logo search
ИСТ Мждунар

Попытки ограничения роли ядерного фактора в международных отношениях

Появление атомного оружия и монополия на него в руках США вызывали обеспокоенность не только Советского Союза. Но если СССР опасался за свою безопасность, то большинство других стран стремилась приобщиться к обладанию этим оружием и раздражалась по поводу невозможности приобрести его. В такой ситуации привлекательной стала казаться идея международного сотрудничества в ядерной области. Ее реализация могла способствовать объединению ресурсов разных стран в разработке передовых технологий. В процессе сотрудничества можно было получить дополнительную информацию о зарубежных разработках ядерного профиля и выработать правила, ограничивающие военное применение ядерной энергии.

Страны, заинтересованные в сотрудничестве по линии применения энергии атома, находились в неравном положении. Передовые ядерные технологии имелись у США. Остальные государства желали сами что-нибудь почерпнуть из американских наработок. При этом они имели немного ценного для передачи Соединенным Штатам. Не говоря о том, что ни одна страна не спешила делиться своими достижениями.

Из великих держав наибольшую активность в ядерной области, помимо США, проявляли СССР и Великобритания. Обе страны ориентировались на создание собственного атомного оружия. Лондон добивался от Вашингтона согласия оказать Британии помощь в создании атомной бомбы. В годы мировой войны Канада и Великобритания сотрудничали с США по проекту разработки ядерного оружия (Манхэттенский проект). Но в июле 1946 г. в США был принят новый закон, который ввел существенные ограничения на сотрудничество США с зарубежными партнерами в ядерной области. Вашингтон не хотел приобщения союзников к «ядерному клубу».

Советский Союз с 1943 г. вел собственную программу ядерных исследований. Он не рассчитывал на содействие США, полагаясь на собственные исследования и силы разведывательных служб, наладивших поступление в Москву необходимой секретной информации  из-за рубежа. Но СССР выступал за международное сотрудничество в ядерной области, понимая под ним, прежде всего, регламентацию условий ядерной деятельности. Москве было важно ввести американскую политику в ядерной области в согласованные политико-правовые рамки.

Для Соединенных Штатов как лидера в освоении атома международное сотрудничество в этой области имело смысл, только если оно позволяло влиять на атомные программы других стран и получать информацию об их исполнении. Но по дипломатическим соображениям Вашингтону не хотелось выступать в роли всемирного монополиста в ядерной области, осложняя отношения с союзниками, в частности с Великобританией.