12.Общая характеристика одного из важнейших интеграционных
объединений современности (ЕС, СНГ, НАФТА).
Содружество Независимых Государств (СНГ). Эта региональная организация была создана рядом государств из числа бывших республик СССР в 1991 году. (Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., подписанно в Минске Беларусью, Россией и Украиной, Протокол к соглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кроме Прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г). На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана). Вступил в силу через год после принятия.
Цели Содружества:
-осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
-создание общего экономического пространства;
-обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права и документами СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе);
-сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения;
-содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
-взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношении; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2 Устава СНГ).
Принципы:
- Содружество должно проводить свою деятельность на основании общепризнанных принципов международного права и обязательств взятых на себя государствами в рамках Содружества
- учет интересов друг друга и Содружества в целом,
- объединение усилий и оказание поддержки друг другу,
- духовное единение народов государств-членов на основе уважения их самобытности, тесного сотрудничества в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.
- Соблюдение территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ
- Невмешательство во внутренние дела
Наличие у Содружества общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности при уважении суверенитета государств-членов позволяет говорить о нем как о международной межгосударственной организации, основанной на договоре, определяющем его правосубъектность и компетенцию.
Совместные интересы Содружества:
1) обеспечение прав и основных свобод человека;
2) координация внешнеполитической деятельности;
3) сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков;
4) таможенная политика;
5) сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
6) охрана здоровья и окружающей среды;
7) вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью;
8) сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
Этот перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.
Содружество Независимых Государств как международная организация имеет свою специфику. Его учредительные акты и Устав дают возможность частичного участия его членов в деятельности организации.
На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства - члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина (подписали, но не ратифицировали Алма-Атинские соглашения Азербайджан и Молдова).
Государствами - членами СНГ следует считать те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Украина и Туркменистан Устав СНГ не ратифицировали и являются государствами-участниками. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов.
Структура СНГ. Высшим органом Содружества является Совет глав государств (СГГ), в котором на высшем уровне представлены все государства-члены. Решает самые важные вопросы. Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти членов СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет министров иностранных дел (СМИД), который осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов. Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет вырабатывает и вносит предложения по всем вопросам деятельности Содружества, способствует реализации договоренностей по конкретным направлениям экономических взаимоотношений, содействует работе всех органов Содружества. Совет министров обороны решает вопросы военной политики и военного строительства государств-членов. Предусмотрено также создание Главного командования Объединенных Вооруженных Сил, призванного осуществлять руководство Объединенными Вооруженными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве. Совет командующих Пограничными войсками является органом СГГ по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них. Экономический суд обеспечивает выполнение экономических обязательств в рамках Содружества. Суд призван разрешать споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, а также другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества, призванным наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества. Межпарламентская ассамблея обсуждает вопросы сотрудничества государств-участников в различных областях и направляет рекомендации по этим вопросам Совету глав государств и/или Совету глав правительств, другим органам СНГ.
- 1.Понятие интеграции. Интеграционные объединения и международные организации.
- 2.Основные формы многосторонних объединений в истории Европы (античность, средние века, новое время).
- 3.Особенности многосторонних отношений между мировыми войнами.
- 4.Активизация интеграционных процессов после II мировой войны.
- 5.Теоретические концепции интеграции (функционализм и неофункционализм, либеральный институционализм).
- 6.Квазиинтеграционные процессы.
- 7.Принцип государственного суверенитета и процесс интеграции.
- 8.Теория взаимозависимости государств.
- 9.Виды интеграции, их особенности.
- 10.Основные этапы экономической интеграции.
- 11.Институционально-правовые основы интеграционных объединений (по выбору).
- 12.Общая характеристика одного из важнейших интеграционных
- 13.Соотношение экономической, политической и военной интеграции.
- 14.Проблема неравномерности развития государств в рамках интеграционного объединения.
- 15.Проблема однотипности экономик государств-членов интеграционного объединения.
- 16. Расширение ес: проблемы и перспективы.
- 17.Основные институты Европейского Союза.
- 18.Европейские субрегиональные интеграционные объединения.
- 19.Включение сша в интеграционный процесс в Северной Америке.
- 20.Взаимозависимость государств в рамках нафта.
- 21.Интеграция и дезинтеграция на территории бывшего ссср.
- 22.Создание субрегиональных объединений в рамках снг: причины и перспективы.
- 23.Особенности интеграционных процессов в различных регионах мира (Латинская Америка).
- 24.Особенности интеграционных процессов в различных регионах мира (Азиатско-Тихоокеанский регион).
- 25.Арабская интеграция: история и современность.
- 26.Концепция устойчивого развития и деятельность м/н организаций.
- 27.Классификация международных многосторонних структур. Классификация по кругу участников:
- Классификация по выполняемым функциям:
- Классификация по порядку приёма новых членов:
- Классификация по компетенции (сфере деятельности):
- 28.Роль оон в современных международных отношениях.
- 29.Проблема реформирования оон на современном этапе.
- 30.Главные органы оон.
- 31.Специализированные и вспомогательные учреждения оон.
- 32.Научно-исследовательские и учебные учреждения оон.
- 33.Глобализация и её влияние на деятельность международных организаций.
- 34.Основные направления деятельности европейских региональных организаций.
- 35.Многосторонние режимы в современном мире.
- 36. Субрегиональные международные организации.
- 37.Взаимодействие оон и региональных международных организаций.
- 38. Региональные организации в системе международных отношений.
- 39. Неправительственные организации: понятие и специфика деятельности.
- 40.Взаимодействие правительственных и неправительственных организаций.
- 41. Оон и международные миротворческие операции.
- 42.Нато: история создания и роль в современном мире.
- 43.Расширение нато и Российская Федерация.
- 44.Гуманитарная деятельность международных организаций.
- 45. Международные финансово-экономические организации.
- 46.Организация экономического сотрудничества и развития: основные направления деятельности на современном этапе.
- 47. Всемирная Торговая организация и её роль в современном мире.
- 48. Оон и вто: соотношение функций.
- 49. Российская Федерация и Всемирная торговая организация.
- 50. Взаимоотношения между ес и нато: проблемы и перспективы.