logo search
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

21. Дайте характеристику ваххабизма. Распространен ли он в рф?

ВАХХАБИЗМ (араб. аль-ваххабий) – религиозно-политическое движение, возникшее в рамках суннитского ислама в середине 18 в. в Аравии. Основатель движения Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703–1787 или 1792) выступил с проповедью, в которой обвинил мусульман в отходе от учения о единобожии. По его мнению, только Аллах как единственный источник творения, достоин поклонения. Ваххабитам предлагалось держаться исключительно текста Корана и правил сунны, не допускать произвольных толкований. Мухаммад Абд аль-Ваххаб требовал отказаться от нововведений, дополнивших культ после смерти Мухаммада (бида'). Для того чтобы вернуться к чистоте раннего ислама, он предлагал вести джихад против «многобожников» и тех, кто отступил от морально-этических принципов. Среди обычаев, которые Абд аль-Ваххаб подвергал критике, были: культ святых и поклонение их могилам (в том числе пророка Мухаммада), курение табака, употребление кофе, гашиша, ношение шелковой одежды, музыка, пение, четки и т.д. Главный догмат ваххабизма — вера в безусловно единого Бога (таухид). Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов.  В Россию учение Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба  пришло через советскую Среднюю Азию, где оно впервые обозначилось в 70-х гг. как религиозная оппозиция традиционному духовному сословию (муллам, ходжам, ишанам) и как политическая оппозиция (тогда еще скрытая) государственно-партийному аппарату. Особенно ярко проявился политический аспект учения ваххабизма в Республике Дагестан и Чеченской Республике. Не случайно идеи ваххабизма получили поддержку у военно-политических лидеров Чечни З.Яндарбиева, М.Удугова, Ш.Басаева, В.Арсанова и других, которые ранее не были замечены в религиозном рвении. Сейчас в России существует достаточно широкая ваххабитская среда, причем нельзя сказать, что она вся структурирована. Существует внушительная масса верующих, получивших знание об Исламе путем чтения ваххабитских брошюрок (т.к. других фактически не было), и вовлеченных таким образом более или менее в орбиту их идеологического влияния, но не являющихся по сути откровенными и убежденными ваххабитами. Есть размытая группа симпатизирующих, но в то же время действуют и устойчивые ваххабитские общины. Ваххабиты стремятся создавать свои группы для последующего использования в политической борьбе, в основном упор делается на молодежь. В людях воспитывается беспощадность, нетерпимость к мнению других, неуважение к религиозным чувствам придерживающихся иных воззрений. Не согласных с ними ваххабиты, зачастую, основываясь на умозрительных аргументах, объявляют мушриками (многобожниками). По их мнению, в первую очередь, необходима борьба с мусульманами, отступившими, по их мнению, от Ислама.