logo search
История для заочников, готовая методичка

Методические указания

В процессе самостоятельного изучения курса нужно обратить внимание на ряд следующих вопросов:

  1. Общее и специфическое в развитии государства, общества и культуры Древнего Востока и античности.

  2. Особенности политического и социально-экономического развития Древней Руси.

  3. Причины и содержание дискуссии о цивилизационной принадлежности России.

  4. Древняя Русь в системе международных отношений средневековой Европы.

Формирование человеческого рода (антропогенез) уходит корнями в каменный век, датируемый рамками от 1 млн. до 3 тыс. лет до н.э. Он делится на древний каменный век (палеолит) – 1 млн. – 12 –10 тыс. лет до н.э., средний каменный (мезолит) – 10 –5 тыс. лет до н. э. и новый каменный век (неолит) – 5 – 3 тыс. лет до н.э. «Человек разумный» появился примерно 40тыс. лет до новой эры. Переходный период от доисторического состояния к первой цивилизации, называемый мезолитом, пришелся на серьезный природный рубеж, когда изменился климат, животный и растительный мир. Выдающиеся изобретения этого периода – лук и стрелы, тогда же были доместицированы (одомашнены первые животные). Все это вместе взятое стало началом крупного технологического переворота, преддверием грандиозного перехода от доисторической эпохи к тому, что называется мировой историей.

В неолите появляется шлифование и сверление орудий из камня, затем к ним прикрепляются рукоятки. Человек учится ткать, делать глиняную посуду, лодки, сети. Он отрывается от обжитых мест, начинает осваивать новые земли. Этот период в исторической науке получил название неолитической революции. Под неолитической революцией сегодня понимается крупнейшее, глобальное изменение в производительных силах, суть которого заключается в переходе от хозяйства присваивающего к хозяйству производящему, связанному с появлением земледелия и животноводства. Прогресс производительных сил стал возможен благодаря общественному разделению труда. Первое такое крупное разделение – выделение земледелия и скотоводства, второе – выделение ремесла. Аграрный и ремесленный труд давал определенный избыток в форме прибавочного продукта, который постепенно накапливался как воплощение богатства общества. Кто-то в обществе его должен был распределять. Кто-то должен был также разбираться в природных и сельскохозяйственных циклах, соединять их с обрядами и религиозными культами, охранять поселения и имущество. В итоге в обществе выделились люди, которые взяли на себя все эти функции, присваивая себе при этом большую, чем другие, часть общественного богатства. Так образовался правящий слой гражданских и военных руководителей, чиновников, служителей культа. Это стало четвертым крупным общественным разделением труда. Оно появилось в рамках формирующихся государств, которые как раз и брали на себя все эти функции – функции, регулирующие отношения в обществе. Этот процесс проходил уже в рамках нового, бронзового века – периода от III тыс. до начала I тыс. до н.э. Каменные орудия были трудоемки в изготовлении и ненадежны в применении, поэтому общество было поставлено перед необходимостью изобретения и освоения новых материалов. Именем нового сплава меди и олова – бронзы – и был назван следующий период. Эпицентрами бронзового века стали Египет, Шумер, Индия, Китай. В Европе центры культур этого периода сложились в Древней Греции (крито-микенская культура), на Пиренеях (мильярская) и Северном Кавказе (майкопская), это так называемые Древние Восточные цивилизации. В I тыс. до н.э. начался железный век. В эту эпоху появляется античная цивилизация, существовавшая с VIII века до н.э. до середины V века н.э. В ней принято выделять греческую (рассвет: V – IV век до н.э.) и римскую (рассвет: II век до н.э – I век н.э.) локальные цивилизации, достижения которых в разных модификациях будут воспроизводится вплоть до наших дней, это так называемый Западный тип цивилизаций.

Особенности древней восточной цивилизации: традиционализм (традиционные образцы поведения и деятельности), коллективизм (личностное начало не развито), политика принуждения (нагнетание страха перед властью), общественно – государственная собственность (прежде всего на землю), уравнительность (незначительная роль горизонтальных связей).

Особенности античной (Западной) цивилизации: рациональность, антропоцентризм (человек центр космоса, т.е. мира), установка на меру и гармонию, канон (выявление совокупности правил, определяющих гармонию), совпадение политической структуры, военной организации и гражданского общества в рамках полиса (города - государства).

Один из самых сложных вопросов науки - проблема этногенеза, происхождения народов. Это очень длительный процесс, занимающий не одно тысячелетие. Каково же происхождение народов, населяющих сегодня нашу страну?

Ученые полагают, что большие культурные общности, соответствовавшие языковым семьям, из которых вышли и народы, населяющие нашу страну, начали складываться в бронзовом веке. Наиболее крупной была индоевропейская языковая семья, разделившаяся на следующие ветви: южную и юго-восточную (иранцы, индийцы, таджики, армяне и др.), западную (германцы, французы, англичане и др.), восточную (балты и далекие предки славян). Вторую большую языковую семью образовали угро – финны (финны, эсты, ханты, манси, мордва, карелы и др.), занимавшие территорию от Прикамья до Зауралья, откуда их племена расселились на север Европы, в Поволжье, Западную Сибирь. Предки тюркских народов жили в Центральной Азии, откуда они постепенно продвигались в Восточную Европу и на Запад.

С меньшим запозданием по сравнению с общеисторическим ритмом начинается в Восточной Европе железный век – примерно в I тыс. до н.э.. Появление железа позволило земледельческой культуре распространиться на обширные территории, в том числе двигаться в северном направлении.

Большое сходство исторических процессов устанавливается в евразийских степях от устья Дуная до Забайкалья. Здесь развивается культура скотоводов – кочевников Великой Степи. В IX–VIII вв. до н.э. Северное Причерноморье заселяют скифы, в VI – IV вв. до н.э. объединившиеся в мощной племенной союз, на базе которого в III в. до н.э. возникает скифское государство.

В конце VII начале – VI вв. до н.э. началась греческая колонизация Северного Причерноморья. Главными центрами колонизации были города Ольвия, Херсонес и Боспорские города, возникшие на берегах Керченского пролива (Боспора Киммерийского). Взаимоотношения пришлого и местного населения в основном были мирными, происходили процессы ассимиляции. В 80-х гг. V в. до н.э. образовалась Боспорское государство, которое распространило свою власть на весь Керченский полуостров, по другую сторону пролива его владения простирались на юг до современного Новороссийска, а на севере – до устья Дона. Это было греко-местное рабовладельческое государство, занимавшееся торговлей, земледелием, скотоводством.

В III в. до н.э. в Северном Причерноморье появляются племена сарматов, дошедшие до Днепра и Дуная. Затем эти территории подпадают под влияние Римской Империи. Однако борьба с местными племенами истощала силы причерноморских государств. Во II в. н.э. появилось объединение племен, называемое аланами, куда видимо, входили сарматы, скифы, меоты. В III в. в Причерноморье вторглись готы, принадлежавшие группе германских племен. С середины IV в. политическая гегемония переходит к кочевникам-гуннам, которые нанесли завершающий и самый страшный удар по античным государствам Северного Причерноморья. Города и поселения Боспора превратились в груды развалин. Античные государства Северного Причерноморья разделили судьбу античного мира.

В Европе ослабевшей Римской империи, которая еще в 395г. разделилась на Западную и Восточную, все труднее было сдерживать натиск варваров. В 455 г. одно из германских племен – вандалы – захватило Рим и подвергло его ограблению и разрушению, погибло много памятников архитектуры и искусства Вечного города. С тех пор словом «вандализм» называют бессмысленное, варварское уничтожение культурных ценностей. Население, страдавшее от жестокого угнетения и непосильных налогов, почти не сопротивлялось завоевателям. Многие города были разрушены, другие сохранились лишь как укрепленные места или епископские центры, третьи превратились в деревни. На века были забыты многие ремесла. Разрушались порты, пустели дороги, резко сократилась торговля. В 476 г. один из вождей варваров сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула и отправил знаки его власти императору Восточной Римской империи. Западная Римская империя прекратила свое существование. 476 г. считается датой окончания истории Древнего мира и началом истории Средних веков.

К началу VI века германцы расселились на всей территории Западной Римской империи: вандалы — в Северной Африке, вестготы (западные готы) — в Испании, остготы (восточные готы) — в Италии, франки — в Галлии, англы и саксы — в Британии. Германцы создали здесь свои государства. Вторжения германцев разрушили ослабевшую Западную Римскую империю, а самые сильные из германских племен, франки, создали в VI веке королевство франков, которым в период его расцвета управляли династии Меровингов и Каролингов.

Проблема этногенеза восточных славян является одной из самых дискуссионных в отечественной историографии. Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языковую общность, занимавшую территорию к югу от линии Западная Двина-Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами. В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянская группировка. Во II–IV вв. ее соседями являются два крупных межэтнических объединения, возглавляемых на юге готами и на западе вандалами.

Название «славяне» появится лишь в VI веке. Античные авторы упоминали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами (некоторые авторы полагают, что антами славян называли степняки), византийцы – склавинами. По мнению И.М. Дьяконова, к IV – V вв. праславяне разделились на три группы: венеды – на западе , склавины – на юге, анты – на востоке. Великое переселение народов, проходившее с IV по VIIв., существенно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны IV–V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад. В образовавшуюся географическую нишу и устремились праславяне, в ходе мощной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V–VI вв. они фиксируются (археологически, и письменными источниками) на территории от южного побережья Балтийского моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли на Пелопоннес и в Малую Азию. Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную. В отличие от своих арийских собратьев, например романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное запаздывание способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов. Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII – IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского правобережья, тиверцы и уличи – Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи – днепровское левобережье, вятичи – бассейн верхнего течения Оки, кривичи – верховье Днепра, Волги, Западной Двины и Псковщину, ильменские словене – территорию к северу от Ладожского озера почти до озера Белого, берега Чудского озера и Ильмень – озера. Отличительные особенности славянского расселения заключаются в следующем:

В ходе расселения славян на территории Восточной Европы закладывались предпосылки для формирования древнерусской народности. Особенности расселения влияли на становление государственности, характер социально-экономического и политического строя.

Реки Восточной Европы, по берегам которых селились восточные славяне, стали связующей нитью между Европой и Азией, севером и югом Европы. Уже с VIII в. великий волжский путь связывал восточных славян с племенами Среднего Поволжья и дальше через Каспийское море — со странами Востока. Днепровский путь вел в Византию. А к концу IХ в. как волжский, так и днепровский путь «из варяг в греки» продолжились на север вплоть до Прибалтики, превратившись тем самым в торговые пути общеевропейского значения.

Становление восточнославянской государственности происходило в постоянных столкновениях с восточными и юго-восточными кочевниками и полукочевниками, в первую очередь с Булгарией и Хазарским каганатом.

В VI в. в евразийских степях началась смена языков по мере того, как с исторической сцены уходили ираноязычные скифы, сарматы, саки, а принадлежавшие им ранее территории оказывались под властью тюркоязычных народов. В VI в. тюркоязычные авары (обры, по русской летописи) создали в южнорусских степях Аварский каганат, объединивший кочевые племена. Он был разбит франками в VIII в. Великие авары-обры исчезли без следа. А в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен тюркской лингвистической группы, называемый Болгарским царством. В результате его распада часть племен под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок осела в среднем течении Волги, где образовала государство Волжская Болгария (Булгария). С середины VII в. она соседствовала с исключительно сложным и в чем-то таинственным историческим феноменом - Хазарским каганатом. История появления его такова.

С середины VI до середины VIII в. крупнейшим политическим образованием на Востоке был Тюркский каганат. Центром его первона­чально был союз алтайских племен, принявших название «тюрк», ставшее этнонимом для народов, говоривших на родственных языках. Затем каганат распался на Восточный и Западный. Первый находился между Сырдарьей и Маньчжурией, второй простирался от Алтая до степей Причерноморья. Его преемником и стал Хазарский каганат, занимавший Нижнее Поволжье, степи Северного Кавказа, Причерно­морья и частично Крым. Превратившись в VIII в. в крупнейшее по­литическое образование, каганат стал соперничать с Византией и Арабским халифатом в борьбе за Кавказ, Причерноморье и славян­ские земли. Хазары сумели создать яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов, населявших территорию от Китая до Византии. Города Итиль, Саркел, Семендер были важными цент­рами европейской торговли. Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиатским миром.

Духовную основу государства составляло язычество, но постепен­но под влиянием Византии здесь начинает распространяться христи­анство, а под давлением Арабского халифата - мусульманство. Пере­селившиеся сюда в VII в. евреи (по одним источникам, они пришли из Византии, по другим – с арабского Востока) принесли с собой иудаизм. Он был провозглашен официальной религией каганата, хотя и распространился только среди верхушки общества. В целом в государстве сохранялась веротерпимость.

История противостояния Руси и Хазарского каганата сложная, многозначная, не во всем понятная. Роль хазар в истории Руси при­нято было оценивать негативно: они совершали набеги на славянские земли и заставляли славян платить им дань. Действительно, с IX в. и до середины 60-х гг. X в. между Русью и каганатом шла постоянная и острейшая борьба. Но оценки этих событий современными специа­листами различаются. Обобщая их, выделим следующие.

Сторонники первой точки зрения считают, что хазары «разбойни­чали по закону», т.е. обложили славянские племена небольшой данью. В то же время существование на востоке стабильного политического объединения гарантировало славянские земли от недавних катастроф, когда невесть откуда появившаяся дикая орда могла в течение одного дня спалить, разорить, уничтожить все созданное и накопленное в те­чение десятилетий.

Другой взгляд на проблему сводится к тому, что Хазария являлась щитом, заслонявшим страны Восточной Европы от арабов. Но скорее можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что араб­ской угрозы, от которой якобы спасли Восточную Европу хазары, не было. Хазария сама выступала в отношении народа Кавказа, славян, волжских булгар как поработительница и эти народы боролись за ос­вобождение от власти хазар.

Как жили восточные славяне? Основным их занятием было земледелие. Они сеяли рожь, овес, просо, пшеницу. На севере господствовала подсечная система земледелия: в первый год деревья подрубали, на второй год сжигали и использовали золу как удобрение. Такая земля давала хороший урожай года три, затем нужно было искать новое место. На юге использовался перелог, когда после двух-трех лет посевов землю бросали и осваивали новый участок. Орудия были примитивными, ведение хозяйства требовало огромных затрат труда. С этим мог справиться только коллектив, поэтому большую роль в деревне играла община – «мир», или вервь (сначала родовая, а затем территориальная). Занимались славяне также охотой, рыболовством, бортничеством. Постепенно в сферу их хозяйственной деятельности стало входить скотоводство.

Общественная структура у восточных славян в VIII–IX вв. строилась на простых принципах «свой – чужой» и «свободный – несвобод­ный». В условиях сохранения родовых традиций эксплуатация соплеменников исключалась. Рабы, используемые на самых тяжелых работах, формировались из пленных и их потомков. Во главе рода стояли старейшины, во главе племени – князь и совет старейшин («старцы градские»). Все важнейшие вопросы жизни племени решались на народных собраниях – вече. Для ведения боевых действий выбирались вожди – наиболее смелые и удачливые воины, встававшие во главе дружин, появившихся уже в VII в.

Славяне, отличавшиеся смелостью и незаурядными физическими данными, тем не менее, часто становились жертвой аваров, болгар, византийцев, хазар, варягов, поскольку те были более сплоченными. Мусульманский автор Аль–Бекри писал, что славяне – народ столь могущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на множество колен и родов, никто в мире не мог бы им противостоять.

Первоначально восточные славяне жили родами и племена­ми, но обширные осваиваемые пространства подталкивали их к уста­новлению территориальных связей вместо кровнородственных. В VIII—IX вв. они объединились в племенные союзы, имевшие при­знаки зарождавшейся государственности. Союзы возглавлялись кня­зьями, которые помимо военных функций имели права в сфере внеш­ней политики, управления, суда, религии.

Наследование княжения шло по линии рода, князь мог избираться или завоевать власть через убийство, что в те времена не было редкос­тью. Они совершали походы против Византии и других соседей, захватывали богатую добычу и рабов. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки, что ускорило распад первобытно­общинных отношений. Но хотя князю принадлежала верховная власть, основным субъектом власти все-таки был народ в целом, по­скольку в механизме власти «князь – совет старейшин – народное собрание» решающее слово оставалось за последним.

Следующим шагом в развитии общественной организации были союзы племен, или суперсоюзы, которые в научной литературе назы­вают еще протогосударственными образованиями. Первым из них был северный с центром в Новгороде во главе со словенами, вторым – южный во главе с полянами и центром в Киеве. Ряд исследователей полагает, что было и третье объединение, но центром его одни назы­вают Рязань, другие Чернигов. По мнению академика Б.А. Рыбакова, на базе Полянского союза племен (среднее течение Днепра) и части северян (между устьями рек Десна и Рось в районе Чернигова) сло­жилось крупное суперобъединение Русь.

По сей день не утихают споры вокруг популярной в отечественной историографии темы этнического происхождения русской княжеской династии и русов. Исследователи разделились на два лагеря – норманнистов и антинорманнистов. Каждая из сторон по-своему освеща­ет вопрос о роли викингов-норманнов (или варягов, как их называли на Руси) в формировании Древнерусского государства.

Племена викингов обрушились на Европу еще в VIII в. В IX в. они завоевали Ирландию и Северную Англию, осадили Париж и пер­выми из европейцев достигли берегов Северной Америки. Освоив реки Восточно-Европейской равнины, они дошли до Хазарии и Ви­зантии, не встретив на славянских землях большого сопротивления. Чтобы воевать с Хазарией и Византией, викинги стали привлекать славянскую знать и племенное ополчение.

Славянские и финские племена, занимавшие северо-запад Восточно-Европейской равнины, в 862 г., согласно летописной легенде, при­звали княжить на своих землях трех варяжских князей – братьев Рю­рика, Синеуса и Трувора. Почему это произошло? Притесняемые варягами, местные славяно-финские племенные союзы объединились и изгнали обидчиков «за море». Но вскоре между ними начались раздоры, и они почли за благо пригласить князя со стороны. После смер­ти братьев Рюрик (862—879) объединил их владения и положил начало княжеской династии Рюриковичей.

Вторая группа исследователей не признает норманнского проис­хождения русских князей. Антинорманнисты настаивают на их славянском, хазарском, финском, балтском или даже готском происхождении.

Что касается сюжета с призванием варягов на княжение в Новго­род, то он весьма сложен. Остаётся открытым вопрос: были ли славян­ские и финские племена завоеваны норманнами или они сами призвали варягов? Летописные данные, иностранные источники (в первую очередь труды византийских авторов и арабские хроники), археологические, антропологические и лингвистические сведения говорят о скандинавском происхождении первых князей Древней Руси. Другой вопрос – создали ли они российскую государственность?

На это с полным основанием можно дать отрицательный ответ. Рюрик со своей дружиной объединил славянские и финские племена, во-первых, с целью поиска данников и объектов грабежа, во-вторых, для утверждения на торговых путях, дабы можно было сбывать награбленное в Византии и на Востоке. Варяжскую династию призвали на уже существовавший «стол» (ведь призвать на княжение можно только тогда, когда есть где княжить), чтобы защитить местных жителей от набегов чужих племен. К тому же у самих варягов государственность отсутствовала.

Относительно происхождения слова «Русь», не вдаваясь в существо споров по этому вопросу, отметим следующее. Племена русов вместе с варягами совершали набеги на славянские территории. Русы – это, видимо, особое этнообразование шведского или северо-германского происхождения. Мусульманские авторы писали, что «славяне одеваются в длинные полотняные рубахи и высокие сапоги, вооружены копьями и щитами, мертвых сжигают и хоронят в урне в кургане». В то же время «русы одеты в короткие куртки, кафтаны с золотыми пуговицами, шапки, плащи, широкие шаровары до колен, гетры».

Г.С. Лебедев подчеркивает, что русы были вооружены мечами, секирами и ножами, мертвых сжигали в ладье. Русы, как и германцы, мылись в лохани с водой, «потом высморкается и плюет в неё», а славяне мылись льющейся водой. Слово «русь» он выводит из скандинавского глагола «грести». Другие ученые связывают его с финским названием шведов «руотси».

Образование Древнерусского государства традиционно условно датируется 882 г., когда Олег (879–912) со своей варяго-русской и славяно-финской ратью подошел к Киеву, где правили Аскольд и Дир, захватил город и превратил его в центр объединенного государства.

Несмотря на варяжское происхождение Рюрика и Олега, созданное государство было славянским, а не варяжским. Успех, же варягов объяснялся тем, что их деятельность объективно содействовала объединению славянских племен в одно государство, начавшемуся задолго до варягов и независимо от них.

Этнокультурные процессы в восточном славянстве не испытали на себе сколько-нибудь значимого варяжского влияния. Малочисленные и по уровню культуры, стоявшие ниже славян, варяги не могли долго сохранять свою этническую обособленность. Они весьма быстро асси­милировались, слившись со славянской племенной знатью и образо­вав вместе с ней этнически единый господствующий слой Руси.

Если на севере восточнославянские племена приходили в соприкосновение со скандинавами, то на юге – с хазарами. Распространение хазар в Приазовье и Подонье в VIII в. послужило толчком к созданию крупного племенного объединения во главе с полянами. Его безопасность обеспечивалась военною мощью Хазарии, контролировавшей причерноморские степи. В иностранных источниках Киев называли Самватос, как именовали его хазары. Кстати, в древности он пользовался гораздо меньшей известностью, чем Новгород. Хазары не при­давали ему особого значения, и постепенно он ославянился.

В исследовании В.В. Пузанова присутствует утверждение, что на землях вокруг Киева жили племена, платившие дань хазарам. После того, как Олег закрепился в Среднем Поднепровье, он наложил дань на северян и радимичей, запрещая давать дань хазарам. Он обращался к ним со словами: "Не давайте козаром, но мне давайте". Ядром древнерусской государственности эта территория станет уже после утверждения в ней Олега.

О хазарском влиянии в этих землях свидетельствует и тот факт, что первые Рюриковичи именовали себя «хаканами», т.е. еще до Рюриковичей киевские князья приняли тюркский титул «хакан» (каган) – титул главы Хазарского каганата, соответствующий европейскому титулу императора.

Возникновение Руси как раннесредневекового государства вписывается в процесс образования государств в Северной, Центральной и Восточной Европе – Великоморавского княжества, Чешского и Польского государств, Датского королевства и др. Государство на Руси создавалось одновременно с европейскими средневековыми государствами.

Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода.

I период (IX – середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава).

II период (вторая половина X – первая половина XI в.): эпоха рас­цвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Влади­мира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

III период (вторая половина XI – начало XII в.): время террито­риально-политической раздробленности.

Геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, хрис­тианского и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси испытывало мощное влияние разнонаправленных цивилизационных факторов. Естественно, это сказывалось на истории государства с самого начала его формирования.

Важнейшая черта создававшегося государства – завоевание славянских племен и подчинение их киевскому политическому центру. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912–945) и Ольги (945–957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отказавшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив «уроки» – размер дани и «погосты» – места сбора дани. Игорь и Ольга, вероятно, укрепили дворы княжеских управителей, превратившиеся затем в опорные центры княжеской власти.

Становление государства продолжалось при Святославе (964 – 972). Исследователи расходятся в оценках его личности: одни считают его талантливым полководцем и видным государственным деятелем, другие – разбойником варяжских кровей, видевшим цель жизни в военных походах. Святослав стремился расширить владения Руси и наладить торговые связи с другими странами. Он нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы на Северный Кавказ, Азовское побере­жье, овладев Тмутараканью на Тамани, отразил натиск печенегов, за­ключил с Византией договор о ненападении. В 972 г. он попал в засаду к печенегам и был убит. По сохранившейся доныне легенде, печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, око­ванную золотом, чтобы пить из нее на пирах в надежде, что к нему перейдет слава князя. Осталась в истории и знаменитая фраза Свято­слава, которой он предупреждал противников: «Иду на вы».

При Владимире (980 – 1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси, а сам князь, окончательно подчинив каганат, принял титул «каган» т.е. царь. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат.

Владимир переносит центр тяжести в своей деятельности с орга­низации дальних грабительских походов на упрочение власти Киева над восточнославянскими племенами. Переход к оседлой жизни в столице был серьезным шагом в направлении феодализации государства. Королевские монархи того времени в основном управляли своими странами из столиц. Владимир же, хотя и совершал военные походы, никогда не оставался на завоеванных землях, а возвращался в Киев. Его походы диктовались нуждами государства. Строительство оборо­нительных сооружений по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне также говорило о том, что он намерен постоянно жить в столице и защищать её от кочевников. Спокойная обстановка в столице была залогом ус­пешных государственных реформ.

Киевскую Русь большинство историков рассматривают как ранне­феодальное государство. Во главе его стоял наследственный князь, державший «стол» в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных зе­мель. Княжеские сыновья и старшие дружинники получали в управ­ление крупнейшие центры, ставшие столицами уделов, на которые была разделена Русь. Удельные князья продолжали оставаться васса­лами великого киевского князя. Первоначально насчитывалось шесть уделов, затем число их выросло, но все удельные князья были из рода Рюриковичей. Принцип наследования в те времена был таков: пре­стол передавался от брата к брату, от дяди к племяннику (но он часто нарушался отцом, передававшим престол сыну или другим родствен­никам). В целом такой, принцип наследования не способствовал укреплению политической устойчивости государства.

Киевский князь выполнял функции законодателя, военного пред­водителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался с дружиной. В его руках дружина была средст­вом принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных ин­тересов и населения страны от врагов. Можно говорить о государст­венно-образующей деятельности дружины в эпоху становления восточнославянской государственности. Вплоть до конца X в. князь зависел от дружины, считался с нею. Однако Владимир уже в начале своего правления перестал пополнять дружину скандинавами. По словам Р.Г. Скрынникова, он разорвал пуповину, прочно связывавшую Киевское княжество со Скандинавией. На эпохе Владимира дру­жинная форма государственности заканчивается. Князья племенных княжений, великие бояре, видимо, составляли верхушку дружины, ко­торая постепенно превратилась в военно-административный слой об­щества, а позже – в класс феодалов. Что же касается норманнов, то их полная ассимиляция местным славянским населением заверши­лась к началу XI в.

Экономической основой социального строя Древней Руси было феодальное землевладение. Но земля на Руси не представляла собой ценность, воплощенную в стоимостном выражении, она не была предметом купли-продажи, а выступала как вотчина – общая, коллективная собственность рода. Феодальная вотчина («отчина») передавалась по наследству от отца к сыну. Владел вотчиной князь или боярин. Главной функцией князя было «держать отчину». Бояре являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске. Они же, как хозяева своей территории, имели в подчинении менее знатных вассалов. Такие же отношения были характерны для Западной Европы, что свидетельствовало о близости тенденций развития Руси и Запада. Бояре формировались из родовой и племенной знати или верхушки княжеской дружины. Жесткое обособление феодальной элиты на Руси отсутствовало, сохранялся патриархальный быт, институт частной собственности был не развит.

И.Я. Фроянов полагает, что феодализация древнерусского общества осуществлялась на путях формирования вотчинного хозяйства и работающего в нем феодально зависимого населения. Заметный рост вотчинных владений происходит на протяжении XI–XII вв. Но господствующее положение в экономике Руси XI–XIII вв. занимало общинное землевладение. Древнерусская знать свои представления о богатстве связывала преимущественно с драгоценностями и деньгами, а не с землей.

Сначала население вотчины состояло из рабов и полусвободных категорий зависимого населения. И только со второй половины XI в. в вотчине появляются феодальные элементы. Современная концепция генезиса феодализма в России основана на идеях академика Л.В. Черепнина, утверждавшего, что феодализм на Руси первоначально устанавливался в форме верховной государственной собственности на землю, персонифицированной, в лице князя. Эксплуатация крестьян велась с помощью централизованной феодальной ренты (сначала отработочной, затем натурально-оброчной), а частное феодальное землевладение стало развиваться только в XII в.

Главное отличие феодализма на Руси от Запада заключалось в огромной роли «государственного сектора» в экономике страны в наличии территориальных общин свободных крестьян, плативших подать великому князю. В Европе же в X–ХШ вв. происходило разрушение общинных структур, шел процесс классообразования на основе выделения частной собственности.

Скандинавы Русь называли Гардарикой – страной городов ввиду большого числа городов и оживлённой городской жизни. Генезис города начинается с формирования древнерусской государственности. На раннем этапе города возникали на основе племенных и межплеменных центров. Со второй половины X в. городами становятся центры волостей, на которые была разделена территория Древнерусского государства. Б.А. Рыбаков считал типичными чертами города наличие крепости, дворов феодалов, ремесленного посада, торговли, административного управления и церквей.

В 1980-х гг. известный специалист по древним поселениям А.В. Куза пришел к выводу, что древнерусский город – это постоянный населенный пункт, в котором с обширной сельской округи-волости собиралась, перерабатывалась и перераспределялась большая часть произведенного там прибавочного продукта, т.е. город был центром ремесла и торговли. Связь с обширной сельскохозяйственной округой отличала город от замка феодала, погоста или рядового волостного центра. Однако большинство учёных сходятся в том, что города на Руси, в отличие от Европы (где они были центром ремесла, торговли, культуры), в первую очередь играли роль политических центров и опорных военных пунктов.

Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили в крестьянских общинах и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду – «купу» (деньги, урожай и проч.), отсюда и их название – закупы. Человек, лишившийся своего социального статуса, становился изгоем. На положении рабов находились челядь и холопы, пополнявшиеся из числа пленников и разорившихся соплеменников.

Зависимому люду противостояло свободное население, называе­мое людьми (отсюда сбор дани — «полюдье»). Социальную верхушку составляли князья из рода Рюриковичей, окруженные дружиной, ко­торая делилась с XI в. на старшую (бояре) и младшую («детьцкие», отроки, милостники). Новая дружинная и земская (земские бояре) знать, занявшая место прежней родоплеменной, представляла своеобразную аристократическую прослойку, поставляющую политических лидеров. Свободное население состояло преимущественно из жите­лей городов и сел, мужей-общинников, которые и создавали значи­тельную часть общественного богатства. Они являлись социальным стержнем общественно-политической и военной организации в Древ­нерусском государстве. Выражалось это в следующем.

Свободные общинники имели собственную военную организацию, по боевой мощи намного превосходившую княжескую дружину. Это было народное ополчение во главе с предводителем – тысяцким (само ополчение называлось «тысяча»). Верховным органом власти в русских землях X–ХIIвв. было народное собрание «старшего горо­да» – вече, являвшееся высшей формой самоуправления. По мнению Л.И. Семенниковой, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства, коллективного общинного управления. Князь в Ки­евской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном варианте. Приезжая в ту или иную волость, князь дол­жен был заключить «ряд» (договор) с народным собранием – «вече». А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива. Состав веча был демокра­тичным. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его полного подчинения. С помощью веча народ влиял на ход об­щественно-политической жизни.

Мнение Л.И. Семенниковой о народном характере веча разделяют многие ученые, в том числе И.Я. Фроянов, А.Ю. Дворниченко. В то же время в науке бытует взгляд на вече как на узко сословный орган власти, куда простой люд не мог лопасть (В.Т. Пашуто, В.Л. Янин и др.). Иная точка зрения сводится к следующему: вече стало пережит­ком на Руси уже к XI в. и собиралось в исключительных случаях, а в качестве высшей формы власти оно вплоть до XV в. существовало только в Новгороде, Пскове и отчасти в Полоцке.

Нельзя не признать, того факта, что вече играло заметную роль в политической жизни Древней Руси и что политичес­кий строй того времени можно назвать вечевой демократией. Другое дело, что первый демократический опыт Руси требует нового изуче­ния и осмысления, поскольку сегодня Россия пытается найти себя на пути демократии, а данный способ «народоправства» отвечает психо­логическим стереотипам значительной части населения страны.

Анализ социально-политической обстановки в Киевской Руси приводит к выводу о том, что народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и общественные институты, восходящие к древности, но строившиеся на территориальной основе. Посредством веча народ часто решал, кого из князей «посадить на стол», обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы. Что касается знати, то она еще не выделилась в отдельное замкнутое сословие, не превратилась в социальное целое, противостоящее основной части населения.

Возвращаясь к событийной стороне истории Древнерусского госу­дарства, отметим, что наивысшего могущества Киевская Русь достиг­ла при Ярославе Мудром (1019–1054). Он обезопасил страну от набегов печенегов, укрепил её позиции в Прибалтике. Киев стал одним из крупнейших городов Европы, соперничая с самим Царьградом (Константинополем). Рос международный авторитет Руси. Европей­ские королевские дворы стремились породниться с семьей великого князя. Он сам был женат на шведской принцессе Ингигерд, а дочери были замужем за венгерским, норвежским и французским королями. Составление «Русской Правды» – первого свода законов Древней Руси – также связывают с именем Ярослава Мудрого, хотя ему при­надлежат только первые 17 статей, которые обычно называют «Прав­дой Ярослава». Она отменила кровную месть и увеличила разницу в плате за убийство разных категорий населения, защищая в первую очередь собственность, жизнь и имущество феодалов. Владимиру Мо­номаху (1113–1125) и его сыну Мстиславу (1125–1132) какое-то время удавалось удерживать единство русских земель. После смерти последнего Русь распалась на отдельные княжества-государства. На­ступил период феодальной раздробленности, который в истории называют ещё «удельным периодом».

Важнейшую роль в формировании Руси как крупнейшего европейского государства, в развитии ее экономических, политических, семейных связей с Европой и Византией сыграло принятие в 988 г. князем Владимиром христианства. Поначалу он решил реформировать языческие представления Древней Руси и создать единый пантеон богов, но попытка превратить язычество в государственную религию потерпела крах. Тогда Владимир Красное Солнышко в качестве государственной религии выбрал христианство.

Летописные источники содержат подробный рассказ о прениях по поводу выбора веры с волжскими болгарами-мусульманами, «немца­ми из Рима», хазарскими евреями отражавших реалии русского этнокультурного бытия. Однако выбор Руси был предрешён. Столетие регулярных межгосударственных отношений с Византией, крещение в Константинополе «росов» и княгини Ольги подготовили почву для такого решения.

Свое крещение Владимир продумал серьезно. Если бы он по примеру предшественников крестился в Константинополе, это, так или иначе, демонстрировало бы его зависимость от Византии. Поэтому князь захватил Корсунь (Херсонес) – центр византийских владений в Крыму и потребовал у Василия и Константина в жёны их сестру Анну, угрожая иначе захватить Царьград. Императоры могли отпустить сестру в Киев только при условии, что все предыдущие браки Владимира будут расторгнуты – у князя-язычника к 988 г. было уже 10 сыновей от многочисленных жен. Однако скандинавское языческое семейное право оказалось несовместимо с христианским правом Византии. Владимир не мог отказаться от своей опоры – старших сыновей. Тогда он военным путем утвердился на Черном море и обменял контроль над Крымом на невесту. Крестившись сам, Владимир крестил своих бояр, а потом и все население.

Крещение Руси не следует расценивать как чисто религиозный акт. Владимир осуществил смелую государственную реформу, выразив объективные потребности общественного развития. Он стремился создать государство, ни в чем не уступающее развитым феодальным монархиям Европы. Единая религия должна была служить целям объединения древнерусского общества. Ведь заняв киевский «стол», Владимир оказался во главе непрочного объединения славянских племен, стабильность которого требовала постоянного применения (или угрозы применения) военной силы. Христианство должно было цементировать это объединение. Принятие христианства стало судьбоносным для Руси во всех отношениях. Князь Владимир повел себя как мудрый политик, приняв христианство в восточном варианте, стремясь добиться авторитета и статуса у Византии, но, не превращаясь в ее политического и духовного вассала. В случае же принятия западного христианства (позднее – католицизма) эффект был бы обратным: пока ещё слабое национальное государство получило бы сильный религиозный центр в Риме, духовная и светская зависимость от которого стала бы неизбежной. Восточный вариант христианства отличался от западного, где папа - преемник св. Петра – стоял во главе единой централизованной и строго иерархизированной церкви. Восточная церковная «свобода» должна была компенсироваться внецерковным, светским организационным единством – сильной центральной властью. Таким образом, православие изначально способствовало созданию мощного централизованного государства.

Христианство было принято по настоянию и в интересах правящей верхушки государства. Русских князей устраивала византийская традиция главенства светского правителя над церковным владыкой. Новая религия укрепляла государственную власть, авторитет князя. Конфессиональный фактор не был отделен от государственного: крес­тителями Руси и ее первыми святыми были князья. Мученическая смерть Бориса и Глеба заслуживала ореола святости не только пото­му, что они пали невинными жертвами Святополка Окаянного. Их смерть имела и специфический русский государственный смысл – они не подняли руки на старшего брата.

Принятие христианства способствовало смягчению нравов, оно утверждало идею равенства людей перед Богом, даже рабам обещая сво­боду. Новая религия дала толчок бурному развитию страны. Пригла­шенные из Византии мастера возводили каменные здания и храмы, расписывали их, украшали мозаикой. Появилась письменность, распространялись, знания, было введено летописание. Как всякое развитое государство, Русь начала чеканить золотую монету. Изменилось и сельское хозяйство – появилось огородничество. Темп обновления всех сторон жизни стал чрезвычайно высоким. Укреплялись связи с христианскими странами. Если раньше восточные славяне были в глазах Запада «варварами», «скифами», то теперь они становились единоверцами.

В принятии христианства, наряду с сиюминутными политически­ми интересами и потребностями, просматривалась историческая пер­спектива. Язычество, по выражению философа Л.Ф. Лосева, заводило в «духовную пустыню», не давало человеку того стремления к духов­ному, нравственному совершенству, какое предоставляло христианст­во. Ведь именно оно сформировало иерархию ценностей всей послеантичной Европы, в том числе и Древней Руси.

Несколько позже (в XIV–XV вв.) на Руси появились идеи еретиков, критиковавших ортодоксальное христианство. Но в отличие от Запада и Византии отношение к ним было достаточно мягким. Все это, по мнению Л.И. Семенниковой, говорит о том, что общество вос­приняло христианские духовные и нравственные ориентиры, но обще­ственное сознание не было поглощено религией.

Христианство в православном варианте («православие» – истинная вера) имело и иные исторические последствия. В православии больше созерцательности и меньше прагматизма. Кроме Киевской Руси православными были дряхлеющая Византия и малоавторитетная в Европе Болгария. Принятие новой религии несло в себе определённую идейно-политическую изоляцию, мешая Руси стать полноправным членом европейской семьи.

Bо главе русской православной церкви был поставлен митрополит, присылаемый из Константинополя и назначаемый патриархом. Жил он при кафедральном соборе Св. Софии в Киеве. Церковное уп­равление в других административных центрах осуществляли еписко­пы, подчиненные митрополиту.

Внешняя политика Киевской Руси решала следующие задачи: укрепление государства, охрана границ и обеспечение безопасности на­селения; развитие торговых, дипломатических, культурных связей с окружающим миром; расширение территории.

Жизнь Древнерусского государства протекала в постоянном противоборстве со Степью. В 829 г. сложился союз печенегов, кочевав­ших до конца IX в. между Аралом и Волгой, а затем занявших при­черноморские степи. Славяне в течение всего X в. вели с ними борьбу и в конце концов победили. Русские князья даже использовали печенегов в качестве наемников в далеких военных походах.

После ухода с восточных территорий печенегов главенствующее положение в степях заняли половцы (или кипчаки, куманы). Территория их кочевий называлась Половецкой степью и охватывала причерноморские и восточноевропейские степи. В XI – начале XII в. половцы жили племенными союзами во главе с ханами и совершали регулярные набеги на восточнославянские земли. До начала ХШ в. Русь пережила около пятидесяти половецких вторжений.

Со временем между половецкими ханами и русскими князьями установились тесные политические и торговые отношения, половецкие ханы даже вмешивались в княжеские междоусобицы. Для «замирения» со Степью заключались династические браки. Так, великий князь киевский Святополк Изяславич (1093—1113) женился па дочери половецкого хана. Были и другие примеры подобных браков. Правда, в Степь своих дочерей и сестер русские князья не отдавали. Сложившиеся отношения между Русью и Степью были нарушены монгольскими завоеваниями.

Кочевая экспансия с востока вынуждала укреплять войско, тратить много сил и средств на строительство оборонительных сооружений, истощая в какой-то степени государство. Однако в целом, кочевая культура не сказалась на оседлой, земледельческой и городской культуре Руси.

Главные экономические, политические и династические отноше­ния Русь имела с Европой и Византией. В 907 г. Олег ходил походом на Царьград, в 912 г. с ним был заключен договор, в котором оговари­вались условия торговли, статус русских, и прочее. Князь Игорь со­вершил два похода на Византию. Оба государства обменивались мир­ными посольствами, русские послы и купцы во время своего пребывания в Царьграде в течение полугода имели право на содержание за счет византийского правительства, в том числе на бесплатное пользование правительственными банями. На обратный путь их снаб­жали продовольствием и судовой снастью. Русь обязывалась помогать греческим купцам в случае кораблекрушения.

Походы на Византию носили иной характер, нежели военные столкновения со Степью. В IX–X вв. это была борьба молодого вар­варского государства с крупнейшим центром и наследником античной цивилизации, борьба за развитие экономических и культурных свя­зей. Принятие Русью христианства укрепило эти связи и тем самым упрочило ее международное положение.

Древняя Русь была частью Европы, развивалась в том же направлении. Страну отличала внутренняя сплоченность; именно в пределах единого древнерусского государства завершилось формирование древнерусской наклонности.