Методические рекомендации
В процессе самостоятельного изучения курса нужно обратить внимание на ряд следующих вопросов:
Основные этапы становления и развития зарубежной и российской историографии.
Классификация исторических источников.
Исторические факты и пути интерпретации исторической информации.
Научная история против исторических фальсификаций.
История опирается на факты, получаемые из различных источников. Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает возможность изучать прошлое человечества. Что же может послужить такими источниками? Несколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификаций исторических источников, основанную на принципе носителя информации. С данной системой согласны далеко не все исследователи. Но нужно помнить, что всякая классификация условна, традиционная система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, находящихся на вооружении исторической науки. Большинство авторов выделяют шесть типов источников:
Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозначаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, так же возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы – народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX веке на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI веку. Письменные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и статистические материалы, и т.д. Важным источником может стать даже художественная литература, потому что произведения писателей и поэтов как нельзя лучше отражают быт, нравы, общественные настроения той или иной эпохи.
Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколение фамильный сервиз, и хранящие в музее старинные часы, и любой другой предмет, помогающий нам изучить историю человечества.
Этнографические источники. К ним относятся культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники – составная часть исторической памяти человечества.
Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне живущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная оттепель 1950–1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судьбы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.
Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не только люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому, как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, происхождение в славянских языках слов, обозначающих название животных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Можно точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет «чужеродное» происхождение.
Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видео документы, звукозапись). Они отражают значительный период новой и новейшей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино – в самом конце XIXв. В XXв. фотография стала цветной, а кинематограф, кроме того, – звуковым. Относительно недавно появились видеозаписи. Отснятые на фото-, кино- и видеопленку материалы позволяют «остановить» на мгновение, «оживить» невозвратно ушедшее прошлое.
Первый фонограф был изобретен в 1877г. американцем Т. Эдисоном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенствовалась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазерные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей.
Исследование исторических источников требует особых навыков и знаний. Чтобы получить их, необходимо изучать специальные (вспомогательные) исторические дисциплины, позволяющие овладеть основными приемами работы с историческими источниками.
Не всегда для получения необходимых сведений бывает достаточно просто прочитать исторический источник. Да и прочитать его бывает порой довольно сложно. В Древней Руси, например, текст писали слитно, не разделяя слов, написание отдельных букв сильно отличалось от современного. Даже число буквенных знаков менялось с течением времени. Становился иным и тип почерка: устав, полуустав, скоропись. Для того чтобы научиться читать рукописи прошлых веков, историки изучают палеографию – науку о внешних признаках рукописных источников.
Не менее важен для исследователей счет времени. Разобраться с системами летоисчисления календарями разных времен и народов помогает историкам хронология.
Каждый народ в прошлом имел свою систему мер длины, площади, объема, веса. Системами мер в их историческом развитии занимается метрология.
Память о прошлом хранят языки народов мира. Особенно ярко это проявляется в названиях имен собственных. Историю их возникновения изучает ономастика. Эта дисциплина имеет несколько разделов, важнейшими из которых можно считать топонимику (науку о географических названиях) и антропонимику (науку о происхождении человеческих имен и фамилий).
Большое значение для историка имеют нумизматика, изучающая монеты, и сфрагистика – наука о печатях. Одним из самых интересных исторических дисциплин являются генеалогия – наука о родословных и геральдика – наука о гербах.
Исторические источники и комплекс рассмотренных дисциплин позволяют приблизиться к познанию исторической истины.
Современный исследователь должен привлекать к изучению и вводить в научный оборот все имеющиеся типы источников, расширять возможности их информационной отдачи, использовать данные смежных наук – философии, социологии, психологии, культурологи.
Исторический факт – фундаментальная категория исторического знания. Для исторической науки проблема факта является относительно новой. Как определенная научная категория «факт» был осмыслен только в начале XX в. Историки прошлого века понятием «факт» обозначали твердо установленное знание, извлекаемое из исторических источников. С того времени в обыденном сознании утвердились формулы «факты – упрямая вещь», «факты говорят за себя» и пр.
Три значения понятия «исторический факт» в науке:
факт как событие или явление исторической действительности;
факт как сообщение источника, т.е. определенная информация о событии;
научно-исторический факт как элемент логической структуры исторической науки.
Таким образом, научный факт, в отличие от факта исторического, отражает определенное явление действительности в нашем сознании.
Наличие источников информации само по себе не гарантирует объективной реконструкции прошлого. Для этого необходимо правильное прочтение и истолкование источников. Здесь на помощь исследователю приходят такие дисциплины, как источниковедение, герменевтика, палеография и др.
Между информацией, содержащейся в источнике, и научным фактом есть различия. Факты информации выступают по отношению к историку только как историческое сырье, на базе которого он должен реконструировать научный факт. На помощь ему приходит теория, весь комплекс накопленных им знаний и критические методы работы с источником. Историк не может полностью доверять свидетельствам современников и даже прямых участников событий. Сделанные ими оценки могут оказаться спорными. Еще более ненадежным источником являются мемуары, если они не содержат документальных материалов.
Перед исследователями постоянно стоит задача расширения круга источников. В то же время упоминание в источнике о каких-то событиях или героях вовсе не означает, что такие были в действительности.
Успехи исторической науки прямо связаны с расширением круга источников, вводимых в научный оборот, повышением информационной отдачи, совершенствованием методов обработки и анализа.
Вся зарубежная и российская история написана на основе исторических источников. Систематизацией исторических трудов по определенным темам занимается историография.
Основные термины и понятия
Исторический источник; типы источников: письменные, вещественные, устные, лингвистические, аудиовизуальные; вспомогательные исторические дисциплины; исторические факты; историография.
Вопросы для самопроверки:
Что называется историческим источником?
Какие виды источников существуют?
Могут ли быть источники абсолютно объективными?
Что изучают вспомогательные исторические дисциплины?
Какие проблемы вызывают наибольшие споры в российской и мировой историографии?
Какие направления в современной исторической науке представляются вам наиболее важными и перспективными?
Тема третья: Особенности становления государственности
в России и мире
Литература
Алексеев В.П., Першиц А.К. История первобытного общества. – 6-е изд. – М.: АСТ, Астрель,2004.
Гендриков В.Б. Монархии России: от Рюрика до Николая II. – СПб.: Альфа – Колор, 2010.
Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия. Учебное пособие. – М.: Изд – во «Весь мир» , 2010.
История Древней Греции. Учебное пособие / под ред. В.И Кузищина. – 2- е изд.– М.: Академия, 2009.
Ключевский В.О Полный курс Русской истории в одной книге. – М.:АСТ.; СПб.: Астрель – СПб, 2010.
- Оглавление
- Цели освоения и структура преподавания дисциплины
- В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:
- Структура преподавания дисциплины
- Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий для заочной формы обучения
- Тема первая: История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки Литература
- Электронные ресурсы
- Методические рекомендации
- Электронные ресурсы
- Методические рекомендации
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основные термины и понятия
- Основные даты и события
- Вопросы для самопроверки:
- Электронные ресурсы
- Методические рекомендации
- Основные термины и понятия
- Основные даты и события
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основные понятия и термины
- Основные даты и события
- Вопросы для самопроверки:
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основные понятия и термины
- Основные даты и события
- Вопросы для самопроверки:
- Электронные ресурсы
- Методические указания Мир на пороге хх века
- Россия в начале хх века Основное содержание
- Основные черты политики «военного коммунизма» и новой экономической политики
- Ссср в годы мировой войны (1939 – 1945) Основное содержание
- Ссср в 1940-х – 1964 годах Основное содержание
- Ссср в середине 1960-х – середине 1980-х годов Основное содержание
- Перестройка Основное содержание
- Становление и развитие суверенной России
- Вопросы для самопроверки:
- Тема восьмая: Россия и мир в XXI веке Литература
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основное содержание
- Мир на рубеже XX – XXI вв.
- Вопросы для самопроверки:
- Примерные темы эссе, рефератов по историко-краеведческой и историко-профессиональной проблематике
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Программное обеспечение и электронные ресурсы:
- История Методические рекомендации по изучению курса для студентов заочного отделения всех специальностей, направлений подготовки
- 175202, Г. Старая Русса, пер. Пищевиков, 8.