logo search
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

33.Каковы цели и задачи национальной политики рф? Что необходимо учитывать при ее выработке для того, чтобы не допустить конфликтов на этнорелигиозной почве?

Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочении общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью.

Задачи в духовной сфере:

-формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию; -сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям; -обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного; -укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям; -учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности;

34.Какова роль религиозных организаций в возникновении, разви­тии и преодолении этнических конфликтов? Приведите примеры этнонациональных конфликтов и их урегулирования при помощи религиозных организаций.

Религиозные организации также имеют большие возможности вли¬ять на формирование национального самосознания в сторону его гума¬низации. Распространение идей конфессиональной и национальной то¬лерантности, уважительного отношения к людям иной культуры, орга¬низация постоянного межвероисповедного диалога могут сослужить добрую службу на пути межэтнической интеграции, усиления чувства общности у граждан России. Проповедь превращения России в великую про¬цветающую державу и в дальнейшем может служить эффективным ин¬тегрирующим фактором.

Разъяснение верующим массам идеи всечеловеческого единства, как она сформулирована в Библии и Коране (не связы¬вая ее с утверждениями о «единственной истинности» лишь одной рели¬гии, к которой должно прийти все человечество), может благоприятство-вать отказу от религиозной нетерпимости, преодолению национального эгоизма и переходу к общечеловеческому мышлению, к этике взаимопо¬нимания и сотрудничества.

Этнонациональная психология, национальное самосознание, всегда, а в переломные периоды истории – в особенности, являются ареной острой борьбы. Различные политические силы, стремясь повести за собой широ¬кие массы представителей той или иной национальности готовы играть на национальных чувствах людей, выпячивать застарелые, многовековой дав¬ности, обиды.

При этом возрастает роль объективного исторического знания. Очевид¬на необходимость правдивого раскрытия исторического про-шлого всех народов страны, освещение их совместного участия в становлении, развитии и защите российской цивилизации. Такой подход не только будет способствовать формированию цивилизо-ванного исторического сознания, но и явится серьезным вкладом в дело гармонизации этноконфессиональных отношений.

Очень важно также глубокое изучение особенностей формирования у людей национального самосознания и межнациональных установок, вопросов межкультурного и межконфессионального общения.

Игнорирование мощного мобилизационного потенциала, которым располагают религии, слабое или крайне плохое знание этнической психологии, путей и методов формирования общественного мнения, харак¬терное для многих политиков регионального и даже федерального мас¬штаба приводит к принятию неверных решений в сфере государствен¬но-конфессиональных отношений, которые крайне отрицательно сказы¬ваются на этнонациональных контактах, способствуя обострению ме¬жэтнических противоречий.

Вклад религиозных организаций в урегулированиеэтнических конфликтов.

Центральную роль в урегулировании этнонациональных отношений играет государство. Важнейшее значение имеет взве-шенная национальная политика, включающая в себя:

1. обеспечение равен¬ства прав и обязанностей граждан независимо от их этнической принад¬лежности и вероисповедания,

2. обеспечение условий способствующих реализации экономических и этнокультурных интересов этнических групп,

3. решительную борьбу с фактами дискриминации граждан по признакам языка, расы, религиозной принадлежности, разрешение этнических конфликтов цивилизованными методами.

В реализацию такой политики весомый вклад призвано внести гражданское общество, важней¬шей составной частью которого являются религиозные организации.

Разумная позиция и целенаправленная миротворческая деятельность религиозных организаций и духовных лидеров имеет серьезное значение в период, когда этнический конфликт еще не разгорелся, лишь существует конфликтная ситуация, но экстремистские силы стре¬мится разжечь противоборство. На этой стадии крайне важным является то, какую интерпретацию сложившейся ситуации дают потенциальные участники конфликта, как они понимают проблему.

Призывы авторитетных религиозных лидеров к сдержанности, советы, направленные на глубокий, объективный анализ складывающейся об¬становки, могут способствовать тому, что конфликтная ситуация не перерастет в полномасштабный конфликт.