50. Теория конкурентных преимуществ страны м. Портера.
На основании анализа обширного статистического материала М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны (рис. 34.8).
Рис. 34.8, Детерминанты конкурентного преимущества страны («национальный ромб»)
«Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны. Каковы же эти детерминанты?
Параметры факторов представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей.
Рассматривая факторы производства с точки зрения их влияния на конкурентные преимущества страны. Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) выделяет и такие, как ресурс знаний, т.е. сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг, а также инфраструктуру (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).
Важное значение в теории М. Портера уделяется делению факторов на общие (например, сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и специализированные(например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д.), которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной отрасли. При этом специализированные факторы, обеспечивая более длительное и устойчивое конкурентное преимущество фирмам соответствующих отраслей на мировом рынке, в то же время требуют значительных и долговременных капиталовложений.
СТРАТЕГИЯ ФИРМ, их структура и соперничество. В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет фирменная структура и конкурентная среда внутри страны, которая складывается в результате соперничества фирм. Если отсутствует конкурентная среда или соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентного преимущества обычно не возникает.
Параметры спроса— это, в первую очередь, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок.
Родственные и поддерживающие отрасли . Наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспорто - ориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.
В общей картине конкурентных преимуществ М. Портер отводит роль также с л у ч а ю и п р а в и т е л ь с т в у .
Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»), значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах, всплески мирового или местного спроса, политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства. Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств.
Роль правительства в формировании национального конкурентного преимущества состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты «национального ромба», причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует денежно-кредитной, налоговой, таможенной политикой. Само правительство в большинстве стран является покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и других отраслей. Осуществляя антимонопольное регулирование, правительство оказывает воздействие на поддержание оптимальной конкурентной среды в ведущих секторах и отраслях национальной экономики. Наконец, правительство во многих странах содействует развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслями.
Особое внимание М. Портер обращает на то, что во многих странах компании, успешно выступающие на мировых рынках, охватывают своей деятельностью и определяют уровень развития целого спектра отраслей, так называемый кластер. Отражая динамику конкурентных преимуществ страны, кластеры формируются, расширяются, но они могут и свертываться, и распадаться.
Таким образом, теория М. Портера наиболее полно отражает важнейшие факторы, определяющие конкурентные преимущества той или иной страны
- 1.Современное мировое хозяйство: сущность, возникновение и структура.
- 2. Международное разделение труда и других факторов производства
- 3.Мировая экономика и этапы ее развития.
- Конец 19 в. – начало пмв
- Настоящее время
- 4. Уровень экономического развития страны и показатели его определяющие.
- 5.Группы стран в мировой экономике.
- Основы теории международной торговли.
- Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
- 7. Товарная и географическая структура международной торговли
- 8.Международная торговля услугами. Регулирование рынка услуг.
- 9. Ценообразование на мировом рынке товаров. Интернациональные издержки.
- 10. Гатт/вто и ее роль в регулировании международной торговли.
- 11.Международное движение капитала сущность и формы.
- 12. Современные тенденции в вывозе капитала.
- 13.Международный рынок ссудных капиталов и его структура.
- 16. Современные формы освоения тнк мирового рынка.
- 17.Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
- 18. Международная миграция рабочей силы.Последствия международной миграции для экспортеров и импортеров рабочей силы
- 19.Регулирование международной миграции рабочей силы.
- 20. Механизмы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, тарифные методы
- 21.Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования международной
- 22. Международная экономическая интеграция: сущность и формы.
- 23. Ес: система управления, финансы и бюджет, структурная и региональная политика.
- 24.Особенности интеграции в Североамериканском регионе.
- 25.Взаимоотношения России с международными региональными интеграционными группировками
- 26.Особенности интеграции в меркосур.
- 27. Особенности интеграции в атр.
- 28. Ресурсы мирового хозяйства.
- 29. Мировая валютная система и этапы ее развития.
- 30. Валюта. Валютный курс и конвертируемость. Валютный рынок.
- 31. Мировые валютные и финансово-кредитные рынки.
- 32. Мвф: структура организации, основные принципы деятельности.
- 33. Группа Мирового банка: структура организации основные принципы деятельности.
- 34. Финансирование экспорта как метод торговой политики.
- 35. Классификация международных экономических организаций.
- 36. Специализированные экономические организации в системе оон: экосос, проон, юнктад, юнидо
- 37.Отраслевые Международные организации.: опек
- 38. Международные организации регионального и межрегионального характера: ебрр,оэср
- 39.Россия в системе современных мировых хозяйственных связей.
- 40. Роль России в международной торговле: конкурентные преимущества и недостатки России.
- 41. Участие России в международном движении капитала.
- 42. Лондонский и Парижский клубы: специфика их деятельности.
- 43. Кризис внешней задолженности и пути его урегулирования
- 45.Свободные экономические зоны ,сущность и разновидности
- 46. Мировой рынок: этапы его эволюции и современная структура.
- 47.Международное регулирование мирового рынка труда: международные конвенции и мот.
- 48. Международное движение капиталов и его последствия для стран экспортеров и импортеров капитала
- 49. Влияние технического прогресса, цикла жизни товара на структуру внешней торговли.
- 50. Теория конкурентных преимуществ страны м. Портера.
- 51.Прадокс Леонтьева, теорема Рыбчинского и их последствия для международной торговли.
- Теорема Рыбчинского
- 52. Международная торговля и ее сущность.Торговый баланс.
- 53. Международный рынок услуг и его структура.
- 54. Характерные черты тнк и их влияние на принимающие страны и страны базирования.
- 55.Инструменты государственного регулирования международной торговли(таможенные тарифы, нетарифные методы и формы стимулирования экспорта)
- 56. Статистические и динамические эффекты экономической интеграции.
- 57. Стратегия обеспечения эффекта международной торговли. Теория абсолютных и сравнительных приимуществ. Модель Хекшера-Олина-Самуэльсона
- 58. Современная модель международной специализации экономики России.
- 59. Понятие и виды международной миграции, рабочей силы, масштабы и направления.
- 60. Платежный и расчетные балансы.