6) Экспансия сша и стран Западной Европы на постсоветском пространстве, 2003-2005 годы.
Захват Афганистана и Ирака, с одной стороны, и расширение НАТО и ЕС на восток путём включения в данные структуры стран Центральной и Восточной Европы, с другой стороны, привели к тому, что страны Запада вплотную приблизились к границам бывшего СССР. Следующим этапом стал «экспорт западной демократии на постсоветское пространство». Он проходил в форме так называемых «цветных революций»11. В 2003 году в результате «революции роз» в Грузии был свергнут режим Эдуарда Шеварднадзе и к власти пришёл проамериканский политик, гражданин США и бывший нью-йоркский адвокат Михаил Саакашвили. Аналогичные события в 2004 году произошли на Украине. Здесь в ходе так называемой «оранжевой революции» к власти пришёл другой проамериканский политик, Виктор Ющенко. В настоящее время рассматривается вопрос о включении Украины и Грузии в состав НАТО.
Ещё одним идеологическим основанием внешней политик США является доктрина превентивных действий12. В соответствии с ней Соединённые Штаты осуществляют военные операции на территории Сомали и Сирии, для борьбы с отрядами талибов и «Аль-Каиды» вторгаются в пределы Пакистана, заявляют о возможности нанесения ударов по военным объектам Ирана.
Таким образом, нынешняя политика США – это стремление к созданию однополярного мира при полном подчинении всех собственной воле. При этом используются различные методы воздействия, от прямого применения вооружённой силы (hard power – «жёсткая сила») до косвенного воздействия на те или иные страны путём политических и экономических санкций, экспорта демократических ценностей, осуществления «цветных революций» (soft power – «мягкая сила»).
Следствием политики США стала эрозия норм международного права, разрушение системы международных отношений, созданной после второй мировой войны, ослабление позиции Организации Объединённых Наций и других международных структур. Военные действия США и их союзников, осуществлённые без санкции ООН в Югославии и Ираке, подрывают позиции ООН и нарушают основы современной системы международной безопасности, основанной на возможности применения силы только с согласия Совета безопасности ООН. Предпринимаются попытки подмены ООН западными региональными структурами, НАТО и Евросоюзом. Концепции превентивной войны, гуманитарной интервенции и избирательной легитимности наносят удар по основополагающему принципу международных отношений – невмешательству во внутренние дела суверенных государств.
Распад СССР и усиление позиций США привели, по мнению ряда американских и европейских исследователей, к созданию однополярной системы с доминированием одной сверхдержавы13. Вот как аргументирует данный вывод З. Бжезинский: «Америка занимает доминирующие позиции в четырёх имеющих значение областях мировой власти: в военной области она располагает не имеющими себе равных глобальными возможностями развёртывания; в области экономики остаётся основной движущей силой мирового развития, даже несмотря на конкуренцию в отдельных областях со стороны Японии и Германии; в технологическом отношении она сохраняет абсолютное лидерство в передовых областях науки и техники; в области культуры, несмотря на её примитивность, Америка пользуется не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодёжи мира, – всё это обеспечивает Соединённым Штатам политическое влияние, близкого которому не имеет ни одно государство мира. Именно сочетание всех этих факторов делает Америку единственной мировой сверхдержавой в полном смысле этого слова».
Однако развитие мира в последние годы демонстрирует уязвимость и нестабильность однополярной модели мира. Неудачи США в Ираке, продолжающееся сопротивление оппозиционных сил в Афганистане показали пределы военного потенциала США, их слабость и неэффективность в военной сфере. Вот мнение, высказанное ведущим аналитиком США в сфере безопасности, Джорджем Фридманом после Грузино-Югоосетинского конфликта: «Проблема в том, что у Соединённых Штатов и НАТО в настоящее время отсутствуют силы, чтобы остановить русских. Российская армия не особенно сильна и эффективна, но сила, противостоящая ей, ещё более слаба. Войска Соединённых Штатов остаются связанными в Ираке и Афганистане, поэтому, когда началась война в Грузии, вариант отправки наземных войск не мог рассматриваться». Иными словами, у США недостаточно ресурсов для установления военного контроля над всеми частями мира.
Международный финансовый кризис обозначил пределы американского влияния в экономической сфере, выявил внутреннюю слабость американской экономики, продемонстрировал неэффективность созданной США мировой финансовой системы.
Снижение американского влияния сопровождается ростом экономического и военно-политического потенциала других держав. В числе потенциальных лидеров страны Западной Европы, Россия, Китай, Индия, Бразилия, Япония.
- Политическая карта современного мира
- 1) Война в Персидском заливе, 1990-1991 годы.
- 2) Военные конфликты на территории бывшей Югославии, 1992–1999 годы.
- 3) Террористический акт 11 сентября 2001 года.
- 6) Экспансия сша и стран Западной Европы на постсоветском пространстве, 2003-2005 годы.
- Рост экономического и военно-политического могущества Китая
- Расширение и консолидация Евросоюза
- Возрождение России
- Мировая экономическая система
- Мир тысячи культур
- Россия и сша
- Россия и Европа
- Проблема прав человека.
- Столкновение интересов на постсоветском пространстве.
- Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
- 1 Тайвань имеет в своем распоряжении 150 истребителей f-16, 16 истребителей «Мираж» и 130 других видов реактивных истребителей; несколько военно-морских судов находятся в стадии строительства.
- Россия и страны исламского мира
- Россия и страны снг
- Геополитическая борьба.
- Геоэкономическая конкуренция.
- Столкновение цивилизаций на пространстве бывшего ссср.
- Основные принципы внешней политики Российской Федерации в современном мире. Роль молодёжных организаций в их реализации