3.Вестернизация, или особый путь модернизации. Понятие демократии
Вестернизация (от англ. Western — западный) — заимствование англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры[1]
Вестернизация — это распространение западных ценностей по всему миру.
Наиболее широко распространены либеральная идеология и рыночная экономика. Страны усваивают западные ценности на основе своих национальных особенностей. Это понятие тесно связано с глобализацией, так как является ее прямым следствием. Наряду с положительными качествами: борьба за права человека, распространение прав и свобод человека, имеет и отрицательные: распространение экономического кризиса, экологических проблем.
На всем Востоке, уже достигнуты значительные успехи в политической модернизации региона, предполагающей прежде всего переход от диктаторских, авторитарных форм правления на рельсы демократизации. Так, по данным организации "Фридом Хаус", публикующей ежегодный анализ состояния свободы в мире, в 1972г. было 42 свободные страны, то в 1991 г. их число возросло до 75. Особую актуальность проблеме придает тот факт, что многие исследователи и наблюдатели связывают с демократизацией перспективы исключения войн из жизни народов.
Прежде всего важно определить, сводятся ли процессы, происходящие в экономических, социальных, политических и иных структурах различных регионов и стран современного мира, к вестернизации или механическому перенесению сюда западных институтов, ценностей и идеалов. Являются ли эти процессы показателем полной и окончательной победы Запада и западной цивилизации над остальной ойкуменой и соответственно показателем "конца истории" или же мы имеем дело с более глубинными и сложными вещами, а не просто с победой одного "изма" над другим.
При этом необходимо иметь в виду следующий весьма важный, но не всегда учитываемый момент. Как известно, термин "демократия" в дословном переводе с древнегреческого языка означает "народовластие", или "власть народа". В этом смысле основным признаком демократии является признание народа каждой конкретной страны носителем верховной власти. Причем разные народы могут по-разному трактовать содержание и формы этого народовластия. Имеются существенные разночтения в понимании демократии в античном мире и на современном Западе. Должны ли мы исключать различное ее понимание в разных культурах и у разных народов в наши дни?
Чтобы положительно ответить на этот вопрос, достаточно взглянуть на политическую карту Западной Европы и Северной Америки, где базовые демократические ценности и принципы получили практическое воплощение в разнообразных политических режимах, соответствующих национально-культурным, историческим и иным традициям стран и народов региона. Почему же нельзя допустить, что народовластие у других народов и в странах других регионов, в том числе и России, может иметь иное содержание, иные параметры и конфигурацию, нежели, скажем, у американцев, французов, англичан и др.?
Демократия продемонстрировала способность приспосабливаться к самым различным национально-культурным условиям. Но при этом особо хочется подчеркнуть, что привитие и институционализация демократических форм политической самоорганизации общества на той или иной национальной почве отнюдь не может сводиться к механической трансплантации готовых форм, принципов и институтов западной демократии. Существуют нормы, ценности и институты, которые в силу своей исторической и политико-культурной специфики не могут быть воспроизведены в чистом виде, вне их первоначального контекста. В массиве национального сознания каждого народа имеются базисные, врожденные элементы, определяющие сам дух, менталитет, характер данного народа, и они не могут не накладывать родовую печать на его политическую систему.
Перспективы модернизации и демократизации в значительной степени зависят от состояния сознания народа, от степени его готовности принять и реализовать основные принципы и нормы рынка и политической демократии. Иначе говоря, необходимо, чтобы каждый народ созрел для соответствующих форм и механизмов политической самоорганизации. А это достигается в результате длительного исторического опыта. Напомню, что формирование и институционализация рыночной экономики и особенно политической демократии на самом Западе заняли несколько веков. Так, если в США республиканский строй с либерально-демократическими институтами утвердился в конце XVIIIв., то во Франции он окончательно установился только в конце XIX в. Что касается Италии и Германии, то здесь демократия окончательно утвердилась после второй мировой войны, а в трех южноевропейских странах - Греции, Португалии и Испании - лишь с середины 70-х годов. В Восточной Европе дорогу демократизации открыли антитоталитарные революции конца 80-х годов и развал Советского Союза в 1991 г.
Демократия может утвердиться и институционализироваться на конкретной национальной почве только в том случае, если общепринятые демократические ценности и нормы станут поведенческими установками большинства населения. Но чтобы стать действительным демократом в собственном смысле слова, человек должен родиться, вырасти, социализироваться в соответствующей социокультурной среде. Природа человека такова, что он не может не идентифицировать себя с определенной культурой, традицией, с нечто таким, чем он гордится, - собственным языком, собственной символикой, тем, что делает человека таким, каков он есть.
Западные образцы государственности базируются на гражданском обществе, в основе которого лежит принцип приватности и раздельности между разнообразными, зачастую конфликтующими частными интересами. Идея демократии в ее евроцентристском понимании зиждется на постулате, согласно которому индивид важнее группы. Иное дело на Востоке. Если на Западе более актуален вопрос об индивидуальных правах и свободах, то в большинстве восточных стран приоритет отдается групповым правам и интересам. Но правомерно ли на этом основании утверждать, что демократический путь развития противопоказан данным странам?
Правильный ответ на этот вопрос предполагает поиски ответов на целый ряд других вопросов. Но сначала надо определиться, что конкретно мы понимаем под демократией и совместима ли она с коллективистским, солидаристским, групповым и иным началами, ассоциируемыми с Востоком, а с некоторыми оговорками и с Россией.
- 1. Англо-американская школа геополитики
- 2.Борьба с терроризмом как новая геополитическая парадигма: модель «управляемого хаоса»
- 3.Вестернизация, или особый путь модернизации. Понятие демократии
- Влияние религиозных и этнических факторов на внешнюю политику
- Внешние геополитические концентры и сектора России. Основные направления взаимоотношений между Россией и Западом
- Геополитика и распределение энергоресурсов. Геополитика и нефть.
- Геополитика и распределение энергоресурсов. Геополитика и газ.
- Приоритеты европейской геополитики и атлантическая стратегия сша
- Геополитическая ситуация в африканском регионе
- Геополитическая ситуация и внешняя политика ссср в 80-е годы. Политические и экономические причины распада ссср. Россия после распада ссср.
- Геополитическое положение Российской Федерации на современном этапе: особенности, проблемы, динамика развития
- Геостратегический вызов азиатско-тихоокеанского региона
- Глобализация и новый миропорядок
- Глобализация экологических проблем
- Дипломатия: роль и основные функции
- Европа в системе мировых геополитических отношений
- Европейская интеграция и создание межгосударственных организационных структур (Европарламент, Суд ес, Совет Европы, пост Президента ес)
- Идеология в постконфрактационном мире. Противостояние идеологических систем
- Изменение места и роли национального государства в современном мире
- Интеграция экономики развивающихся стран в мировую экономику
- История отношений стран Восточной Европы с Россией. Геополитические интересы России и дипломатия в Восточной Европе. Перспективы восточно-европейской политики России
- История развития и основные принципы современной системы международных отношений
- Континентально-европейская школа геополитики
- Конфликт идеологий и образование «трёх миров»
- Кризис евроцентристского мира (конец XIX – начало хх века)
- Международная система и основные вехи её эволюции. Внешняя политика
- Место войн и конфликтов в жизни мирового сообщества. Сущность, причины и характер войн
- Место сша в современной системе геополитических отношений
- Механизм формирования внешней политики государства
- Модели мирового порядка и баланс сил
- Нато и безопасность России
- Национализм как идеология
- Национальные интересы и проблемы безопасности России
- Основные направления деятельности оон. Роль оон в современном мире. Реформирование оон
- Основные тенденции социального и политического развития в современном мире
- Основные формы и источники вооружённых конфликтов в современном мире
- Основные цели и приоритеты геостратегической линии сша на современном этапе. Политика сша в различных регионах мира
- Основные цели и приоритеты современной внешней политики. Особенность принятия геостратегических решений: традиции и современность
- Особенности геополитической ситуации в Азии: разнообразие политического, экономического и культурного развития государств Средней Азии
- Особенности социально-политического развития Запада в конце XIX – начале хх века
- Отношение между Россией и Азиатско-Тихоокеанским регионом
- Перспектива развития снг и его роль в мировой политике
- Перспективы развития российско-китайских отношений
- Понятие «Геополитика», ее предмет и объект
- Превращение Востока в активного субъекта мирового сообщества
- Проблема соотношения индивидуальной свободы и демократии в современном мире
- Основные геополитические проблемы латиноамериканского региона
- Роль и место идеологии во внешней политике
- Российско-японские отношения в послевоенные годы и в настоящее время
- Взаимосвязи России со странами снг
- Русская школа геополитики. Основные периоды и направления
- 1)Славянофилы.
- 2)Милютинская геополитическая школа
- 3)Движение евразийцев
- Сверхдержавность и гегемонизм в новых геополитических условиях
- Система балансов и равновесие сил в современном мире
- Современная восточная Азия. Новая азиатская идея
- Современная геополитика: сущность и факторы формирования
- 56.Социал-дарвинизм и геополитика
- 57.Столкновение цивилизаций. Проблема единства в многообразии
- 58. Сущность внешней политики государства
- 59. Сущность глобальных проблем и вызовы человеческой цивилизации в конце 20 - начале 21 столетия
- Сущность и понятие цивилизации в современной геополитике
- Сущность и причины формирования евроцентристского мира
- Технологический и экономический прорыв развитой зоны мира
- Типология научных школ международных отношений: идеализм, политический реализм, марксизм
- Факторы социально-экономического развития Японии после второй мировой войны
- Факторы формирования и сущность традиционной геополитики
- Формирование единого информационно-телекоммуникационного пространства и его влияние на политику государств
- Формирование единого мирового пространства. Сущность, проблемы, перспективы
- Формы территориальной организации общества и виды территорий
- Ценности органических культур как основа восточной демократии
- Центростремительные тенденции в мировой политике