logo search
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

29.Охарактеризуйте содержание двух уровней системы этнической психологии. В котором из них большую роль играет религия?

Религия играет большую роль в этнической психологии. Этническая психология имеет сложную двухуровневую систему. Первый уровень составляют чувства, настроения, переживания, эмоциональное состояние сознания; второй уровень – элементы психического склада, связанные с преемственностью, выступающие как феномены массового, народного опыта деятельности, общения внутри и вовне этноса, в результате воздействия природно-экологических условий существования.

Второй уровень проявляется в характерном поведении, национальных традициях, обычаях, привычках.

Этнонациональное самосознание, как форма проявления духовно-психологического облика национальной общности, включает в себя идеалы, взгляды, представления, мысли и чувства, связанные с важнейшими сторонами жизни и общения этой общности.

Влияние религии на формирование этноса, его психологию и обратное воздействие этнической общности, ее культуры на развитие религии, результатом чего явилось формирование новой конфессии можно видеть на примере принятия христианства в его византийской форме Русью. Новая религия способствовала ускорению консолидации русской народности и образованию централизованного феодального государства.

В отличие от католицизма, принятое Русью православие разрешало использование славянского языка во время богослужений и перевод Библии на этот язык. В результате гораздо раньше, чем в западных странах, на Руси получили распространение письменность, литература и право на родном языке.

Психология консолидирующейся этнической общности испытала сильное влияние новой религии. Н.А. Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» писал: «Душа русского народа была сформирована православной церковью». Вместе с тем христианство вобрало в себя многое из древних верований, культовой практики, традиций местного населения. «Элемент природно-языческий вошел и в русское христианство», «произошла острая национализация церкви».

Влияние религии на национальное самосознание характерно не только для прошлого, когда многие русские на вопрос об их национальности, отвечали, что они православные, а узбеки, таджики, татары или башкиры отвечая на аналогичный вопрос, говорили, что они мусульмане. Сегодня широко распространены стереотипы «русский-православный», «татарин-мусульманин», «калмык-буддист» и т.д.

Социологические опросы свидетельствуют о сохранении в сознании значительной части населения национальной и конфессиональной самоидентификации неразделенными.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на сессии Ассамблеи народов Казахстана (Алма-Ата, 24 марта 1995 г.) заявил, что 60% населения страны относят себя к мусульманам. Иначе говоря, речь шла обо всех казахах, узбеках, киргизах, татарах и других представителях тех народов, которые исторически были связаны с исламом, независимо от их отношения к религии.

Стремясь способствовать прогрессу своей нации, люди обращаются к «национальной религии», рассматривая ее как связь с прошлым, как утверждение своей этнической самобытности, как важный фактор нравственного возрождения этноса.

Следовательно, влияние религии на формирование этнонациональной психологии в XXI веке будет возрастать, хотя и сейчас оно достаточно высоко.

30.Назовите виды негативных явлений, которые могут быть присущи национальному самосознанию на определенных этапах развития нации. Какова роль религиозных организаций в преодолении подобных явлений? Приведите примеры.

Виды негативных явлений:

а) национальное (этническое) предубеждение;

б) стремление обеспечить своей нации (этносу) привилегии за счет других (нациоэгоизм или этноэгоизм);

в) враждебное отношение к другим национальным (этническим) общностям (нациофобизм).

Религиозные организации также имеют большие возможности влиять на формирование национального самосознания в сторону его гуманизации. Распространение идей конфессиональной и национальной толерантности, уважительного отношения к людям иной культуры, организация постоянного межвероисповедного диалога могут сослужить добрую службу на пути межэтнической интеграции, усиления чувства общности у граждан России. Проповедь превращения России в великую процветающую державу и в дальнейшем может служить эффективным интегрирующим фактором.

Разъяснение верующим массам идеи всечеловеческого единства, как она сформулирована в Библии и Коране (не связывая ее с утверждениями о «единственной истинности» лишь одной религии, к которой должно прийти все человечество), может благоприятствовать отказу от религиозной нетерпимости, преодолению национального эгоизма и переходу к общечеловеческому мышлению, к этике взаимопонимания и сотрудничества.

Очень важно также глубокое изучение особенностей формирования у людей национального самосознания и межнациональных установок, вопросов межкультурного и межконфессионального общения.

Игнорирование мощного мобилизационного потенциала, которым располагают религии, слабое или крайне плохое знание этнической психологии, путей и методов формирования общественного мнения, характерное для многих политиков регионального и даже федерального масштаба приводит к принятию неверных решений в сфере государственно-конфессиональных отношений, которые крайне отрицательно сказываются на этнонациональных контактах, способствуя обострению межэтнических противоречий