил, экономических, военно-политических и иных факторов. В этом контексте геополитика уделяет особое внимание механизмам принятия решений, роли и функциям важнейших институтов при решении международных конфликтов и достижении консенсуса между государствами.
-
Главным средством реализации отношений государств в мировом сообществе является внешняя политика. Под внешней политикой понимается общий курс государства в международных делах. Она призвана регулировать отношения данного государства с другими государствами и народами на основе определенного комплекса общепризнанных принципов и в соответствии с его национальными интересами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Внешняя политика теснейшим образом связана с внутренней политикой государства. С этой точки зрения главная ее задача состоит в том, чтобы обеспечить наиболее благоприятные международные условия для достижения целей и интересов государства. Важнейшей функцией внешней политики является предотвращение войн, агрессии и разного рода конфликтов между государствами.
-
Большое значение для формирования внешнеполитического курса имеет теория внешней политики. На ее основе разрабатываются наиболее эффективные механизмы, методы и средства достижения внешнеполитических целей. Она обеспечивает определенные рамки планирования и координации внешнеполитических мероприятий, а также совершенствования методов принятия решений.
-
Внешняя политика осуществляется специально созданными для этого государственными органами. В подавляющем большинстве стран, в том числе и в России, - это министерства иностранных дел, в США - государственный департамент, возглавляемый государственным секретарем, во Франции - министерство внешних сношений, в Аргентине - министерство внешних сношений и культа и т.д. Будучи важным звеном в механизме государственного управления, это ведомство призвано представлять и защищать права и интересы государства в сфере международных отношений.
-
Главным средством реализации внешней политики является дипломатия. Дипломатия восходит к древнейшей истории человечества, хотя первые постоянные миссии стали учреждаться с конца ХV в. В России Посольский приказ, задачей которого являлось установление и осуществление связей с другими государствами, был создан в XVI в. Постепенно он был преобразован в министерство иностранных дел.
-
В современном мире дипломатические отношения составляют основную форму поддержания официальных отношений между государствами в соответствии с общепринятыми нормами международного права и международного общения. Общепризнанным принципом межгосударственных отношений является взаимность. В соответствии с ним государства должны строить отношения друг с другом на равноправной, взаимовыгодной основе, особенно в вопросах, касающихся обеспечения международной безопасности.
-
Поэтому дипломатические отношения между государствами устанавливаются и регулируются по взаимному согласию в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения. Дипломатические отношения призваны способствовать укреплению связей между государствами, разрешению возникающих между ними проблем на взаимоприемлемых условиях. Сам факт их установления служит свидетельством международно-правового признания вовлеченными государствами друг друга. Особо важное значение с точки зрения установления дипломатических отношений между государствами имеет взаимное фактическое (де-факто) и юридическое (де-юре) их признание.
-
Для реализации дипломатических отношений создаются специальные внешнеполитические представительства, такие как посольство, миссия, консульство, торговые и иные. Их правовое положение регулируется специальными документами, принятыми на основе международного права. Это прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., разного рода двусторонние договоры и внутреннее законодательство страны пребывания. Важнейшая функция дипломатических представительств состоит в информировании своего правительства о положении и событиях в стране пребывания, а правительства страны пребывания о политике представляемого дипломатическим представительством государства.
-
Дипломатия призвана обеспечить представителям государства условия для вступления в регулярные дискуссии и переговоры с представителями других стран. В ее задачу входит продвижение интересов государства и разрешение возникающих проблем с помощью нормальных дипломатических каналов и неформальных связей. Дипломатия представляет собой совокупность практических мероприятий, приемов и методов невоенного характера, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач. Ее осуществление входит в задачу глав государств и правительств, министров иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом и т.д.
-
Само понятие "дипломатия" связано с искусством ведения переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, расширения и углубления межгосударственного и международного сотрудничества. Задача дипломатии состоит в регулировании экономических, политических и иных отношений между государствами. Дипломаты разрабатывают и устанавливают соглашения о торговле, таможенных пошлинах, транспорте, почте и телеграфе, валютных расчетах и т.д. Дипломатам приходится решать такие деликатные вопросы, как предоставление политического убежища и выдача преступников, защита прав человека и многие другие.
-
Государства не могут сколько-нибудь стабильно и эффективно взаимодействовать друг с другом без общепризнанных и фиксированных норм и правил игры, призванных регулировать отношения между ними. Поэтому эти отношения регулируются разного рода двух- и многосторонними договорами и соглашениями, уставами, хартиями, основанными на международно-правовых нормах и общепринятых правилах поведения государств.
-
В наиболее очевидной форме сотрудничество между государствами проявляется в двух- и многосторонних договорах и союзах. Союзы представляют собой формальные или неформальные договоренности между государствами по вопросу сотрудничества или взаимопомощи в военной, экономической или политической сфере. Договоры имеют те же цели, но носят более формальный и правовой характер. Они могут варьироваться от прямых соглашений по культурному обмену между двумя дружественными странами до сложных договоров об ограничении стратегических ядерных вооружений между двумя и более великими державами.
-
В современном мире большинство важных договоров - это, как правило, торгово-экономические соглашения и взаимные соглашения о безопасности между различными странами. Наиболее типичным примером многостороннего международного соглашения является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое содержит комплекс, или свод, правовых норм, регулирующих торговые соглашения между странами-участницами. Это соглашение, подписанное в Женеве представителями 23 стран и вступившее в силу 1 января 1948 г., представляет одновременно международную организацию для проведения консультаций и переговоров по торговым вопросам.
-
После второй мировой войны важное место в международной политике заняла проблема защиты прав человека. В этой сфере был принят ряд международных актов, которые стали составной частью международного права. Они призваны обеспечить международно-правовую базу для гарантии прав и свобод личности независимо от национальности, социального происхождения, религиозной веры и т.д. Примером таких актов служит Европейская конвенция по правам человека от 4 ноября 1950 г. Государства, подписавшие эту конвенцию, взяли на себя обязательства разрешать своим гражданам обращаться с жалобой в Европейскую комиссию по правам человека в случае нарушения их прав и свобод.
-
Каждое суверенное государство как субъект международных отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов, включая уровни социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Все они в переложении на внешнюю политику фокусируются в концепции национального интереса.
-
С данной точки зрения немаловажное значение имеет тот факт, что внутренняя и внешняя политика любого сколько-нибудь крупного государства теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Внутреннюю политику, как правило, лучше можно понять в ее соотнесенности с внешней политикой. В то же время характер и направленность внешней политики определяются приоритетами внутренней политики.
-
Первые теоретики "международного общества", такие как Г.Гроций и И.Кант, пытались рассматривать государство в контексте "общества государств". Они ставили своей целью выявить условия и требования сосуществования и сотрудничества государств между собой, концентрируя при этом внимание на отношениях, регулируемых правом. Тем самым они дали толчок к разработке международного права и теории международных отношений.
-
Поэтому естественно, что суверенитет государства редко ставился под сомнение. Предполагалось, что государство само определяет собственную судьбу, при этом вступая в компромиссы и подчиняясь ограничениям, налагаемым договорными обязательствами перед другими государствами и международным сообществом.
-
- 1. Англо-американская школа геополитики
- 2.Борьба с терроризмом как новая геополитическая парадигма: модель «управляемого хаоса»
- 3.Вестернизация, или особый путь модернизации. Понятие демократии
- Влияние религиозных и этнических факторов на внешнюю политику
- Внешние геополитические концентры и сектора России. Основные направления взаимоотношений между Россией и Западом
- Геополитика и распределение энергоресурсов. Геополитика и нефть.
- Геополитика и распределение энергоресурсов. Геополитика и газ.
- Приоритеты европейской геополитики и атлантическая стратегия сша
- Геополитическая ситуация в африканском регионе
- Геополитическая ситуация и внешняя политика ссср в 80-е годы. Политические и экономические причины распада ссср. Россия после распада ссср.
- Геополитическое положение Российской Федерации на современном этапе: особенности, проблемы, динамика развития
- Геостратегический вызов азиатско-тихоокеанского региона
- Глобализация и новый миропорядок
- Глобализация экологических проблем
- Дипломатия: роль и основные функции
- Европа в системе мировых геополитических отношений
- Европейская интеграция и создание межгосударственных организационных структур (Европарламент, Суд ес, Совет Европы, пост Президента ес)
- Идеология в постконфрактационном мире. Противостояние идеологических систем
- Изменение места и роли национального государства в современном мире
- Интеграция экономики развивающихся стран в мировую экономику
- История отношений стран Восточной Европы с Россией. Геополитические интересы России и дипломатия в Восточной Европе. Перспективы восточно-европейской политики России
- История развития и основные принципы современной системы международных отношений
- Континентально-европейская школа геополитики
- Конфликт идеологий и образование «трёх миров»
- Кризис евроцентристского мира (конец XIX – начало хх века)
- Международная система и основные вехи её эволюции. Внешняя политика
- Место войн и конфликтов в жизни мирового сообщества. Сущность, причины и характер войн
- Место сша в современной системе геополитических отношений
- Механизм формирования внешней политики государства
- Модели мирового порядка и баланс сил
- Нато и безопасность России
- Национализм как идеология
- Национальные интересы и проблемы безопасности России
- Основные направления деятельности оон. Роль оон в современном мире. Реформирование оон
- Основные тенденции социального и политического развития в современном мире
- Основные формы и источники вооружённых конфликтов в современном мире
- Основные цели и приоритеты геостратегической линии сша на современном этапе. Политика сша в различных регионах мира
- Основные цели и приоритеты современной внешней политики. Особенность принятия геостратегических решений: традиции и современность
- Особенности геополитической ситуации в Азии: разнообразие политического, экономического и культурного развития государств Средней Азии
- Особенности социально-политического развития Запада в конце XIX – начале хх века
- Отношение между Россией и Азиатско-Тихоокеанским регионом
- Перспектива развития снг и его роль в мировой политике
- Перспективы развития российско-китайских отношений
- Понятие «Геополитика», ее предмет и объект
- Превращение Востока в активного субъекта мирового сообщества
- Проблема соотношения индивидуальной свободы и демократии в современном мире
- Основные геополитические проблемы латиноамериканского региона
- Роль и место идеологии во внешней политике
- Российско-японские отношения в послевоенные годы и в настоящее время
- Взаимосвязи России со странами снг
- Русская школа геополитики. Основные периоды и направления
- 1)Славянофилы.
- 2)Милютинская геополитическая школа
- 3)Движение евразийцев
- Сверхдержавность и гегемонизм в новых геополитических условиях
- Система балансов и равновесие сил в современном мире
- Современная восточная Азия. Новая азиатская идея
- Современная геополитика: сущность и факторы формирования
- 56.Социал-дарвинизм и геополитика
- 57.Столкновение цивилизаций. Проблема единства в многообразии
- 58. Сущность внешней политики государства
- 59. Сущность глобальных проблем и вызовы человеческой цивилизации в конце 20 - начале 21 столетия
- Сущность и понятие цивилизации в современной геополитике
- Сущность и причины формирования евроцентристского мира
- Технологический и экономический прорыв развитой зоны мира
- Типология научных школ международных отношений: идеализм, политический реализм, марксизм
- Факторы социально-экономического развития Японии после второй мировой войны
- Факторы формирования и сущность традиционной геополитики
- Формирование единого информационно-телекоммуникационного пространства и его влияние на политику государств
- Формирование единого мирового пространства. Сущность, проблемы, перспективы
- Формы территориальной организации общества и виды территорий
- Ценности органических культур как основа восточной демократии
- Центростремительные тенденции в мировой политике