logo search
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

16.Сравните шкалу ценностей массового народного сознания в Турции до революции Кемаля с современными идеалами. В какой форме сохраняется влияние ислама?

Есть и другой пример, демонстрирующий более радикальное решение проблемы демократизации политического процесса в ислам¬ской цивилизации, - современная Турция. В этой стране благодаря радикальным реформам легендарного Мустафы Кемаля создана свет¬ская республика. Это еще один яркий пример того, как динамично развивается мусульманское сознание в современном мире. Турецкий народ, никогда не идентифицировавший себя по национальному при¬знаку - только по религиозному, народ с яркой имперской доминан¬той, сумел создать современное национальное государство.Особое значение данного примера состоит в том, что здесь мы имеем дело с разрывом национальной традиции: турки, для которых их при¬надлежность к исламу (до реформы Кемаля) была важнейшей чертой само¬идентификации, достаточно спокойно перенесли и уничтожение хали¬фата, и исчезновение строгих религиозных запретов, и переход от фески (которая веками была символом достоинства турка) к европейской шляпе с полями (специально с полями, чтобы совершать намаз стало за¬труднительно). Исследователи отмечают, что все это почти не встрети¬ло сопротивления, по крайней мере решительного протеста населения. Впечатление такое, что в целом Турция поддерживала Кемаля.

Политическая история современной Турции говорит о том, что кон­фликт этнического сознания и политической идеологии, если послед­няя направлена против традиционных национальных ценностей, явля­ется неизменно разрушительным, даже если он протекает в мягких формах: невозможно с помощью светской идеологии изменить архети­пы и коды древней культуры. Череда военных переворотов - несомненное свидетельство кризиса политического развития современ­ной Турции, символы вестернизации которой не стали символами ее процветания. С 1960-го по 1980 г. на рубеже каждого десятилетия совершался очередной военный переворот, после которого в стране вос­станавливались принципы светской республики в условиях военной диктатуры. Но, после того как военные передавали власть гражданско­му правительству, влияние ислама в Турции неизменно возрастало. Начиналось тайное обучение арабскому и османскому языкам (турец­кому на основе арабского алфавита) и Корану. Основной парадокс модернизированной Турции состоит в том, что ее жизнеспособность сегодня поддерживают древние звуки янычарского марша, который гремит во время парадов - они сохраняют «связь времен» в сознании турецкого народа.