logo search
страновед

13. Политическая борьба в Стортинге в 1930-е гг.: политические блоки, правительства т. Нюгордсволла и их социально-экономический курс.

Выборы 1933 г. принесли крупную победу социал-демократам. Сельскохозяйственные рабочие, рабочие лесной промышленности и мелкие крестьяне поддержали программу НРП. На стороне НРП были и многочисленные безработные. Непримиримое отношение НРП к норвежским фашистам-квислингонцам способствовало сплочению вокруг нее подавляющей части организованного рабочего класса.

Однако буржуазное большинство в стортинге после выборов-1933 г. сохранилось. Сформированное после выборов новое правительство Мувинкеля продолжало проводить пассивную экономическую политику в духе традиционного либерализма. Другие пар-тип склонялись к принятию более широких антикризисных мер, В частности, "Буннепарти" требовала полного пересмотра экономического курса, ссылаясь на тяжелые последствия кризиса для сельского населения. Однако партия колебалась в определении-тактических путей такого пересмотра. Летом 1934 г. она вела тайные переговоры с правоэкстремистскими группами, включая "Нашунал самлинг" Квислинга, о создании "национального блока". Спустя полгода она стала склоняться к поддержке программы НРП в обмен на проведение аграрной политики, соответствующей линии "Буннепарти".

В 1935 г. на основе компромисса с "Буннепарти" Норвежская рабочая партия сформировала правительство парламентского большинства во главе с Ю. Нюгорсволлом. Правительство добилось выделения значительных средств для осуществления мер по борьбе с кризисом. Был учрежден фонд для поддержки предприятий, созданы государственный промышленный банк, специальная государственная комиссия для планирования работы новых предприятий, централизован сбыт зерна, молока, рыбы. Был принят закон о создании государственного фонда для выравнивания местных налогов, улучшивший экономическое положение коммун; создан специальный комитет по социальным вопросам, приступивший к разработке пенсионного и трудового законодательства; был значительно улучшен и расширен закон об охране труда.

В 1937 г. правительство приняло меры к увеличению производства в промышленности, обслуживающей внутренний рынок, а также к расширению научно-технических исследований. Было создано министерство промышленности, усилен контроль над трестами. За счет отчислений от доходов предприятий в промышленности были организованы специальные фонды, призванные улучшить обеспечение предприятий, а также рабочих и служащих в периоды экономических затруднений и спада производства.

С весны 1935 г. Норвегия стала постепенно выходить из кризиса, что в конечном счете объяснялось общим улучшением мировой экономической конъюнктуры. Гонка вооружений в Европе повышала спрос на норвежское стратегическое сырье – целлюлозу, цветные металлы, продукцию химической промышленности. Промышленное производство возросло с 1935 по 1939 г. на 23%67. Стоимость норвежского экспорта увеличилась на треть, доход от судоходства – на две трети. Повысились цены на сельскохозяйственные товары.

Сокращение безработицы.

В 1936 г. был принят и новый закон о пенсиях для престарелых, однако пенсии выплачивались лишь лицам, достигшим 70 лет и не имевшим никаких источников дохода. Минимальный размер пенсии составлял 480 крон в год в городской и 360 крон в сельской местности, причем коммуны могли за свой счет повышать эти размеры.

В 1935 г. были разработаны правила урегулирования трудовых конфликтов, закрепленные в форме "основного соглашения" между Союзом предпринимателей и ЦОПН. Была создана такая процедура переговоров по вопросам неправового характера (т. е. не связанным с толкованием коллективного договора – функцией трудового суда), которая затрудняла открытый конфликт и позволяла обойтись без государственного вмешательства.

Лидеры Рабочей партии и ЦОПН делали все возможное, чтобы предотвратить открытые выступления рабочих и этим, как откровенно пишет реформистский историк Д. Филип, "лишить буржуазию оснований для обвинения правительства в неспособности сохранить мир в обществе"72. Несмотря на все усилия реформистской пропаганды, забастовочная борьба по-прежнему носила весьма острый характер. В 1937 г. прошли крупные стачки транспортных, сельскохозяйственных рабочих и рабочих лесной промышленности. Правда, социал-демократы сумели предотвратить всеобщие забастовки, но тем не менее число конфликтов в 1936-1939 гг. было весьма значительным.

14. Социально-экономическое развитие Дании перед Первой мировой войной.

В Дании: постепенно религиозные, цеховые, профессиональные общества охватывают страну. Кооперативное движение. Во многом соц требования реализовывались в эк борьбе (формирование датскаго парламентаризма, Венстре). Свободный доступ к рынку. Мелких кооперативных предприятий не уничтожали. Архаичность налогов, они поземельные классического аграрного общества, кот уже не было. Отсталость налоговой системы, не было на прибыль, на добавочную стоимость. 

Единственный крупный город - Копенгаген. Развитие траспортной системы приводит к тому, что и хутора и села становятся городами. 

15. Первые итоги «смены режима»: проблемы партийного строительства и парламентаризма в Дании перед Первой мировой войной.

В августе 1914 г. правительство получило широкие полномочия для осуществления государственного регулирования экономики. Во-первых, это было сделано для того, чтобы устранить возмож­ность дефицита товаров на внутреннем рынке, а во-вторых — во имя обеспечения нейтралитета, предполагавшего ограничен­ную торговую деятельность, которая удовлетворяла бы в равной степени потребности обеих воюющих сторон. Экспорт перешел под государственный контроль. Кроме того, правительство полу­чило обширные возможности воздействия на развитие нацио­нальной экономики.

Одним из средств борьбы с резким ростом цен, происходив­шим с началом войны во всей Европе, стало введение потолка цен на продукты питания и товары повседневного спроса. Другим — экспроприация товарных складов и распределение сырьевых ре­сурсов с целью производства в первую очередь наиболее необхо­димой для страны продукции. И наконец, в последние военные го­ды, когда товарный дефицит достиг действительно больших раз­меров, было введено распределение продуктов питания и топлива по карточкам, опять же с целью обеспечения менее зажиточных слоев населения.

Все эти меры нашли отражение в так называемых августов­ских законах, полностью изменявших условия хозяйственной де­ятельности, основанной на либеральных принципах, и впоследст­вии ставшие предметом политических дискуссий. Эти законы, предоставлявшие широкие полномочия министру внутренних дел Ове Роде, были единодушно приняты парламентом в качестве ме­ры, продиктованной войной, которая, как все еще надеялись, про­длится недолго. Они просуществовали в течение пяти лет, но при­обрели долгосрочное значение, поскольку доказали возможность государственного управления народным хозяйством и явились прологом сотрудничества между государственным аппаратом и головными организациями рынка труда, которое в различных формах продолжалось и в последующие десятилетия. Поскольку государственная администрация не обладала достаточными ре­сурсами для решения такой задачи, ее выполнение было возложе­но на Чрезвычайную комиссию, в состав которой входили поли­тики и представители деловой элиты и рекомендации которой де­тально прорабатывались и профсоюзами, и работодателями.

Действие августовских законов не ограничивалось какими-либо сроками, и правительство собиралось частично сохранить государ­ственное регулирование и по окончании войны. Однако, когда в 1919 г. встал вопрос о государственном займе, требовавшем одоб­рения в ландстинге, кабинету пришлось уступить давлению со сто­роны оппозиции и приступить к постепенному свертыванию госу­дарственного регулирования.

Однако вряд ли этот факт явился решающим для отказа от го­сударственного вмешательства. Вся Европа стремилась вернуть­ся к существовавшим до войны либеральным принципам торгов­ли. Вера в то, что мировой рынок является локомотивом эконо­мики, оставалась незыблемой, а меры, принятые в период вой­ны, в общем и целом считались временными, вызванными необ­ходимостью.

В Дании эти настроения получили и практическое воплощение, поскольку к власти вернулась партия «Венстре». Это произошло в результате выборов 1920 г., которые закончились катастрофиче­ским поражением радикалов, сохранивших, правда, за собой клю­чевое положение в политике, но выбывших из числа крупнейших партий. Либералы и консерваторы получили большинство в обеих палатах парламента, и левые сформировали кабинет во главе с Нильсом Неергором.

Новый кабинет, однако, вскоре столкнулся с серьезными про­блемами. В мае, когда он приступил к своим обязанностям, конъ­юнктура в мире была еще благоприятной. Необходимость восста­новления хозяйства воевавших стран обещала широкие возмож­ности сбыта; производство и цены росли. Но осенью 1920 г. стало ясно, что спрос не обеспечен соответствующей покупательной способностью, и цены рухнули. Для мировой экономики этот так называемый послевоенный кризис оказался столь же глубоким, как и тот, что разразился в 1929 г., но более кратковременным: уже в 1923 г. начался экономический подъем.

В Дании кризис затронул в первую очередь сельское хозяйст­во, а затем — ив наибольшей степени — городской сектор эконо­мики, где уровень безработицы достиг опасного предела.

16. Рабочее движение в Дании и роль СДПД.

17. Особенности датского нейтралитета и внешнеполитическая доктрина Дании перед Первой мировой войной.

18. Дания в Первой мировой войне: борьба за сохранение нейтралитета.

19. Экономическое развитие Дании в 1914–1916 гг. и правительственный курс.

Главная же проблема заключалась в поддержании внешнетор­гового оборота на достигнутом высоком уровне. Примерно третья часть произведенной в Дании продукции, в основном продукты питания, шла на экспорт, взамен страна импортировала жизненно необходимые для ее экономики уголь, другие сырьевые товары, искусственные удобрения и корма. Великобритания и Германия являлись крупнейшими торговыми партнерами Дании, и поэтому министр иностранных дел Эрик Скавениус при поддержке наибо­лее известных представителей датского делового мира предпри­нимал энергичные попытки убедить руководителей этих госу­дарств в том, что соблюдение норм международного права в тор­говле с нейтральными странами служит их собственным интере­сам. Наибольшую несговорчивость проявляла Англия, так как за­прет на ввоз в Германию продуктов питания являлся частью стратегии западных держав. Однако более или менее благоприят­ной ситуация сохранялась лишь до 1917 г., затем она резко изме­нилась.

В августе 1914 г. правительство получило широкие полномочия для осуществления государственного регулирования экономики. Во-первых, это было сделано для того, чтобы устранить возмож­ность дефицита товаров на внутреннем рынке, а во-вторых — во имя обеспечения нейтралитета, предполагавшего ограничен­ную торговую деятельность, которая удовлетворяла бы в равной степени потребности обеих воюющих сторон. Экспорт перешел под государственный контроль. Кроме того, правительство полу­чило обширные возможности воздействия на развитие нацио­нальной экономики.

Одним из средств борьбы с резким ростом цен, происходив­шим с началом войны во всей Европе, стало введение потолка цен на продукты питания и товары повседневного спроса. Другим — экспроприация товарных складов и распределение сырьевых ре­сурсов с целью производства в первую очередь наиболее необхо­димой для страны продукции. И наконец, в последние военные го­ды, когда товарный дефицит достиг действительно больших раз­меров, было введено распределение продуктов питания и топлива по карточкам, опять же с целью обеспечения менее зажиточных слоев населения.

Все эти меры нашли отражение в так называемых августов­ских законах, полностью изменявших условия хозяйственной де­ятельности, основанной на либеральных принципах, и впоследст­вии ставшие предметом политических дискуссий. Эти законы, предоставлявшие широкие полномочия министру внутренних дел Ове Роде, были единодушно приняты парламентом в качестве ме­ры, продиктованной войной, которая, как все еще надеялись, про­длится недолго. Они просуществовали в течение пяти лет, но при­обрели долгосрочное значение, поскольку доказали возможность государственного управления народным хозяйством и явились прологом сотрудничества между государственным аппаратом и головными организациями рынка труда, которое в различных формах продолжалось и в последующие десятилетия. Поскольку государственная администрация не обладала достаточными ре­сурсами для решения такой задачи, ее выполнение было возложе­но на Чрезвычайную комиссию, в состав которой входили поли­тики и представители деловой элиты и рекомендации которой де­тально прорабатывались и профсоюзами, и работодателями.

Действие августовских законов не ограничивалось какими-либо сроками, и правительство собиралось частично сохранить государ­ственное регулирование и по окончании войны. Однако, когда в 1919 г. встал вопрос о государственном займе, требовавшем одоб­рения в ландстинге, кабинету пришлось уступить давлению со сто­роны оппозиции и приступить к постепенному свертыванию госу­дарственного регулирования.