logo search
Мировая экономика

42 Сектор услуг мирового хозяйства

Мировой рынок услуг, представляющий собой сферу обме­на между странами услугами, является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Предметом обмена на этом рынке являются услуги, выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления. Формы реализации услуг на рынке достаточно многообразны: от классических лицензионных со­глашений и продажи машин и оборудования, произведенных по новой технологии, до заключения компенсационных сделок.

Основу рынка составляет огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства — сфера услуг. Предоставление услуг — наиболее динамичная статья внешней торговли. В 90-е гг. доля всех видов услуг в ВВП развитых стран достигла 70%. По дан­ным МВФ, стоимость оказанных услуг в 1994 г. равнялась 1100 млрд долл., что составляет около 25% общей величины экспорта. В 1997 г. эта цифра увеличилась на 1/3 и составила 1500 млрд долл.

Появлению и развитию рынка услуг логически и историче­ски предшествовало развитие мирового рынка товаров. Увели­чение объемов внешней торговли, серьезная конкуренция това­ропроизводителей привели к появлению неценовой конкурен­ции, сопровождающейся продажей товаров с предоставлением определенных услуг, таких, как транспортировка, фрахт, стра­хование, банковские и финансовые услуги. Впоследствии эти услуги стали обособляться, и затем сформировался самостоя­тельный рынок — рынок услуг, расширяющийся за счет вовле­чения в него все новых услуг в сфере туризма, образования, медицины. В современных условиях с развитием научно-технической революции все большее значение приобретают консалтинговые, инженерно-строительные услуги, ноу-хау. Развитие транснациональных корпораций, вытеснение мелких и средних фирм, новшества в организации производства, мар­кетинге и распределении товаров способствуют интернациона­лизации банковских и страховых услуг, вовлечению в их сферу бухгалтерских и инжиниринговых услуг. Заметные перемены произошли в организации торговли услугами в связи с развити­ем научно-технического прогресса — повышение наукоемкости привело к росту стоимости услуг в цене товаров, изменился порядок заключения сделок по услугам, увеличилась доля услуг в общем объеме торговли. Изменилась структура предоставле­ния услуг. Возросла доля производительных и профессиональ­ных услуг, для которых характерна высокая степень централи­зации управления, финансов, оперативного контроля и марке­тинга.

В целом основными стимулами роста международных услуг являются:

• развитие научно-технического прогресса, внедрение но­вых технологий, которое создает необходимые условия для дальнейшего углубления специализации экономики и усиления тенденции к социализации сферы услуг;

• долговременный экономический подъем, приведший к росту доходов, что соответственно не могло не вызвать допол­нительной потребности в ряде услуг, например в области ту­ризма;

• деиндустриализация развитых стран и трансформация их национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг». Развитие промышленности, как известно, приводит, во-первых, к высвобождению рабочей силы, которая поглощается сферой услуг и соответственно расширяется, во-вторых, к необходимо­сти «производственных» услуг, дающих возможности продавать товары совместно с услугами. Потеря лидирующих позиций и сравнительных конкурентных преимуществ основными про­мышленными странами может оказать отрицательное влияние на показатели экономического роста и уровень благосостояния, поэтому и расширяется сфера услуг, дополняющая развитие и обеспечивающая за счет расширения их объема рост ВВП. Это касается прежде всего предоставления производственных услуг, связанных с производством товаров (страхование, финансовые, транспортные услуги);

• переквалификация рабочих мест, увеличивающая чис­ленность занятых в сфере услуг. За последние десять лет сред­ние темпы роста занятых в сфере услуг составляют 5,7%, а к 2000 г. большинство американских промышленных компаний значительно сократит численность своего среднего управленче­ского звена и заменит их независимыми консультантами. Это скажется, во-первых, на издержках производства, снижение которых приведет к росту конкурентоспособности товаров, а, во-вторых, — на росте консультационных услуг;

• индифферентность к невосполнимым природным ресур­сам и развитие производительных сил за счет специализации и кооперации производства продукции, сокращающее малоэф­фективный экспорт.

Международный рынок услуг развивается более быстрыми темпами по сравнению с рынком товаров. Для двухкратного роста услуг потребовалось всего лишь 7-8 лет, а для подобного расширения рынка товаров — 15. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами, за этот период она увеличилась в 2,5 раза. Общий объем экспортируемых услуг в рамках мировой торговли увеличился с 155 млрд долл. в 1975 г. до 10 трлн долл.в 1982—1992 гг. За послевоенные десятилетия объем мировой торговли товарами и услугами вырос в 30 раз. Доля экономически развитых стран составляет примерно 80%. Если же учитывать и объем торговли услугами новых индустри­альных стран, то эта доля составит более 85%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы в на­чале 90-х гг. приблизился к 30% (см. табл. 6.1).

Таблица 6.1

Динамика мирового экспорта услуг

Экспорт

1970 г.

1975 г.

1980 г.

1985 г.

1990 г.

1997 г.

Экспорт, млрд долл.

Экспорт услуг  / экспорт то­варов, %

72,8

25

119,4

24,5

242,5

22,3

396,1

23,1

770

20

1000

33

Услуги все сильнее влияют на внешнюю торговлю товара­ми, особенно наукоемкими. Расширяется сфера привлечения услуг для поставки товаров от анализа товарных рынков и до технического обслуживания проданных товаров. Приблизи­тельно 3/4 объема всех услуг — услуги, связанные с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензия­ми, ноу-хау, инжиниринговые, консалтинговые и т.д.).

Но в последнее время развитие сферы услуг вдет не так ди­намично, как ранее. Темпы роста услуг начинают снижаться, что связано с определенными факторами, в частности:

• отсутствуют универсальные принципы и инструменты торговли, признанные и используемые в товарной торговле — перемещение товаров к потребителю считается более целесооб­разной формой торговли, в сфере же услуг это лишь одна из форм торговли, причем не самая крупная;

• широкая конкуренция.

Для устранения таких ограничений в 1986г. в рамках «уругвайского раунда» был создан комитет по торговле услуга­ми. В 1987 г. были обоснованы принципы и правила, регули­рующие торговлю услугами, а в 1990 г. - подготовлен проект Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Для последних лет характерна либерализация международной тор­говли услугами.

Вплоть до недавнего времени международный рынок услуг был представлен мелкими и средними фирмами. Сегодня ос­новными производителями и потребителями услуг выступают ТНК. В сфере услуг размещено 40% объема их иностранных прямых инвестиций. Американские ТНК производят за рубе­жом услуг на сумму, в два раза превышающую экспорт услуг США, половина которого приходится на ТНК.

Географическое распределение торговли услугами отличает­ся крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой, активное сальдо платежных балансов которых выросло за последнее десятилетие практически в 7 раз. Такое увеличение связано в первую очередь с развитием фак­торных услуг. На мировом рынке услуг доминируют восемь ве­дущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Но развитие услуг и в этих странах неравномерно. Доля первой пятерки стран превышает 50% экспорта услуг. При этом на четыре страны — США, Велико­британию, ФРГ, Францию — приходится 44% мирового экс­порта услуг. Для многих компаний из этих стран все большее значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах.

Для развивающихся стран характерно, как правило, наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами, хотя не­которые являются крупными их экспортерами, например Юж­ная Корея, предоставляющая инжиниринговые, консультационные и строительные услуги, Мексика — туризм, Сингапур — финансовые услуги.

Восточно-европейские страны достигли определенных успе­хов в экспорте отдельных услуг. Их доля равняется 4%, а в экс­порте товаров составляет 8%. Однако специалисты не надеются на быстрое развитие экспорта банковских, страховых, фрахто­вых, посреднических услуг из России и Украины. Многие же страны обладают значительными резервами для развития ту­ризма, экспорта транспортных и ряда других современных ус­луг. Использованию этих резервов часто мешает низкое качест­во предоставляемых услуг. В ряде стран слабо развиты целые отрасли услуг. Помимо этого, нельзя не учитывать, что высо­кий уровень развития услуг на Западе и немалые ограничения на импорт услуг в развитых странах препятствуют расширению подобного экспорта из стран СНГ.

Наиболее общие сведения о роли сферы услуг в экономике дает изучение двух показателей: доли занятых в сфере услуг в общем объеме занятых и доли в ВВП (см. табл. 6.2). В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет в среднем 50%, причем в США и Японии 59% и 55% соответственно. По оцен­кам экспертов, доля занятых в Японии к 2000 г. увеличится до 67%. Однако этот показатель не является точным, так как вы­сокая трудоемкость отдельных видов услуг может создать пре­вратное впечатление о значимости (доле) услуг для националь­ной экономики. Кроме того, на сегодняшний день темпы роста производительности труда в сфере услуг значительно ниже, чем в промышленности.

Таблица 6.2Показатели роли сферы услуг в экономике

Страны

Доля сектора услуг в ВНП

Доля занятых в сфере услуг

частные услуги

темп рос­та

государ-ст­венные услуги

темп рос­та

частные услуги

темп рос­та

государ-ст­венные услуги

темп роста

Великобритания

43

14

47

22

США

58

3,2

13

1,2

59

2,6

48

0,9

Франция

49

3,5

13

2,3

48

2,6

19

0,9

ФРГ

47

4,9

12

4,7

41

0,4

16

2,2

Япони

56

4,5

9

3,8

55

2,4

7

1,1

Источник: Услуги в системе мировой торговли. — М., 1990. — С. 13.

Второй показатель наиболее приемлем, поскольку позволяет точнее определить роль сферы услуг. В послевоенное время доля услуг составила в развитых странах до 55% ВНП, а на промышленность приходится лишь 26% ВНП. Однако и в этом показателе есть свои отрицательные стороны — невозможность соизмерить цены (они различны на товары и услуги), услуги качественно несоизмеримы с товарами.

Иногда для оценки состояния рынка услуг используют со­отношение доли экспорта и импорта услуг в ВНП. При более низком значении этого индекса услуги играют большее значе­ние для страны. Самый низкий уровень, такого индекса в Авст­ралии, Бельгии, США, Испании, Франции, Сингапуре, Вели­кобритании, Швейцарии.

Международный обмен услугами в условиях научно-технической революции не является пассивным элементом ме­ждународных экономических отношений, а становится веду­щим позитивным моментом экономического роста. Скорость обмена информацией, простота, надежность коммунальных систем дают возможность наладить оперативную связь между крупными биржами мира, между штаб-квартирами, предостав­лять юридические и финансовые услуги, консультации через компьютерную сеть, выполнять конструкторские и проектные работы. Все это оказывает влияние на производственный про­цесс, т.е. торговля услугами важна не только своими внешне­экономическими аспектами, но и является одним из способов стратегического отрыва от конкурентов