Исламский фундаментализм и международный терроризм.
Движение исламских фундаменталистов (далее — исламское движение), колыбелью которого был Ближний Восток, в 80-е гг. стало перерастать региональные рамки. После распада СССР оно начало активно осваивать постсоветское пространство. К середине 90-х гг. оно смогло добиться серьезных политических успехов на Северном Кавказе — образование исламской республики Ичкерия в Чечне и несколько более скромных в Центральной Азии (Таджикистан). Оно превратилось в более чем реальную угрозу не только внешнеполитическим интересам России, но и самой ее целостности, а в более отдаленной перспективе, возможно, даже ее существованию.
Это движение тесно связано с международным терроризмом, который представляет собой проведение преступными группировками международных акций, а также поддержка той или иной страной деятельности международных террористов.
В исламском движении необходимо выделять собственно идеологию и политическую практику. Основные положения его идеологической доктрины были сформулированы лидерами египетской организации “Братья-мусульмане” еще в 30-е гг. Ее суть достаточно проста и сводится к идее “возвращения к истокам ислама”, что означает возвращение к “исламской государственности” (замену светского государства теократическим) и “исламскому единству” (объединение всех мусульман в одно государство — “халифат”). Подчеркивается, что именно исламизация является единственно возможным путем решения тех сложных социальных и экономических проблем, которые стоят перед мусульманскими странами (“ислам — вот решение”).
Что касается политической практики, то тут сразу же встал вопрос о соотношении пропаганды и вооруженного насилия, а, следовательно, легальных и нелегальных форм политической борьбы. Постепенно выделились два принципиально различных подхода к политической практике. Сторонники первого, радикалы, считают основным средством политической борьбы вооруженное насилие, и в частности, террор. Пропаганда рассматривается как важное, но вспомогательное средство. Их лозунг: “Сначала овладеть государственной властью, а затем — умами людей”.
Сторонники второго подхода, “умеренные”, не исключая в случае необходимости применения вооруженного насилия, все же основное внимание уделяют пропаганде. Соответственно их лозунг: “Сначала овладеть умами людей, а затем — государственной властью”. “Умеренные”, как правило, уделяют большое внимание электоральной борьбе, допуская приход к власти парламентским путем. По аналогии с известными сюжетами российской истории радикалов иногда называют “исламскими большевиками”, а “умеренных” – “исламскими меньшевиками”.
“Братья-мусульмане” и все близкие к ним группы и организации являются ярко выраженными радикалами. В 80-е гг. их террористическая деятельность органически вписывалась в рамки тотальной диверсионно-террористической войны, которую вело ПДС против Израиля. Война в Заливе коренным образом изменила ситуацию. Появление на “священной земле” Аравийского полуострова крупных контингентов европейских и американских войск было квалифицировано исламскими фундаменталистами как вторжение “новых крестоносцев”. Единственным ответом на него мог быть только “джихад” (“священная война против инаковерующих”), который одновременно был направлен против “безбожных режимов”, подрывающих “исламскую солидарность” и препятствующих “борьбе с сионизмом”.
С весны 1992 г. исламские фундаменталисты развернули диверсионно-террористическую войну в целом ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки. Ими были предприняты попытки перенести ее на территорию США и Франции, но, несмотря на отдельные крупные диверсии, тогда им это не удалось. Наибольших успехов они смогли добиться в Алжире и Египте, где их действия приобрели достаточно крупные масштабы.
В 1995 г. они совершили покушение на президента Египта Х. Мубарака во время пребывания последнего в Аддис-Абебе на сессии ОАЕ (Организация африканского единства), что побудило его выступить с идеей созыва конференции в верхах для обсуждения проблем терроризма в регионе в контексте борьбы с “международным терроризмом”. В марте 1996 г. она состоялась в египетском городе Шарм аш-Шейх. Кроме стран региона в ней приняли участие коспонсоры процесса ближневосточного мирного урегулирования. Россию представлял Б. Ельцин, а США — Б. Клинтон.
Участники конференции опубликовали заявление, в котором говорилось об осуждении “любых актов терроризма, в каких бы формах они ни осуществлялись, какова бы ни была их мотивация и исполнители”. На конференции была, кроме того, принята развернутая программа совместной борьбы против терроризма. Однако претворить ее в жизнь так и не удалось, т.к. среди участников с самого начала отсутствовало единство взглядов на само понятие “международный терроризм”.
Особенно наглядно это проявилось на состоявшейся в апреле 1998 г. в Каире Межарабской конференции по борьбе с терроризмом. В принятой на ней Конвенции говорится, что “любая вооруженная борьба против иностранной оккупации, за независимость и территориальную целостность не должна рассматриваться как проявление терроризма”.
Очевидно, что данное положение полностью вписывается в хорошо известную формулу: “цель оправдывает средства”. В контексте идеологической доктрины исламского фундаментализма, где пребывание мусульманских народов в составе немусульманских государств в принципе рассматривается как результат оккупации, перед этими народами ставится задача борьбы за независимость с целью последующего вхождения в состав “исламского единства”. Сама же борьба за независимость должна проходить параллельно с созданием “исламской государственности” и вестись любыми средствами, включая терроризм и геноцид в отношении инаковерующих. Примером практической реализации данной доктрины на территории Российской Федерации может служить Чечня.
В отличие от нее борьба исламских фундаменталистов с “безбожными режимами” на Ближнем Востоке и в Северной Африке особыми успехами не увенчалась и к началу 1999 г. явно стала терять прежнюю интенсивность, хотя и не прекратилась. В исламском движении выделяются группировки ультрарадикалов (“Международный исламский фронт за священную войну против евреев и крестоносцев”, “Исламский всемирный союз” У. Бен-Ладина и другие), которые делают основной упор на необходимости решительной борьбы с США как “главной цитаделью сионизма”.
Данное положение базируется на концепции “мирового сионистского заговора”, реализация которого уже привела, по мнению ультрарадикалов, к господству евреев в США. Осенью 1998 г. они организовали диверсионные акты против американских посольств в Кении и Танзании. В ответ на это по приказу президента Б. Клинтона, ВВС США нанесли “одиночные” ракетные удары по базам ультрарадикалов в Афганистане и фармацевтической фабрике в столице Судана — г. Хартуме, где якобы производилось химическое оружие для исламских боевиков. Реакция мусульманского мира на эти действия США была негативной. ОИК (Организация исламской конференции) в своем заявлении по этому поводу решительно осудила американские удары, а правительство Судана подало жалобу в Совет Безопасности на агрессивные действия США.
Россия также отнеслась к односторонним и нелигитимным, с точки зрения международного права, военным акциям США неодобрительно. В заявлении российского МИДа подчеркивалось, что решительная борьба против международного терроризма необходима, но “силовые акции одностороннего характера не могут не вызывать озабоченность”. “Они могут создать опасный прецедент в международной практике решения спорных вопросов, что подорвало бы всю правовую основу современных международных отношений”.
Взрывы американских посольств, по замыслу их организаторов, должны были способствовать усилению диверсионно-террористической войны, ведущейся исламскими фундаменталистами в регионе, и предотвратить ее переход в стадию вялотекущей, однако добиться этого не удалось. В первой половине 1999 г. спад активности радикалов стал очевидным.
Среди ряда причин, обусловивших такое развитие ситуации, могут быть выделены две основные. Во-первых, это — достаточно искусная тактика, примененная “безбожными режимами”, которая представляла собой гибкое сочетание жестоких репрессий (казни, создание специальных концлагерей) против радикалов и уступок “умеренным” (легализация, право участия в выборах и т.п.). Во-вторых, это — определенные изменения во внешнеполитических стратегиях главных спонсоров исламского движения: Саудовской Аравии и Ирана.
Саудовская Аравия, как уже указывалось, является страной, правящим кругам которой присуща идея мессианства, понимаемая как возложенная на нее Аллахом “историческая миссия” распространения и укрепления ислама. Поскольку именно фундаменталисты являются наиболее ревностными поборниками укрепления ислама, то и поддержка исламского движения рассматривается как ключевая составляющая этой “исторической миссии”.
Получив крупные валютные доходы от продажи нефти (“нефть — дар Аллаха”), саудовские правящие круги в 60-е — 70-е гг. затратили десятки миллиардов долларов на создание мощной и разветвленной инфраструктуры исламского движения. Была создана целая сеть международных исламских неправительственных организаций, а также многочисленная система исламских банков и фондов. Особое внимание было уделено достижению “исламской солидарности” на межгосударственном уровне. Результатом немалых усилий саудовской дипломатии было создание ОИК (Организации исламской конференции), которая рассматривалась ее организаторами как первый шаг к “исламскому единству”.
Для внешней политики Саудовской Аравии с момента ее образования характерен принцип “антисионизма”. В 30-е гг. она выступала против создания какого-либо еврейского государства на территории Палестины, а затем за уничтожение Израиля. ПДС всегда получало достаточно серьезную финансовую помощь от Саудовской Аравии, хотя социалистическая риторика ряда его лидеров вызывала определенные опасения.
После войны 1967 г. Саудовская Аравия, а затем страны ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива) взяли на себя обязательства по финансированию “прифронтовых государств”, т.е. арабских государств, непосредственно конфронтирующих с Израилем.
События, связанные с войной в Заливе, заставили правящие круги Саудовской Аравии скорректировать свою позицию по Палестинской проблеме. Очевидное усиление зависимости страны от американских гарантий безопасности исключало возможность открытой борьбы с курсом на арабо-израильский компромисс, а, следовательно, поддержки в прежних размерах исламских радикалов.
Однако саудовская правящая элита вовсе не собиралась окончательно порывать с радикалами и, воспользовавшись распадом Советского Союза, выдвинула концепцию “поворота на Север”, в соответствии с которой основные усилия движения должны быть сосредоточены на исламизации постсоветского пространства. В августе 1992 г. в специальном послании король Фахд заявил, что Центральная Азия представляет собой “важный фактор строительства нового исламского мира”.
В рамках этой новой стратегической ориентации пять новых центральноазиатских государств и Азербайджан были приняты в ОИК. Идя на этот шаг, руководители данных государств рассчитывали на получение крупной финансовой помощи от стран ССАГПЗ. Стремясь продемонстрировать свою искреннюю приверженность исламу, некоторые из них даже совершили хадж (паломничество в Мекку), однако способствовать исламизации и тем более создавать “исламскую государственность” они никак не могли, ибо для них это было равносильно самоубийству.
Понимая, что рассчитывать на трансформацию светских (“безбожных”) режимов в этих государствах трудно, основное внимание саудовцами было уделено созданию и укреплению противостоящей им исламской оппозиции. В Таджикистане ими была поддержана ПИВ (Партия исламского возрождения), которая развязала в стране гражданскую войну, в ходе которой имела место косвенная российско-саудовская конфронтация, т.к. Россия пресекла попытки создания “исламской государственности” в Таджикистане, что заметно ослабило возможности исламских радикалов в регионе.
По-иному сложилась обстановка на Северном Кавказе, где блокировать деятельность исламских фундаменталистов, финансируемых Саудовской Аравией, российское правительство не смогло. В Чечне исламские радикалы добились серьезной военно-политической победы и сейчас они стремятся распространить свое влияние на весь Северный Кавказ. Соответственно, возрастает и саудовская финансовая помощь им.
Несмотря на все эти действия Саудовской Аравии, некоторые из которых могут быть с полным основанием квалифицированы как антироссийские, это никак не отражалось на официальном, межгосударственном уровне. Дело в том, что саудовское правительство, как правило, контролирует исламское движение косвенно через многочисленные общественно-политические организации и официально отрицает какую-либо связь с исламскими радикалами. Оно неизменно подчеркивает, что финансовая помощь им осуществляется частными лицами “без ведома и согласия правительства” и носит характер “благотворительности”. Даже пропаганда исламизации в регионе Центральной Азии ведется на саудовские деньги наиболее авторитетным в исламском мире египетским теологическим университетом “Аль-Азхар”.
Изменение стратегической линии Саудовской Аравии в ближневосточном регионе увеличило возможности другого основного спонсора исламского движения — Исламской республики Иран. Эти возможности были ею успешно использованы благодаря стратегическому союзу с Сирией, а затем и Суданом. В последнем после военного переворота 1989 г. была реализована концепция “исламской государственности”.
Более того, с апреля 1991 г., когда в его столице г. Хартуме состоялась исламо-арабская народная конференция, участники которой решили создать соответствующую неправительственную международную организацию, Хартум превратился в штаб-квартиру всего исламского движения, что дало основание США отнести его к категории стран, “поддерживающих международный терроризм”, и ввести против него санкции.
Доминирующее положение в новой организации заняли радикалы, и она сразу же стала координационным центром движения. К 1995 г. в ней было представлено уже более 80 стран. Это, в своем подавляющем большинстве, радикальные и ультрарадикальные исламские партии и движения. “Умеренные” играют в ней второстепенную роль.
На ее учредительной конференции в отличие практически от всех остальных участников ИРИ была представлена официальной партийно-правительственной делегацией во главе с тогдашним министром иностранных дел Хашими Рафсаджани. Впоследствии он дважды избирался президентом страны и остается “сильным человеком” режима, оставаясь куратором исламского движения в иранском руководстве. ИРИ взяла на себя основную долю расходов новой организации, деятельность которой была направлена, прежде всего, на срыв ближневосточного мирного процесса.
Идейное влияние ИРИ на исламских радикалов обусловлено, с одной стороны, тем, что именно в Иране была реализована эталонная модель “исламской государственности”, а с другой — выдвинутым основателем ИРИ Имамом Хомейни лозунгом “мировой исламской революции”, что подразумевает борьбу за торжество ислама во всем мире как единственно истинной религии. И если Израиль – основной противник ислама в регионе, то США — главное препятствие (“главный дьявол”) на пути к победе “мировой исламской революции”. Соответственно, именно антиамериканизм (наряду, естественно, с “антисионизмом”) стал ключевым принципом внешней политики ИРИ. Усиление влияния “умеренных” после смерти И. Хомейни заметно ослабило значимость лозунга о мировой исламской революции, но не привело к отказу от прежней внешнеполитической доктрины.
После войны в Заливе руководство ИРИ, крайне обеспокоенное усилением военного присутствия США в регионе, пытается добиться сближения с Россией. Первым серьезным шагом в этом направлении стало российско-иранское сотрудничество в деле прекращения войны в Таджикистане. Российское правительство отметило серьезную позитивную роль Ирана в деле достижения компромисса. Наметилось явное совпадение позиций России и ИРИ по целому ряду проблем Закавказья и Центральной Азии, где иранское руководство стремится избегать каких-либо действий, наносящих ущерб интересам России.
Крупнейшие террористические акты, совершенные в США под руководством Бен Ладена 11 сентября 2001 г., коренным образом изменили отношение к международному терроризму, прежде всего Запада, и ситуацию в мире в целом. В годы “холодной войны” главной составляющей мировой политики было противостояние СССР и США. Недоверие в отношениях Соединенных Штатов и России сохранялось и после 1989 г. как своего рода инерция “холодной войны”.
Теперь у США, Западного мира и России появился общий враг в лице исламского фундаментализма и Бен Ладена, что, по мнению наблюдателей, должно улучшить российско-американские отношения и окончательно покончить с остатками “холодной войны”. Американский президент Дж. Буш объявил крестовый поход против международного терроризма. В ноябре 2001 г. США начали крупномасштабную антитеррористическую операцию в Афганистане, направленную против режима талибов и Бен Ладена. Она получила поддержку, как со стороны союзников США, так и со стороны России и других стран СНГ.
http://www.libsib.ru/geopolitika/geopolitika-v-sovremennom-mire/vse-stranitsi
- Распад ссср: причины и геополитические последствия.
- Формирование многополюсного мира.
- Глобальные проблемы человечества в XX в.
- Постсоветское пространство.
- Россия – сша – Западная Европа: партнерство или новая “холодная война”.
- Российско-китайские отношения:геополитический подход.
- Россия и мусульманский мир.
- Геостратегическая политика сша.
- Расширение нато.
- Европа как одна из “несущих конструкций” нового миропорядка.
- Американо-японский альянс.
- Доктрина Монро и геополитические реальности на американском континенте.
- Специфические условия развития Китая.
- Сущность современной геополитики Китая.
- Интеграция в “Большой Китай”.
- Роль Китая в формировании полюсного мира.
- Панисламизм: сущность, история и современные тенденции.
- Геополитические устремления Турции.
- Перспективы “Большого Турана”.
- Арабский мир.
- Палестинская проблема.
- Проблема ближневосточного урегулирования.
- Исламский фундаментализм и международный терроризм.