logo search
Мировая экономика

42. Понятие мировой торговли услугами и ее значение

Услуги – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий.1 Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.2

Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:

  1. Транспорт:

  1. Поездки:

  1. Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)

  2. Строительство

  3. Страхование

  4. Финансовые услуги

  5. Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)

  6. Роялти и лицензионные платежи

  7. Другие бизнес – услуги:

10. Личные, культурные, рекреационные услуги:

11. Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира)

В рамках сферы услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребления общества в целом. К концу 90-х годов сфера услуг в ведущих зарубежных странах выросла в крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, деловых и социально-культурных услуг достигла 62 – 74 % в ВВП, 63 – 75 % - общей численности занятых и превысила 50% общего объема капиталовложений (без жилищного строительства) (см. Приложение).3

Все большее значение приобретает производство услуг на зарубежных филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля.

Одна из главных закономерностей общественного развития – опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.

20% всей мировой торговли приходится на торговлю услугами. По данным ВТО, в 1998 г. мировой экспорт услуг составил 1,2 трлн. долларов, что на 2% меньше, чем в предыдущем году.

Участие ведущих стран в мировом экспорте услуг в 1998 г. было следующее (в %): США – 18,1, Великобритания – 7,7, Франция – 6,1, Германия – 5,9, Италия – 5,4, Япония - 4,7, Нидерланды и Испания – по 3,7, Бельгия и Люксембург – по 2,7, Гонконг – 2,6, Австралия – 2,4, Канада – 2,2, Швейцария – 2,0, Республика Корея и Китай – по 1,8, Турция – 1,7, Сингапур – 1,4, Швеция – 1,4, Тайвань – 1,3.4

На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%. Примерно аналогичные тенденции были характерны в этот период и для других структурных показателей многих стран, которые и определили в результате структурные изменения в мировой экономике. Например, в наиболее развитых странах мира доля занятых в сфере услуг в настоящее время составляет более 70% от общей численности занятых в экономике, а доля производственных фондов основных отраслей данной сферы превышает 60-ти процентный уровень. Одновременно, как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг.5

В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно развитых стран.

Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 90-х годов колебалась в пределах 10 – 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 – 10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.

Роль услуг в экономике стран оценивается также с помощью индекса, рассчитанного как отношение доли экспорта товаров к доли экспорта услуг в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют услуги.

Определение доли экспорта услуг в торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры услуг. Так, отрицательное сальдо баланса услуг Германии – крупнейшей участницы мировой торговли услугами – является для нее на протяжении многих лет существенной проблемой.

Внешнеторговая квота (отношение торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг.

Достаточно информативным является коэффициент относительной экспортной специализации стран на торговле услугами, рассчитанный как отношение экспорта услуг страны в ее общем экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом экспорте услуг. Он позволяет установить степень специализации стран на экспорте услуг. Так, наименьшее значение этого показателя свидетельствует о высокой степени развитости экономики, в которой сфера услуг и торговля ими растут наряду с ростом производства и товарной торговли.6

Однако сфере услуг, международной торговле услугами оказывалось недостаточное внимание учеными, особенно в последние годы. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает необходимость создания международных механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

В настоящее время Всемирная торговая организация ведет список отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом доступа на национальный рынок для зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм. Кроме того, многие страны считают, что положительный эффект может принести либерализация рынка деловых и финансовых услуг. В либерализации рынков услуг заинтересованы развитые страны, стремящиеся к дальнейшему расширению экспорта.

В 1997 г. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий (вступило в силу с января 1998 г.) и о либерализации рынка финансовых услуг (с 1999 г.). Режим свободной конкуренции позволит и дальше снижать стоимость услуг телефонной связи (в рамках первой) или страхования (в рамках второго). Однако в сложной ситуации могут оказаться национальные коммуникационные компании, национальные банки и страховые общества.

Поэтому в сфере регулирования торговли услугами следует проводить поэтапную, согласованную политику, чтобы не нарушить экономического баланса.

43-44. Информационные технологии и телекоммуникации

Глобальная ИТ-индустрия после рецессии 2009 г. подрастет в 2010 г. на 4–5% благодаря спросу на программное обеспечение и услуги. При этом продажи персональных компьютеров увеличатся на 8%. Этот рост, однако, будет распределяться неравномерно. Если в США и Канаде число персональных компьютеров на 100 человек населения достигнет 97, то на Среднем Востоке и в Африке этот показатель не превысит 17. В странах Азии число персональных компьютеров на 100 человек в среднем составит 19, причем разрыв с Западом по этому показателю будет стремительно сокращаться. В Китае, например, рост расходов на ИТ-индустрию ожидается на уровне 13%, а их объем достигнет в абсолютных размерах 80 млрд. долл., что выше, чем в Германии.

Продажи чипов в 2010 г. вернутся на предкризисный уровень, увеличившись на 7% и достигнув 210 млрд долл. (в 2011 г. ожидается увеличение еще на 9%). Рост будет наблюдаться на всех региональных рынках, но особенно быстро – в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поскольку западные производители электроники продолжат перенос своих мощностей в эти страны.

И в плохие и в хорошие времена любовь к мобильным телефонам остается неизменной. В 2010 г. число мобильных телефонов на 100 человек населения достигнет 80, а в 2013 г. – 90 (по сравнению с 73 в 2009 г.). Наиболее популярными станут смартфоны: в бедных странах они часто являются заменой персональным компьютерам. В Индии и Китае, где очень быстро развивается система мобильной связи третьего поколения (3G), будут наблюдаться наиболее высокие темпы роста, отражая отсутствие инфраструктуры фиксированной связи. Согласно оценкам консультационной компании Pyramid Research, к 2013 г. 17% индийских абонентов мобильной связи будут использовать технологии 3G.

Nokia, ведущий мировой производитель мобильных телефонов, собирается ввести в эксплуатацию систему m-платежей, позволяющую пользователям переводить деньги, покупать железнодорожные билеты, оплачивать счета. Мобильный банкинг получит широкое распространение. Музыкальные фанаты из стран Юго-Восточной Азии оплатят треть всех глобальных затрат на развлечения, покупаемые через мобильные телефоны. Этот бизнес в мире вырастет в 2010 г. на 28–30% и достигнет 40 млрд долл.

Электронная торговля после сокращения в 2009 г. на 3% обещает вырасти в 2010 г. на 5,5% и в 2011 г. – на 11%, достигнув 135 млрд долл. В последующий период, вследствие достижения зрелой стадии рынка, темпы роста будут постепенно снижаться. Тем не менее, по прогнозам консалтинговой компании Forrester Research, доля электронной торговли в общих объемах розничной торговли будет продолжать расти (с 6% в 2009 г. до 8% в 2012 г.).

Реальная коммерческая сила электронной торговли заключается на самом деле не столько в осуществлении трансакций, сколько в сборе информации, на основе которой торговые сети собираются наращивать объемы своих продаж. Пользователями Интернета к 2013 г. станут более 2 млрд человек, из которых 17% придется на жителей Китая. В этой стране объемы электронной торговли возрастут на 28%. В Латинской Америке объем онлайновой торговли, включая туризм и путешествия, может достичь в 2010 г. 30 млрд долл. по сравнению с 11 млрд долл. в 2007 г. Например, в Бразилии, в условиях относительно ограниченного выбора товаров в обычных торговых центрах, такая торговля в 2010 г. увеличится на 40%.