logo search
Мировая вопросы и ответы

53. Международный рынок услуг и его структура.

В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг. Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляет­ся в некотором полезном эффекте, который получает ее по­требитель.

К сфере услуг относят:

• традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;

• такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;

• социально-культурные отрасли: наука и научное обслужи­вание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммуналь­ное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреацион­ные услуги.

К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже ус­луг относятся: операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинотехнической продук­ции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-техническими услугами; арендные отношения; операции по экс­порту и импорту туристических услуг; консультационные услу­ги в области информатики и совершенствования управления.Рынок услуг: в 2002г. объем мирового экспорта составил 1 трлн. 614 млрд.$. В ведущих зарубежных странах

сфера услуг выросла в крупнейший сектор национального хозяйства.

Лидеры:

Транспортные услуги – перевозка грузов с помощью ж/д, водного и авиационного транспорта, перевозка пассажиров. Доля транспортных услуг в мировом экспорте уменьшается. Это связано с уменьшением удельного веса торговли сырьем, снижением спроса на морские перевозки, развитие средств коммуникации (Internet). Туризм – тенденция к увеличению мировой доли, т.к. растет благосостояние, совершенствование тс, развитие гостиничного хозяйства.

Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. Важным фактором, влияющим на развитие российской сферы услуг, является характеристика трудовых ресурсов. В этом отношении третичный сектор экономики обладает неплохими потенциальными возможностями: сравнительно низкая стоимость рабочей силы, что особенно важно для трудоемких услуг; в целом высокий образовательный уровень рабочей силы; способность оперативно приспосабливаться к требованиям экономической среды, проявлять инициативу и творческий подход.

На рынке услуг преобладают промышленно развитые страны: 88% - экспорт, 84% - импорт. Среди 30 стран мира можно выделить 8, доля которых в мировом экспорте составила 50%: США, Великобритания, Франция, Германия. Доля развивающихся стран не превышает 8%, доля РФ – около 1%.