29.Охарактеризуйте содержание двух уровней системы этнической психологии. В котором из них большую роль играет религия?
Религия играет большую роль в этнической психологии. Этническая психология имеет сложную двухуровневую систему. Первый уровень составляют чувства, настроения, переживания, эмоциональное состояние сознания; второй уровень – элементы психического склада, связанные с преемственностью, выступающие как феномены массового, народного опыта деятельности, общения внутри и вовне этноса, в результате воздействия природно-экологических условий существования.
Второй уровень проявляется в характерном поведении, национальных традициях, обычаях, привычках.
Этнонациональное самосознание, как форма проявления духовно-психологического облика национальной общности, включает в себя идеалы, взгляды, представления, мысли и чувства, связанные с важнейшими сторонами жизни и общения этой общности.
Влияние религии на формирование этноса, его психологию и обратное воздействие этнической общности, ее культуры на развитие религии, результатом чего явилось формирование новой конфессии можно видеть на примере принятия христианства в его византийской форме Русью. Новая религия способствовала ускорению консолидации русской народности и образованию централизованного феодального государства.
В отличие от католицизма, принятое Русью православие разрешало использование славянского языка во время богослужений и перевод Библии на этот язык. В результате гораздо раньше, чем в западных странах, на Руси получили распространение письменность, литература и право на родном языке.
Психология консолидирующейся этнической общности испытала сильное влияние новой религии. Н.А. Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» писал: «Душа русского народа была сформирована православной церковью». Вместе с тем христианство вобрало в себя многое из древних верований, культовой практики, традиций местного населения. «Элемент природно-языческий вошел и в русское христианство», «произошла острая национализация церкви».
Влияние религии на национальное самосознание характерно не только для прошлого, когда многие русские на вопрос об их национальности, отвечали, что они православные, а узбеки, таджики, татары или башкиры отвечая на аналогичный вопрос, говорили, что они мусульмане. Сегодня широко распространены стереотипы «русский-православный», «татарин-мусульманин», «калмык-буддист» и т.д.
Социологические опросы свидетельствуют о сохранении в сознании значительной части населения национальной и конфессиональной самоидентификации неразделенными.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на сессии Ассамблеи народов Казахстана (Алма-Ата, 24 марта 1995 г.) заявил, что 60% населения страны относят себя к мусульманам. Иначе говоря, речь шла обо всех казахах, узбеках, киргизах, татарах и других представителях тех народов, которые исторически были связаны с исламом, независимо от их отношения к религии.
Стремясь способствовать прогрессу своей нации, люди обращаются к «национальной религии», рассматривая ее как связь с прошлым, как утверждение своей этнической самобытности, как важный фактор нравственного возрождения этноса.
Следовательно, влияние религии на формирование этнонациональной психологии в XXI веке будет возрастать, хотя и сейчас оно достаточно высоко.
30.Назовите виды негативных явлений, которые могут быть присущи национальному самосознанию на определенных этапах развития нации. Какова роль религиозных организаций в преодолении подобных явлений? Приведите примеры.
Виды негативных явлений:
а) национальное (этническое) предубеждение;
б) стремление обеспечить своей нации (этносу) привилегии за счет других (нациоэгоизм или этноэгоизм);
в) враждебное отношение к другим национальным (этническим) общностям (нациофобизм).
Религиозные организации также имеют большие возможности влиять на формирование национального самосознания в сторону его гуманизации. Распространение идей конфессиональной и национальной толерантности, уважительного отношения к людям иной культуры, организация постоянного межвероисповедного диалога могут сослужить добрую службу на пути межэтнической интеграции, усиления чувства общности у граждан России. Проповедь превращения России в великую процветающую державу и в дальнейшем может служить эффективным интегрирующим фактором.
Разъяснение верующим массам идеи всечеловеческого единства, как она сформулирована в Библии и Коране (не связывая ее с утверждениями о «единственной истинности» лишь одной религии, к которой должно прийти все человечество), может благоприятствовать отказу от религиозной нетерпимости, преодолению национального эгоизма и переходу к общечеловеческому мышлению, к этике взаимопонимания и сотрудничества.
Очень важно также глубокое изучение особенностей формирования у людей национального самосознания и межнациональных установок, вопросов межкультурного и межконфессионального общения.
Игнорирование мощного мобилизационного потенциала, которым располагают религии, слабое или крайне плохое знание этнической психологии, путей и методов формирования общественного мнения, характерное для многих политиков регионального и даже федерального масштаба приводит к принятию неверных решений в сфере государственно-конфессиональных отношений, которые крайне отрицательно сказываются на этнонациональных контактах, способствуя обострению межэтнических противоречий
- 1.Каково отношение к государству в буддизме? в чем суть теории идеального правителя (чакравартина)
- 2.Сравните структуру, управление и степень централизации буддийской общины в Шри-Ланке и Таиланде.
- 3.Каково влияние буддийских монастырей и монашества на общественно-политическую жизнь в Шри-Ланке, Таиленде, Лаосе?
- 4.Охарактеризуйте особенности государственной структуры Тибета. Какие функции выполняет далай-лама?
- 5. Каков статус Тибета в настоящее время? в чем суть противоречий по тибетскому вопросу в международной политике хх-XIX вв.?
- 6 Каковы политические настроения в среде тибетской эмиграции? Влияют ли они на американо-китайские отношения?
- 7. Какие международные буддийские организации вы знаете?
- 8.В связи с чем «буддийская дипломатия» стала важнейшим звеном внешнеполитической деятельности кнр? Назовите основные страны, в отношении которых она проводится кнр.
- 9.Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (кбо) в 1953-1980-х гг.
- 10. Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (кбо) в 1990-х гг.
- 11.Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (кбо) в XXI в.
- 12.Как ислам распространен по регионам мира? Назовите страны с наиболее высокой долей мусульман (2005 г.). Назовите страны с самой большой численностью мусульман (2005 г.).
- 13.Каковы характерные черты исламской политической культуры?
- 15.Сохраняется ли исламская политическая культура в неизменном виде? Аргументируйте ответ на примере оаэ.
- 16.Сравните шкалу ценностей массового народного сознания в Турции до революции Кемаля с современными идеалами. В какой форме сохраняется влияние ислама?
- 17. Что такое панисламизм? Покажите влияние панисламизма на международную ситуацию в хх в.
- 20.Расскажите о целях, структуре и основных направлениях деятельности оик.
- 21. Дайте характеристику ваххабизма. Распространен ли он в рф?
- 22. Каково отношение мусульманских стран к международному терроризму.
- 23.В чем суть исламизма? Охарактеризуйте сущность учения о джихаде.
- 24.Дайте характеристику трем основным организационным формам территориальной экспансии исламизма в хх в.
- 25.Дайте характеристику основным направлениям формирования альтернативной идентичности у мусульман в различных регионах мира.
- 26.Кто является союзником и пособником исламизма на международной арене?
- 28.Дайте определение понятиям «нация», «этнос», «этнонация», «национализм», «этнонационализм».
- 29.Охарактеризуйте содержание двух уровней системы этнической психологии. В котором из них большую роль играет религия?
- 31.Назовите обстоятельства, способствующие активизации этнонационализма и усилению кризисных явлений в межэтнических отношениях.
- 33.Каковы цели и задачи национальной политики рф? Что необходимо учитывать при ее выработке для того, чтобы не допустить конфликтов на этнорелигиозной почве?
- 35. К каким последствиям привели три войны на этнорелигиозной почве между Индией и Пакистаном в хх веке?
- 36.Сохранилось ли этнорелигиозное противостояние Индии и Пакистана на рубеже XX-XXI вв.? Были ли конфликты на этнорелигиозной почве?
- 37.В чем причины сепаратистского движения сикхов в Пенджабе в хх веке?
- 38.Каковы были требования сикхских лидеров во второй половине хх века?
- 39.К каким последствиям привело сепаратистское движение сикхов в Индии в хх веке?
- 40. Эффективна ли роль армии, в странах с военными режимами на Ближнем Востоке, в предотвращении дезинтеграции государств по этноконфессиональным признакам? Приведите примеры.
- 42.Прокомментируйте статьи 7, 8, 19 Конституции Италии о свободе совести: каков объем прав гарантируемых ими? Статья 7
- Статья 8
- Статья 19
- 44.Все ли религиозные организации могут преподавать религию в школах в Италии? Каким деноминациям государство финансирует преподавательскую деятельность в школе?
- 45. Какая система финансирования религиозных организаций существует в Италии?