33.Каковы цели и задачи национальной политики рф? Что необходимо учитывать при ее выработке для того, чтобы не допустить конфликтов на этнорелигиозной почве?
Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочении общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью.
Задачи в духовной сфере:
-формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию; -сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям; -обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного; -укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям; -учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности;
34.Какова роль религиозных организаций в возникновении, развитии и преодолении этнических конфликтов? Приведите примеры этнонациональных конфликтов и их урегулирования при помощи религиозных организаций.
Религиозные организации также имеют большие возможности вли¬ять на формирование национального самосознания в сторону его гума¬низации. Распространение идей конфессиональной и национальной то¬лерантности, уважительного отношения к людям иной культуры, орга¬низация постоянного межвероисповедного диалога могут сослужить добрую службу на пути межэтнической интеграции, усиления чувства общности у граждан России. Проповедь превращения России в великую про¬цветающую державу и в дальнейшем может служить эффективным ин¬тегрирующим фактором.
Разъяснение верующим массам идеи всечеловеческого единства, как она сформулирована в Библии и Коране (не связы¬вая ее с утверждениями о «единственной истинности» лишь одной рели¬гии, к которой должно прийти все человечество), может благоприятство-вать отказу от религиозной нетерпимости, преодолению национального эгоизма и переходу к общечеловеческому мышлению, к этике взаимопо¬нимания и сотрудничества.
Этнонациональная психология, национальное самосознание, всегда, а в переломные периоды истории – в особенности, являются ареной острой борьбы. Различные политические силы, стремясь повести за собой широ¬кие массы представителей той или иной национальности готовы играть на национальных чувствах людей, выпячивать застарелые, многовековой дав¬ности, обиды.
При этом возрастает роль объективного исторического знания. Очевид¬на необходимость правдивого раскрытия исторического про-шлого всех народов страны, освещение их совместного участия в становлении, развитии и защите российской цивилизации. Такой подход не только будет способствовать формированию цивилизо-ванного исторического сознания, но и явится серьезным вкладом в дело гармонизации этноконфессиональных отношений.
Очень важно также глубокое изучение особенностей формирования у людей национального самосознания и межнациональных установок, вопросов межкультурного и межконфессионального общения.
Игнорирование мощного мобилизационного потенциала, которым располагают религии, слабое или крайне плохое знание этнической психологии, путей и методов формирования общественного мнения, харак¬терное для многих политиков регионального и даже федерального мас¬штаба приводит к принятию неверных решений в сфере государствен¬но-конфессиональных отношений, которые крайне отрицательно сказы¬ваются на этнонациональных контактах, способствуя обострению ме¬жэтнических противоречий.
Вклад религиозных организаций в урегулированиеэтнических конфликтов.
Центральную роль в урегулировании этнонациональных отношений играет государство. Важнейшее значение имеет взве-шенная национальная политика, включающая в себя:
1. обеспечение равен¬ства прав и обязанностей граждан независимо от их этнической принад¬лежности и вероисповедания,
2. обеспечение условий способствующих реализации экономических и этнокультурных интересов этнических групп,
3. решительную борьбу с фактами дискриминации граждан по признакам языка, расы, религиозной принадлежности, разрешение этнических конфликтов цивилизованными методами.
В реализацию такой политики весомый вклад призвано внести гражданское общество, важней¬шей составной частью которого являются религиозные организации.
Разумная позиция и целенаправленная миротворческая деятельность религиозных организаций и духовных лидеров имеет серьезное значение в период, когда этнический конфликт еще не разгорелся, лишь существует конфликтная ситуация, но экстремистские силы стре¬мится разжечь противоборство. На этой стадии крайне важным является то, какую интерпретацию сложившейся ситуации дают потенциальные участники конфликта, как они понимают проблему.
Призывы авторитетных религиозных лидеров к сдержанности, советы, направленные на глубокий, объективный анализ складывающейся об¬становки, могут способствовать тому, что конфликтная ситуация не перерастет в полномасштабный конфликт.
- 1.Каково отношение к государству в буддизме? в чем суть теории идеального правителя (чакравартина)
- 2.Сравните структуру, управление и степень централизации буддийской общины в Шри-Ланке и Таиланде.
- 3.Каково влияние буддийских монастырей и монашества на общественно-политическую жизнь в Шри-Ланке, Таиленде, Лаосе?
- 4.Охарактеризуйте особенности государственной структуры Тибета. Какие функции выполняет далай-лама?
- 5. Каков статус Тибета в настоящее время? в чем суть противоречий по тибетскому вопросу в международной политике хх-XIX вв.?
- 6 Каковы политические настроения в среде тибетской эмиграции? Влияют ли они на американо-китайские отношения?
- 7. Какие международные буддийские организации вы знаете?
- 8.В связи с чем «буддийская дипломатия» стала важнейшим звеном внешнеполитической деятельности кнр? Назовите основные страны, в отношении которых она проводится кнр.
- 9.Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (кбо) в 1953-1980-х гг.
- 10. Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (кбо) в 1990-х гг.
- 11.Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (кбо) в XXI в.
- 12.Как ислам распространен по регионам мира? Назовите страны с наиболее высокой долей мусульман (2005 г.). Назовите страны с самой большой численностью мусульман (2005 г.).
- 13.Каковы характерные черты исламской политической культуры?
- 15.Сохраняется ли исламская политическая культура в неизменном виде? Аргументируйте ответ на примере оаэ.
- 16.Сравните шкалу ценностей массового народного сознания в Турции до революции Кемаля с современными идеалами. В какой форме сохраняется влияние ислама?
- 17. Что такое панисламизм? Покажите влияние панисламизма на международную ситуацию в хх в.
- 20.Расскажите о целях, структуре и основных направлениях деятельности оик.
- 21. Дайте характеристику ваххабизма. Распространен ли он в рф?
- 22. Каково отношение мусульманских стран к международному терроризму.
- 23.В чем суть исламизма? Охарактеризуйте сущность учения о джихаде.
- 24.Дайте характеристику трем основным организационным формам территориальной экспансии исламизма в хх в.
- 25.Дайте характеристику основным направлениям формирования альтернативной идентичности у мусульман в различных регионах мира.
- 26.Кто является союзником и пособником исламизма на международной арене?
- 28.Дайте определение понятиям «нация», «этнос», «этнонация», «национализм», «этнонационализм».
- 29.Охарактеризуйте содержание двух уровней системы этнической психологии. В котором из них большую роль играет религия?
- 31.Назовите обстоятельства, способствующие активизации этнонационализма и усилению кризисных явлений в межэтнических отношениях.
- 33.Каковы цели и задачи национальной политики рф? Что необходимо учитывать при ее выработке для того, чтобы не допустить конфликтов на этнорелигиозной почве?
- 35. К каким последствиям привели три войны на этнорелигиозной почве между Индией и Пакистаном в хх веке?
- 36.Сохранилось ли этнорелигиозное противостояние Индии и Пакистана на рубеже XX-XXI вв.? Были ли конфликты на этнорелигиозной почве?
- 37.В чем причины сепаратистского движения сикхов в Пенджабе в хх веке?
- 38.Каковы были требования сикхских лидеров во второй половине хх века?
- 39.К каким последствиям привело сепаратистское движение сикхов в Индии в хх веке?
- 40. Эффективна ли роль армии, в странах с военными режимами на Ближнем Востоке, в предотвращении дезинтеграции государств по этноконфессиональным признакам? Приведите примеры.
- 42.Прокомментируйте статьи 7, 8, 19 Конституции Италии о свободе совести: каков объем прав гарантируемых ими? Статья 7
- Статья 8
- Статья 19
- 44.Все ли религиозные организации могут преподавать религию в школах в Италии? Каким деноминациям государство финансирует преподавательскую деятельность в школе?
- 45. Какая система финансирования религиозных организаций существует в Италии?