logo search
лекции дневн отд

Отрицательные стороны глобализации

1.Глобализация усиливает неравномерность и неустойчивость национального и мирового экономического развития.Это связано с разделением национально-хозяйственных комплексов на экспортоориентированные производственные цепочки и на те звенья, которые не способны эффективно функционировать в условиях глобального рынка. В результате разрушаются прежде единые внутренние национальные рынки, что приводит к увеличению доли населения, занятого в неэффективных с точки зрения глобального рынка секторах экономики. Это порождает рост населения с низкими доходами и резкое имущественное расслоение на тех, кто пользуется материальными плодами глобализации, и тех, кто обделен ими. Причем это касается не только развивающихся стран, но и развитых рыночных хозяйств, в которых увеличивается количество депрессивных регионов и очагов нищеты.

Но если до недавнего времени национальное государство обладало механизмами перераспределения выгод от экспорта среди населения, то появление новых негосударственных субъектов мировой экономики, неподконтрольных государству (ТНК, ТНБ, неправительственных организаций), резко ограничивает перераспределительные и социальные возможности государства. В итоге выгоды от глобализации концентрируются у тех экономических субъектов, которые сумели интегрироваться в глобальное хозяйство.

2.Глобализация ведет к увеличению разрыва в экономическом развитии разных групп стран. Развитые страны оказались более подготовленными к глобали­зации и приумножают свое национальное богатство. Материнские компании подавляющего большинства ТНК базируются в этих странах, а значит, переводят сюда получаемые прибыли. Здесь функционирует мощная производственная, научно­-исследовательская, социальная инфраструктура. Ключевые ресурсы современной эко­номики ­ информация и технология ­ здесь гораздо быстрее обращаются и в более полном объеме удовлетворяют потребности нацио­нальной экономики. В этих странах более высокий платежеспособ­ный спрос И конкурентоспособные качество и другие неценовые характеристики производства. Здесь емкие, развитые финансовые рынки т банковский сектор соответствуют высоким инвестиционным потребностям экономики. Государство в развитых странах, обладая гораздо большими бюджетными возможностями, поддерживает всеми средствами международную конкурентоспособность своих производи­телей на внешних рынках. К примеру, правительства США, ЕС, Япо­нии субсидируют своих сельхозпроизводителей в размере 1 млрд. долл. в сутки, что не позволяет, скажем, бразильской сельхозпродукции успешно конкурировать с продукцией указанных стран по такому параметру, как цена.

Особенно болезненно эти процессы протекают в «третьих странах», вынужденных занимать те ниши, которые им определили мировые центры, что чаще всего не соответствует национальным экономическим интересам этих стран. Это усиливает диспропорции между богатыми и бедными странами мира. Неравномерность национального и мирового экономического развития является одним из факторов усиления социальной напряженности в мире, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию мировой экономики.

3. Резко обостряя конкуренцию на национальных рынках, глобализация не дает окрепнуть хозяйствам менее развитых стран. Одним из последствий этого является дальнейшее снижение влияния на рынке труда организованной рабочей силы. Мировое хозяйство как целое нуждается в свободном рынке труда, но он в основном создается не за счет свободы передвижения рабочей силы между странами, а вследствие свободного выбора ТНК наилучших для них условий использования рабочей силы.

4.Глобализация экономических систем, сопровождаемая усилением открытости национальных хозяйств, способствует ТНК и ТНБ быстро переводить из одного центра в другой огромные финансовые средства, ввергая ослабленные национальные экономики в состояние финансовых кризисов. Ранее эффективная в условиях спада или роста инфляции политика процентных ставок также наталкивается на ограничения, налагаемые на нее неуправляемым в условиях глобализации движением спекулятивных капиталов. Так, традиционное снижение процентных ставок в условиях экономического кризиса может спровоцировать массовое бегство спекулятивного капитала из страны, что еще больше обострит экономическую ситуацию в стране вместо ее стабилизации. В результате на национальном и глобальном уровнях усиливаются тенденции к несогласованности и разбалансированности экономического развития.

5.Глобализация значительно ограничивает роль государства в макроэкономическом регулировании и изменяет традиционный набор инструментов воздействия государства на внутренние и внешние экономические связи. ТНК, ТНБ, международные инвестиционные фонды, все в большей мере определяя финансовую и хозяйственную конъюнктуру мировой экономики, делают неэффективным использование прежних государственных рычагов воздействия на экономику: импортных и экспортных пошлин, курса национальной валюты, ставок рефинансирования. Так, интернационализация производства в рамках внутрифирменного обмена позволяет ТНК захватывать рынки в обход таможенных барьеров, а масштабные спекулятивные сделки с валютой, вызывая постоянное колебание валютных курсов на десятки процентов в год, лишают государство эффективного инструмента воздействия на хозяйственную конъюнктуру.

6.Глобализация вызывает массовое распространение отрицательных внешних эффектов в сфере производства и потребления. Так, обострение конкурентной борьбы за выход на глобальный мирохозяйственный рынок и получение выгод от глобализации приводят к тому, что ТНК зачастую используют для победы в этой борьбе общественно опасные виды деятельности, такие как загрязняющие окружающую среду производства или создание трансгенных продуктов, вредных для здоровья и др. В рамках национальных хозяйств главным активным субъектом ограничения внешних эффектов выступало государство, которое обладало различными методами воздействия на создающих эти эффекты субъектов. Однако в условиях ограниченного воздействия государства на «глобальные фирмы» эти эффекты не устраняются, а накапливаются, порождая глобальные экологические и социальные проблемы.

Односторонние преимущества при распределении выгод глобализации национальных хозяйств затрудняют гармоничное развитие мировой экономики, оставляют многие страны и регионы на обочине экономического прогресса и даже вне его сферы. Поэтому эксперты ЮНИДО определили глобализацию как «реструктуризацию мировой экономики, в процессе которой ширится разрыв между теми нациями, которые достигли промышленной критической массы, необходимой для обеспечения мировой конкуренции, и отставшими».

Глобализации противостоит ряд процессов и явлений. Одна из таких противостоящих тенденций ­ регионализация и ее важнейшая форма ­- международная экономическая интеграция (МЭИ).Внутри интеграционных группировок, действительно, стираются экономические границы. Вместе с тем интегрирующиеся страны отнюдь не стремятся к схожему экономическому сближению со всеми другими странами. Более того они совместно отстаивают свои общие интересы в международных экономических организациях в возникающих спорах и конфликтах с другими странами. Это вовсе не способствует, а даже противо­стоит всемирной глобализации.

Постепенное накопление негативных последствий глобализации и невозможность их нейтрализации силами национальных государств вызывают необходимость перехода на принципиально новый уровень управления мирохозяйственными процессами - наднациональный. Но здесь возникает проблема выявления субъектов глобального управления и построения конкретных механизмов воздействия на глобальные экономические процессы. Как показал мировой финансовый кризис 1998 г., международные финансовые институты (МВФ, МБРР) не имеют эффективных рычагов воздействия на спекулятивные потоки финансовых ТНК, поэтому на данном этапе они не могут рассматриваться в качестве основных субъектов глобального управления.

Многие созданные в 90-е гг. региональные интеграционные группировки также не владеют транснациональными методами регулирования. Зона их действия ограничивается, как правило, территориальными рамками. Кроме того, многие региональные объединения из-за различий в уровне экономического развития остановились в основном на первом этапе объединения и дальше создания зоны свободной торговли не идут, что ограничивает их роль в мирохозяйственных отношениях.

Единственным влиятельным наднациональным образованием в мире, обладающим как экономическими, так и политическими рычагами воздействия на мирохозяйственные связи, является ЕС. Уникальный опыт сочетания в ЕС национальных и наднациональных механизмов регулирования позволяет предположить, что ЕС является прообразом института глобального управления экономикой, способного в недалеком будущем создать реальные механизмы противодействия негативным последствиям глобализации.