logo search
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

1.Каково отношение к государству в буддизме? в чем суть теории идеального правителя (чакравартина)

Уже ранний буддизм (до н. э.) позаботился об урегулировании взаимоотношений государства и буддийской общины, разработав три последовательные стадии взаимоотношений дхармы и государства. Был поставлен вопрос об отношениях государства и буддийской общины, разработав три последовательные стадии. Концепция идеального правителя (чакравартина - «поворачивающего колесо»). Структура, управление и степень централизации буддийской общины в разных странах различны.

Чакравартин («тот, который поворачивает колесо») — в буддийском учении нарицательное название идеального правителя, царствование которого возвращает мир из хаоса беззакония на высшую ступень порядка.

Согласно буддийским представлениям об истории, человечество проживает три таких ступени, закономерно сменящих друг друга:

Правление чакравартинов приводит к очищению мира, давая начало новой эре. Утверждается, что рождение Ч. сопровождается теми же чудесами что и рождение будд.Каждый чакравартин имеет в подчинении Семь Сокровищ: колесо, летающее по воздуху, которое обеспечивает неограниченные возможности для передвижения чакравартину и его войску; слона и коня, обладающих сверхъестественными способностями; драгоценный камень, излучающий свет на далекие расстояния; царевну, отличающуюся красотой; мудрого советника и удачливого полководца. В качестве последнего выступает один из ста сыновей чакравартина.

Идеальные правители занимают важную нишу в мифологической системе буддизма. Первоначально мотив здесь был вполне прагматический: буддисты настаивали на полной лояльности последователей своей религии по отношению к царской власти.