Введение.
Курс «Внешняя торговля Российской Федерации» является одним из ведущих и профилирующих в учебной программе Института международных экономических связей (ИМЭС) по напрвлениям подготовки бакалавров менеджмента и экономики со специализацией в области внешнеэкономической деятельности.
В 2006 году Институтом международных экономических связей была издана книга кандидата экономических наук, профессора Бурмистрова В.Н. «Внешняя торговля Российской Федерации», получившая гриф Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.
В ней собран многолетний опыт научной, практической и учебно-методической работы автора по подготовке специалистов сферы международных экономических отношений. Содержится значительный объем теоретических разработок, которые необходимого отражения в экономической литературе ранее не находили: принципы формирования внешнеэкономической политики государства; анализ факторов, определяющих место страны в международном разделении труда и др. Выводы и предложения автора базируются на глубоком анализе широкого спектра статистических материалов и нормативных документов.
Книга рассчитана как на студентов и преподавателей экономических вузов, так и на практических работников внешнеэкономической сферы.
В целом, по мнению автора, работа дает достаточно полное представление о сложном комплексе понятий, фактов и правовых документов, именуемых как внешняя торговля РФ.
Данная книга имеется в библиотеке Института международных экономических связей и рекомендована студентам как основной учебник для изучения курса «Внешняя торговля Российской Федерации».
В учебнике изложены основные вопросы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации на современном этапе. Дан анализ правовой базы ВЭД.
Проанализировано место России в международном разделении труда и рассмотрена роль внешнеэкономических связей в решении жизненно важных проблем социально- экономического развития страны. Исследованы теоретические основы формирования внешнеэкономической политики страны и дана оценка ее современного содержзания. Проанализирована эффективность применения основных средств государственного регулирования ВЭД и направления ее актуализации.
Дан ретроспективный анализ развития внешней торговли РФ, современного состояния, а также эволюции ее товарной структуры. Рассмотрены проблемы совершенствования товарной струкитуры российского экспорта и импорта, а также повышения экономической эффективности экспортных и импортных операций.
Подробно исследованы географические направления внешнеэкономических связей России с основными торговыми партнерами в рамках мировых подсистем: развитых стран с рыночной экономикой, развивающихся стран и государств с переходной экономикой.
Изложены особенности ценообразования во внешней торговле РФ и методики оценки экономической эффективности внешнеторговых операций. Дан анализ современного режима внешенеэкономической деятельности в России и исчерпывающие комментарии к основным правовым документам, регулирующим ВЭД.
В целях более глубокого изучения курса «Внешняя торговля Российской Федерации» предлагается дполнительный материал «Внешняя торговля Российской Федерации в вопросах и ответах», подготовленный В.Н. Бурмистровым и предназначенный студентам Института международных экономических связей для самопроверки.
Глава I. Роль внешней торговли в экономическом и социальном развитии Российской Федерации.
Вопрос I.1.Что такое внешнеэкономические связи страны? Ответ I.1. Внешнеэкономические связи – это совокупность разнообразных форм участия страны в международном разделении труда через торгово-экономическое, валютно-финансовое, научно-техническое и производственное сотрудничество с зарубежными государствами.
Вопрос |
I.2.Какие национальные задачи макроэкономического уровня решаются Россией во внешнеэкономической сфере? Ответ I.2. Во-первых, через внешнеэкономические связи российская экономика получает возможность существенно расширить рынки сбыта отечественной продукции. Во-вторых, эффективная работа во внешнеэкономической сфере дает реальную возможность экономии общественно необходимых затрат на основе разницы уровней интернациональной стоимости товара с его национальной стоимостью. Вопрос I.3. Какие социальные и экономические проблемы на отраслевом уровне решаются с помощью внешней торговли России?
|
Ответ
I.3. Через внешнеэкономические связи страна решает ряд жизненно важных проблем отраслевого уровня, а именно:
подпитка отечественных отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, науки и др. секторов приобретенным за рубежом современным инвестиционным оборудованием и технологиями, патентами и лицензиями и другими инновационными факторами для ускорения технического перевооружения и развития национального научно-технического потенциала;
обеспечение населения продукцией, которая в стране вообще не производится или производится в недостаточных для удовлетворения внутренних потребностей объемах: кофе, какао-бобы, чай, сахар, цитрусовые, ценные породы дерева и пр., а также товары народного потребления, продовольствия и т.д. Так, в настоящее время в связи с кризисом в сфере сельскохозяйственного производства ввозится до 40% общего объема потребляемого в стране продовольствия, что реально угрожает национальной экономической безопасности государства. В общем балансе внутренних ресурсов товаров народного потребления на импорт приходится от 50 до100% (по отдельным позициям).
Вопрос
I.4. Какова роль внешней торговли в формировании государственного бюджета РФ?
Ответ
I.4. Фискальная функция внешнеторговой сферы чрезвычайно значима. Так, только в 2004 г. таможенные поступления составили 1219 млрд. руб., что эквивалентно более 40% доходной части государственного бюджета России. Основной вклад внесли импортные пошлины – около 38 %, удельный вес поступлений от таможенного обложения российского экспорта – 21%, от НДС – 35% и от таможенных сборов – 6%.
Вопрос
I.5. В чем причины низкой конкурентоспособности России как государства?
Ответ
I.5. По данным Международного экономического форума (Швейцария) в рейтинге конкурентоспособности Россия занимает 70-е место из 75 исследованных стран. Низкая конкурентность нашей страны на современном этапе развития обусловлена целым рядом важных социально-экономических причин:
неэффективность проводимых в стране реформ, которые в конечном итоге трансформировались в насильственное разрушение государственного и общественного секторов производства практически во всех отраслях без создания адекватных альтернативных производственных структур. Это обусловило исчезновение из экономической структуры страны не только отдельных предприятий, но и целых отраслей производства: станкостроения, сельскохозяйственного машиностроения, легкой промышленности и т.д. А это, в свою очередь, привело к сокращению промышленного и сельскохозяйственного производства почти вдвое как по физическим, так и по структурным параметрам по сравнению с 1990 г.;
резкое сокращение инвестиций во все секторы производства и инфраструктуры обусловило последовательное физическое и моральное старение производственных фондов во всех отраслях производства. По официальным данным около 30% основных производственных фондов страны находятся в эксплуатации уже более 40 лет, а свыше 15 лет – более 90%, что обусловливает низкий уровень производительности труда практически во всех сегментах производства (в 3-5 раз ниже уровня производительности в соответствующих отраслях развитых стран). Эти же причины определяют и низкую конкурентоспособность продукции обрабатывающих отраслей производства;
резкое сокращение объемов государственного финансирования науки (как фундаментальных, так и прикладных исследований) обескровило процесс обязательного опережающего научного обеспечения технического развития страны. За годы реформ по уровню научного и экономического развития страна отброшена на 25-30 лет назад;
отсутствие общенациональной стратегии социально-экономического развития страны на основе незамедлительного внедрения в производство инновационных технологий;
сокращение финансирования системы среднего и высшего образования и подготовки научных кадров, усложнение доступа к указанным уровням образования для большой части подрастающих поколений обусловливает последовательную интеллектуальную и культурную деградацию российского общества;
руководство страны слабо заинтересовано в укреплении социального единства общества, в поддержании системы ценностей, разделяемых большинством граждан страны. Не применяется практически никаких мер по укреплению социального мира путем сокращения разницы в доходах;
отсутствует активная наступательная стратегия на международных экспортных рынках, способная оперативно и адекватно реагировать на изменения международной экономической и политической ситуации, равно как и внутренних социально-экономических условий;
слабая правовая защищенность как деловых структур, так и рядовых российских граждан от произвола чиновничества, естественных монополий и криминальных структур.
Очевидно, что задачи повышения конкурентоспособности России как государства следует решать на основе комплексного восстановления социально-экономического и научно-технического потенциала страны и ее политического статуса великой державы в современном мире.
Вопрос
I.6. Каковы основные мотивы участия отдельного предприятия во внешнеэкономических связях?
Ответ
I.6. Предприятие, активно работающее на внешних рынках, имеет ряд преимуществ, содействующих его стабильному развитию. Одним из главных факторов, мотивирующих участие предприятия во внешнеэкономических связях, является острая потребность в расширении рынков сбыта произведенной продукции. Внешние рынки дают предприятию дополнительные сферы сбыта, а также возможность получения дополнительной прибыли за счет разницы между ценой реализации продукции на внутреннем рынке и её интернациональной стоимостью (мировой ценой).
Предприятие через контакты с зарубежными партнерами имеет возможность получения научно-технической, организационной и др. информации о современном состоянии и тенденциях развития соответствующей отрасли производства, а также об уровне международных технических и экологических требований к производимой продукции.
Активная работа на внешних рынках содействует изучению мирового рынка соответствующей продукции, его эволюции, как в целом, так и по его основным компонентам: производство – экспорт – импорт – потребление. Анализ этих данных дает предприятию необходимую информационную основу для разработки маркетинга своей продукции.
Наличие сложившихся связей на мировом рынке может способствовать расширению объемов и дифференциации форм финансирования производства и НИОКР через создание СП, привлечение иностранных банковских, фирменных и пр. кредитов, а также других форм финансирования.
Через внешнеэкономические связи предприятие имеет возможность обучения собственного персонала современным методам управления производством и сбытом продукции, а также организации труда и социальной жизни коллектива предприятия на современном уровне цивилизации.
- Введение.
- Глава II. Роль и место Российской Федерации в международном разделении труда.
- Глава III. Особенности внешнеэкономической политики Российской Федерации на современном этапе
- Глава IV. Основные средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Вопрос
- Глава V. Динамика развития внешней торговли рф
- Глава VI Торгово-экономические отношения рф с промышленно развитыми капиталистическими странами
- Глава VII. Торгово-экономические отношения Российской Федеорации с развивающимися странами
- Глава VIII. Торгово-экономические отношения Российской Федерации со странами – членами Содружества независимых Государств (снг)
- Белоруссия
- Украина
- Казахстан
- Узбекистан
- Глава IX. Торгово-экономические отношения России с Китайской Народной Республикой как страной с переходной экономикой.
- Глава X. Особенности ценообразования во внешней троговле рф.
- Глава XI. Экономическая эффективность внешнеторговых операций и методика её расчёта
- Глава XII. Основные принципы государственного регулирования вэд в России Вопрос