logo search
213725_5CD06_shpory_mezhdunarodnaya_integraciya

12.Общая характеристика одного из важнейших интеграционных

объединений современности (ЕС, СНГ, НАФТА).

Содружество Независимых Государств (СНГ). Эта региональная организация была создана рядом государств из числа бывших республик СССР в 1991 году. (Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., подписанно в Минске Беларусью, Россией и Украиной, Протокол к соглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кроме Прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г). На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана). Вступил в силу через год после принятия.

Цели Содружества:

-осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

-создание общего экономического пространства;

-обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права и документами СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе);

-сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения;

-содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

-взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношении; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2 Устава СНГ).

Принципы:

- Содружество должно проводить свою деятельность на основании общепризнанных принципов международного права и обязательств взятых на себя государствами в рамках Содружества

- учет интересов друг друга и Содружества в целом,

- объединение усилий и оказание поддержки друг другу,

- духовное единение народов государств-членов на основе уважения их самобытности, тесного сотрудничества в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

- Соблюдение территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ

- Невмешательство во внутренние дела

Наличие у Содружества общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности при уважении суверенитета государств-членов позволяет говорить о нем как о международной межгосударственной организации, основанной на договоре, определяющем его правосубъектность и компетенцию.

Совместные интересы Содружества:

1) обеспечение прав и основных свобод человека;

2) координация внешнеполитической деятельности;

3) сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков;

4) таможенная политика;

5) сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

6) охрана здоровья и окружающей среды;

7) вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью;

8) сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Этот перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

Содружество Независимых Государств как международная организация имеет свою специфику. Его учредительные акты и Устав дают возможность частичного участия его членов в деятельности организации.

На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства - члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина (подписали, но не ратифицировали Алма-Атинские соглашения Азербайджан и Молдова).

Государствами - членами СНГ следует считать те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Украина и Туркменистан Устав СНГ не ратифицировали и являются государствами-участниками. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов.

Структура СНГ. Высшим органом Содружества является Совет глав государств (СГГ), в котором на высшем уровне представлены все государства-члены. Решает самые важные вопросы. Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти членов СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет министров иностранных дел (СМИД), который осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов. Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет вырабатывает и вносит предложения по всем вопросам деятельности Содружества, способствует реализации договоренностей по конкретным направлениям экономических взаимоотношений, содействует работе всех органов Содружества. Совет министров обороны решает вопросы военной политики и военного строительства государств-членов. Предусмотрено также создание Главного командования Объединенных Вооруженных Сил, призванного осуществлять руководство Объединенными Вооруженными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве. Совет командующих Пограничными войсками является органом СГГ по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них. Экономический суд обеспечивает выполнение экономических обязательств в рамках Содружества. Суд призван разрешать споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, а также другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества, призванным наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества. Межпарламентская ассамблея обсуждает вопросы сотрудничества государств-участников в различных областях и направляет рекомендации по этим вопросам Совету глав государств и/или Совету глав правительств, другим органам СНГ.