logo search
Мировая экономика

1.1 Международное движение капитала

Международное движение капитала осуществляется посредством его экспорта и импорта непосредственно между странами, через международные финансовые рынки или международные кредитно-финансовые организации.

Капитал - это важнейший фактор производства; запас средств, необходимых для создания материальных и нематериальных благ; стоимость, приносящая доход в виде процента, дивиденда, прибыли [1,2,5].

Суть вывоза капитала сводится к изъятию части финансовых и материальных ресурсов из процесса национального экономического оборота в одной стране и включении их в производственный процесс в других странах.

Главной причиной вывоза капитала является опережение внутреннего экономического развития вывозящей страны по сравнению с ростом ее внешней торговли. Экспорт капитала вызывается образованием в промышленно развитых странах избытка капитала, что обусловлено его перенакоплением, то есть когда падение нормы прибыли в национальной экономике не компенсируется повышением ее массы.

Безвозвратные и беспроцентные средства, предоставленные другим странам, не являются капиталом, либо не приносят дохода его собственникам. Однако в принимающей стране эти средства могут быть использованы в качестве капитала. И, наоборот, средства, вывезенные как капитал, в стране приложения могут быть израсходованы на потребление. Увеличение объема иностранного капитала в национальной экономике может быть не связано с новым притоком ресурсов. Оно может осуществляться за счет заимствований нерезидента из местных государственных и частных источников, также превращения части прибыли в капитал предприятий с иностранным участием.

Причины экспорта капитала:

1. правомерность накопления капитала в различных странах и появление относительного избытка капитала на некоторых национальных рынках;

2. невозможность эффективного вложения капитала или вложение его по высокой норме прибыли;

3. наличие таможенных барьеров, которые препятствуют импорту товара и подталкивают к необходимости через вывоз капитала проникать на отдельные товарные рынки;

4. приближение производителей к источникам сырья.

Причины импорта капитала:

1. ввоз капитала из-за рубежа открывает возможности для развития новых производств, модернизации и расширения производства продукции, которая имеет значительный спрос;

2. внедрение в достижения научно-технического прогресса;

3. расширение или увеличение количества рабочих мест;

Вывоз капитала:

1. замедляет экономическое развитие;

2. является эффективным средством внешнеторговой экспансии предприятий национальной экономики.

Международная миграция капитала может быть двух видов: с перемещением собственника вместе с капиталом в другую страну; без перемещения собственника капитала.

Миграция капитала вместе с собственником значительно ускоряет экономический рост в стране его приложения, так как получаемая на капитал прибыль, как правило, остается в стране и используется для дальнейшего накопления.

Международная миграция капитала оказывает важное влияние на платежный баланс страны. Международная миграция капитала в предпринимательской форме (прямые и портфельные вложения) показывается в платежном балансе по статье "Движение долгосрочного капитала". Как правило, промышленно развитые страны имеют дефицит по этой статье, так как вывозят капиталов больше, чем ввозят. Этот дефицит компенсируется обычно большим положительным сальдо по статье "Доходы от иностранных инвестиций", которая показывается в разделе платежного баланса по текущим операциям.

Миграция ссудного капитала (покупка или продажа облигаций, вклады на текущие счета в банки и т.д.) отражается на статье "Движение краткосрочного капитала". Краткосрочные капиталы весьма подвижны, часто перемещаются из одной страны в другую в связи с изменением или предстоящим изменением курса валют, изменением ставки процента и других условий и поэтому получили название "горячих денег". Значительное перемещение "горячих денег" в поисках лучших условий приложения может резко ухудшить состояние платежного баланса и вызвать кризис валюты данной страны.

В связи с тем, что миграция капитала оказывает существенное влияние на экономическое развитие страны, она стала одной из сфер государственного регулирования. Валютные ограничения, например, существенно сдерживали международную миграцию капитала. Ряд стран, в частности Япония, в течение длительного времени сдерживали приток иностранного капитала в экономику своей страны.

БИЛЕТ 25

Источники капитала

Контроль за состоянием финансов осуществляется чна верхних уровнях управления при помощи информации, которую предоставляют низшие уровни управления. Основанием для размещения капитала является оценка эффективности его использования. Капитал необходим для приобретения основных средств и выполнения долговых обязательств, связанных с затратами по их приобретению. Выплаты по счетам за приобретённые товары и услуги не производятся обычно сразу в момент их получения. Как отмечалось в предыдущих главах, они могут производиться в разные интервалы времени, иногда превышающие годовой цикл.

Размер необходимого капитала зависит от характера и масштабов деятельности оптового предприятия и размера текущих долговых обязательств. Источниками капитала может быть первоначальное капиталовложение владельца (или акционеров) фирмы, последующие инвестиции, прибыль, получаемая в результате выручки от продаж, а также от вкладов в различные ценные бумаги.

Большая часть финансов при становлении предприятия обеспечивается первоначальным капиталовложением инвестора, владельца фирмы. При развитии и расширении предприятия требуется значительные денежные средства, которые предприниматель часто не может обеспечить за счёт собственных ресурсов.

Выбор источников пополнения капитала определяется исходя из размера недостающих денежных средств, срока их использования и сложившейся рыночной ситуации. Срочное вливание дополнительных денежных средств можно обеспечить за счёт внутренних ресурсов посредством привлечения нераспределённых прибылей, либо внешним финансированием.

Благоприятное финансовое состояние фирмы предполагает наличие денежных средств, достаточных для покрытия текущих затрат фирмы и осуществления необходимых расчётов с кредиторами. Невозможность обеспечить текущие операционные расходы свидетельствует о плачевном состоянии финансов и их неэффективном управлении.

Причина получения незначительных прибылей состоит, как правило, в низких продажных ценах товаров, небольших объёмах товарооборота и больших расходах. Без получения прибылей невозможно покрытие текущих операционных расходов. Привлечение дополнительного капитала может быть реализовано посредством увеличения владельцем фирмы его первоначальных инвестиций, либо финансированием из внешних источников.

Дополнительные вложения капитала обычно необходимы при росте масштабов деятельности, увеличении кредитования потребителей, увеличении объемов закупок. Денежные средства, ожидаемые, но не полученные от дебиторов, нельзя рассматривать как активный капитал, поскольку они не могут быть немедленно направлены на приобретение новых товаров и услуг. Если дополнительный капитал невозможно получить посредством увеличения прибылей за счет внутренних резервов предприятия, следует изыскивать другие источники его получения.

При убыточной деятельности фирмы привлечение капитала из внешних источников финансирования представляется весьма затруднительным,.

Причиной возникновения критических финансовых ситуаций является неэффективное планирование и управление финансами.

Предварительный расчет размера денежных ресурсов позволяет избежать возникновения критических финансовых ситуаций. Расчет денежных средств должен базироваться на данных прогноза разлхгчных сфер деятельности и учитывать результаты предыдущей деятельности. Для эффективности финансового плана следует установить основные критерии, которые будут определять деятельность компании по выполнению поставленных задач. Установление минимального денежного баланса позволяет спланировать потребность в денежных ресурсах, необходимых для покрытия текущих операционных расходов и затрат на воспроизводство товарных запасов. Хотя этот минимум неодинаков для различных компаний и зависит от размера их расходов, он должен быть по крайней мере равен месячным операционным расходам. Минимальный денежный баланс, немного превышающий месячные операционные расходы, считается наиболее оптимальным.

Благоприятное финансовое положение обеспечивает возможность своевременного выполнения оптовым предприятием долговых обязательств. Компания должна планировать текущий денежный баланс из расчета не более 2% от годовых продаж.

Если денежный баланс превышает текущие расходы предприятия, излишек денежных средств следует направлять в другие сферы деятельности для получения максимально возможных прибылей.

36. Это транспорт, передающий на расстояние жидкие, газообразные или твердые продукты по трубопроводам. В нашей стране каждый год   строятся   десятки,   сотни,   даже   тысячи километров новых трубопроводов. Устроен каждый такой трубопровод относительно просто. В землю закладывают чаще всего металлические трубы нужного диаметра, сваривая их в единую нить, через определенные расстояния строят насосные станции, которые поддерживают в трубопроводе необходимое давление, «подталкивают» из пункта А в пункт Б газ, воду или нефть.

Трубопроводы — очень дешевый вид транспорта. Расходы на транспортирование тонны нефти по трубе в несколько раз меньше, чем на перевозку автомобильным или железнодорожным транспортом. И поэтому трубопроводы в наши дни пересекают реки и болота, горные хребты, пустыни, ложатся на морское дно, проходят там, где никогда не было и не будет дорог.

Самые дорогие «детали» этого сооружения — трубы. На них приходится половина стоимости строительства. Поскольку площадь сечения трубы растет пропорционально квадрату диаметра, а расход металла на изготовление трубы — лишь в прямой пропорции, трубопроводы выгоднее строить из труб большого диаметра. Поэтому в последние годы, после того как на заводах была освоена гибка и сварка труб из стального листа, их диаметр стал достигать 1  м и более.

Недавно начали строить трубопроводы и из пластмассовых труб. Такие трубы гораздо меньше весят, дешевле металлических, не боятся коррозии и могут 15—20 лет служить без ремонта. Вот только пока не научились делать такие трубы большого диаметра.

По трубам можно перемещать из одного места в другое не только газы и жидкости, но и, например, уголь или железную руду. Размолотые  в  порошок,   перемешанные  с   водой, эти материалы ведут себя словно жидкость, точно так же перекачиваются насосами по трубам.

Таким образом, трубопроводный транспорт становится соперником железных дорог в перевозке ряда грузов. Все более важную роль играет одна из разновидностей трубопроводного транспорта — пневмотранспорт, который для движения использует сжатый или, напротив, разреженный по сравнению с атмосферой воздух.

Пневматическую почту издавна используют в редакциях некоторых крупных газет, почтамтах, деловых конторах. В трубу закладывают полый цилиндрик с вложенной в него запиской и цилиндрик, подталкиваемый давлением сжатого воздуха, летит к другому концу трубы.

А в 1834 г. англичанин Г. Пинкас запатентовал и первую дорогу, работающую при помощи разреженного воздуха. Она представляла собой наполовину закопанную между рельсами трубу диаметром около 1 м с продольной прорезью, перекрытой каналом-клапаном. Когда насосные станции выкачивали из трубы воздух, под действием атмосферного давления начинал двигаться поршень двухколесной тележки, соединенной с головным вагоном, и увлекал за собой весь поезд. Немного позднее подобная дорога была построена в Нью-Йорке, где она пользовалась большим успехом как увлекательный аттракцион.

В наши дни пневмотранспорту нашлось и более серьезное дело. В Подмосковье и в Грузии недавно начала действовать первая экспериментальная линия контейнерного трубопроводного пневмотранспорта.

Если попросить среднестатистческого человека перечислить виды транспорта, то едва ли среди названных окажется трубопровод. Тем не менее, трубопроводные магистрали предназначены для доставки грузов, поэтому, несмотря на все специфические черты, его можно назвать разновидностью транспорта. Более того, в топливно-энергетическом комплекс трубопроводы являются важнейшей составляющей. Через них доставляется до 20 % процентов нефтепродуктов. Общая протяженность трубопроводных магистралей составляет около 20000 км.

Плюсы:

Минусы:

Существуют также разновидности трубопроводов для твердых грузов – пневомпроводы, но на сегодня они являются очень узкоспециальным видом транспорта.

34. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ (англ. international railway communication) - перевозка пассажиров, грузов, грузобагажа ибагажа между РФ и иностранными государствами, включая железнодорожное сообщение с государствами - участниками СНГ. В соответствии с ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте»** организация перевозок в международном железнодорожном и прямом международном смешанном сообщениях, развитие международных транспортных связей и внешнеэкономическая деятельность осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актамиРФ, международными договорами РФ

33. Международные транспортные коридоры (МТК) — концентрация на генеральных направлениях транспорта общего пользования  (железнодорожного, автомобильного, морского, трубопроводного) и телекоммуникаций.  Концентрация  материальных, финансовых и информационных  потоков, высокое качество  обслуживания и разнообразие  оказываемых услуг обеспечивают ускорение  оборачиваемости  капитала  и синхронизации прохождения товаров, документов и денег в условиях преференциального режима. МТК, состоящие из нескольких транспортных модулей, называют так же мультимодальными (илииитермодальными) транспортными коридорами.  Транспортные коммуникации являются «кровеносными сосудами» мирового хозяйства.  Великие исторические реки, океанские  трассы,  железнодорожные и автомобильные пути,  Всемирная информационная магистраль формируют коммуникационный каркас Земли и создают фундамент межцивилизационного диалога.     Будущее закладывается сегодня и его стратегические ориентиры необходимы для выработки  современных решений. Попытаемся на основе многочисленных проектов  выделить  тенденции  и направления  формирования коммуникационного каркаса  Евразийского континента. Здесь развернутся основные события  по созданию трансконтинентальных транспортных коридоров между  мировыми полюсами  экономического и технологического  развития в Западной Европе, АТР и Северной Америке.

Международные транспортные коридоры (МТК)  концентрируют на генеральных направлениях транспорт общего пользования  (железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный) и телекоммуникации.  Концентрация  материальных, финансовых и информационных  потоков, высокое качество  обслуживания и разнообразие  оказываемых услуг обеспечивают ускорение  оборачиваемости  капитала  и синхронизации прохождения товаров, документов и денег в условиях преференциального режима.  В будущем на  Евразийском континенте развернутся основные события  по созданию трансконтинентальных транспортных коридоров между  мировыми полюсами  экономического и технологического  развития в Западной Европе, АТР и Северной Америке. После падения «железного занавеса» особенно актуальными стали проблемы общеевропейской транспортной  интеграции. Этот стратегический курс Европейского Союза обусловлен открывшимися перспективами  для торговли и экономики, улучшения транспортного сообщения  между Западом и Востоком Европы. По мере расширения  Европейского Союза начали реализовываться планы создания  международных транспортных  коридоров в направлении Восточной Европы. Однако они будут реализованы преимущественно в странах ЦВЕ, ставшими членами ЕС.   Не оправдались надежды  скорого  возрождение Великого шелкового пути.  Геополитическая обстановка на Ближнем и Среднем Востоке не способствует  реализации программы.  Генеральные направления энергетических коммуникаций стали  важным фактором современной геополитики. На евразийском континенте идут геоэкономические войны — борьба за  контроль «энергетических мостов». Для России открываются перспективы  реализации геоэкономических энергетических мостов на Запад и Восток.  Это станет возможным, если российская власть найдет геополитический баланс интересов между  Западом и Востоком, прежде всего Китаем.

32. Транспорт не создает материальных богатств. Однако его работа осуществляет все экономические процессы, связанные с перемещениями в пространстве объектов, людей и информации. Мировое хозяйство начало формироваться вместе с появлением современных видов транспорта и развивалось вместе с развитием транспорта. Иными словами, без транспорта невозможна работа отраслей материального производства. Поэтому транспорт относится к отраслям этой сферы мирового хозяйства. Совокупная доля услуг транспорта и связи в мировом валовом продукте оценивается в 8-11%.

В среднем за год на нашей планете перевозится более 1 трлн пассажиров и около 100 млрд т грузов. Протяженность сети дорог в мире превышает 34 млн км, из которых 24 млн - это автомобильные дороги. Перевозки осуществляет огромный парк подвижного состава. Он включает более 10 тыс. самолетов, 40 тыс. морских судов, 200 тыс. локомотивов, 660 млн автомобилей. Основным показателем работы транспорта является грузооборот.

Он зависит от веса перевезенных грузов и расстояния, на которое они были перемещены. Единицей измерения грузооборота является тонно-километр (т · км)12. По грузообороту лидируют США, Китай и Россия, то есть страны, имеющие огромные размеры и развитую материальную сферу хозяйства. В настоящее время мировой грузооборот составляет примерно 50 трлн т · км. Сравните: в 1950-е годы этот показатель составлял всего 7 трлн т · км. В мировом грузообороте лидирует морской транспорт. На его долю приходится более 61% перевозки грузов. Причем в течение второй половины XX века эта доля постоянно росла. Например, в 1950 году она лишь немного превышала 50%. На втором месте по грузообороту находится железнодорожный транспорт. Его доля, напротив, снизилась в ХХ веке более чем вдвое - с 31 до 15%.

За ХХ век удельный вес трубопроводного транспорта увеличился почти в три раза и приблизился к 12%. Значение автомобильного транспорта также возросло. Этот вид транспорта перевозит 9,5% всех грузов. Более чем в два раза сократилась доля внутреннего водного транспорта - с 5,6 до 2,6%. Что касается воздушного транспорта, то его роль в мировом грузообороте всегда была крайне мала.

В пассажирообороте ситуация иная. С большим отрывом лидирует автомобильный транспорт. На его долю приходится более 80% мировых пассажирских перевозок. Доля железнодорожного транспорта несколько превышает 10%, а воздушного - приближается к этому показателю. Но в международных пассажирских перевозках воздушному транспорту принадлежит ведущая роль.

Доля же всех видов водного транспорта, вместе взятых, невелика и не превышает 1% мирового пассажирооборота. В территориальной структуре мировой транспортной сети выделяются три ведущих региона: Северная Америка, где находится 30% общей протяженности мировых путей сообщения; Западная Европа, лидирующая по густоте дорожной сети, и территория СНГ, где максимален грузооборот наземных видов транспорта.

Перспективы развития мирового транспорта связаны с увеличением доли электрифицированных высокоскоростных железнодорожных магистралей, строительством автомобильных дорог с твердым покрытием, развитием сети трубопроводов больших диаметров и т.д. Важным направлением совершенствования работы транспорта является его контейнеризация (использование для перевозки грузов стандартных контейнеров). Контейнеры универсальны и могут быть использованы для перевозки грузов любым современным видом транспорта. Контейнеризация позволяет в несколько раз увеличивать производительность работы транспорта, особенно за счет погрузочно-разгрузочных работ.

Использование контейнеров создает условия для организации смешанных перевозок с участием удобных или выгодных в данный момент видов транспорта. Переход к использованию контейнеров даже получил название "контейнерная революция". За счет контейнеризации увеличивается количество трансконтинентальных контей- нерных "мостов", по которым осуществляется транспортировка грузов различными видами транспорта. В настоящее время наиболее активны два таких "моста": между Западной Европой и Японией, а также между Японией и тихоокеанским побережьем США. Главным звеном первого из этих мостов является Транссибирская магистраль. Использование этого моста на 20% сокращает стоимость перевозок из Европы в Японию по сравнению с доставкой грузов морским транспортом через три океана. Этот "транссибирский мост" начал действовать по линии Роттердам - Иокогама с 1970 года.

Постепенно формируются и другие "транспортные мосты". Перспективен вариант транспортировки грузов между Европой и Японией через Атлантический и Тихий океаны с использованием наземного транспорта по территории США.

Уважаемый посетитель сайта естественных и социально-гуманитарных наук! Помни, что пользуясь нашими шпаргалками, лекциями, семинарами и конспектами, Вы автоматически соглашаетесь с достоверностью данных на нашем образовательном сайте. Следует помнить и учитывать, что наш образовательный ресурс описывает основные научные данные о той или иной науке. Поэтому, будьте готовы к тому, что педагог, который Вас обучает может не согласиться с Вашей точкой зрения, ведь сколько людей, работающих в сфере науки - столько и мнений

31. Классификация МВФ МВФ — это организация, представляющая 184 страны. Целями его работы являются укрепление международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, обеспечение финансовой стабильности, развитие международной торговли, содействие высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращение бедности. Классификация стран в издании «Перспективы развития мировой экономики» делит мир на две основные группы: страны с развитой экономикой и страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны. [22]  Эта классификация, не основанная на каких-либо строгих экономических или иных критериях, претерпевала изменения с течением времени, с тем чтобы облегчить проведение анализа путем достаточно содержательной организации данных. В данных [Приложение Б] представлен обзор этих стандартных групп в «Перспективах развития мировой экономики», показывающий число стран в каждой группе и средние за 2008 год доли соответствующих групп в агрегированном ВВП, оцененном на основе ППС, в совокупном экспорте товаров и услуг и в численности населения. В настоящее время несколько стран не включено в эти группы, либо по причине того, что они не являются членами МВФ и он не ведет наблюдение за состоянием их экономики, либо потому что разработка баз данных по этим странам пока еще не завершена окончательно. Из-за ограниченности данных в составные показатели по группам не включаются следующие страны: Исламская Республика Aфганистан, Босния и Герцеговина, Бруней-Даруссалам, Ирак, Зимбабве, Либерия, Сербия, Сомали, Тимор-Лешти, Республика Черногория и Эритрея. Демократическая Республика Корея и Куба представляют собой примеры стран, не являющихся членами МВФ, а Сан-Марино, как страна с развитой экономикой, и Аруба, Маршалловы Острова, Федеративные Штаты Микронезии и Палау, в числе развивающихся стран, представляют собой примеры стран, по которым не была завершена разработка баз данных. [17] Каждая группа делится на подгруппы. В группу основных промышленно развитых стран входят подруппы «Большой Семерки», стран зоны евро и новые индустриальные страны. Всего данная группа объединяет 29 стран. [15, с112] Группа «Другие страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны» включает 143 страны. Из них МВФ выделяет 33 с формирующимися рынками, под которыми понимаются финансовые рынки стран, которые еще не достигли полного развития, но широко доступны для иностранных инвесторов. Остальные страны, заметно различающиеся по многим экономическим признакам, разделяются на подгруппы по географическому, аналитическому и финансовому критериям. По географической принадлежности выделяют следующие региональные группы: Африка, ЦВЕ, СНГ, развивающаяся Азия, Ближний Восток, Западное полушарие.  В региональной классификации МВФ Египет и Ливия относятся к странам Ближнего Востока, а не к Африке. В связи с большой аналитической значимостью выделяют еще три региональные подгруппы: «Африка к югу от Сахары», «Африка к югу от Сахары за исключением Нигерии и Южной Африки», «Азия за исключением Китая и Индии».  По аналитическому критерию выделяют две подгруппы: экспортеры топлива и экспортеры нетопливных продуктов. По финансовому критерию страны подразделяются на нетто-дебиторов и нетто-кредиторов. Классификация Всемирного Банка Всемирный банк — международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов. Условием членства во Всемирном банке является членство в МВФ, то есть каждая страна-член МБРР должна прежде стать членом МВФ. Только те страны, которые являются членами МБРР, могут быть членами других организаций, входящих в Группу Всемирного банка. [25] Международный банк реконструкции и развития состоит из 186 стран-членов. Последней (18 января 2007 года) принятой страной была Черногория. Но при этом в классификации Всемирного Банка учитываются страны, имеющие население более 30 тыс. человек.  Всего учитываются 210 стран. Всемирный банк классифицирует экономики стран с низким доходом, средним доходом (подразделяется на ниже среднего и выше среднего), или с высоким уровнем дохода. Основным критерием для классификации стран является валовой национальный доход (ВНД) на душу населения. Также используются другие аналитические группы, на основе географических регионов и уровень внешнего долга.  ВНД на душу населения, покупательная способность граждан, часто используется в качестве меры по обеспечению благосостояния народа.  Но классификации по доходам, не обязательно отражают состояние развития страны. Необходимо иметь в виду, что некоторые страны с предвзятым распределение доходов может иметь относительно высокий показатель на душу населения ВНП, а большинство ее жителей не имеют относительно низкий уровень доходов, за счет концентрации богатства в руках небольшой части населения. Всемирный Банк выделяет группу          «бедные страны с высокой внешней задолжностью», которая включает 40 беднейших стран мира.  Также Всемирный Банк разделяет страны по регионам: Aфрика, Восточная Азия и Тихоокеанский регион, Eвропа и Центральная Азия, Латинская Америка и Карибский бассейн, Ближний Восток и Северная Африка, Южная Азия.  Классификация ООН Организа́ция Объединённых На́ций, ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. ООН включает 192 государства ( 28 июня 2006 Черногория вступила в ООН). Данная организация использует несколько классификаций по различным критериям (в том числе классификацию Всемирного Банка).  [4, с51] Одна из классификаций стран мира подразделяет по макрогеографическим регионам и континентам, применяемая для целей статистики в ООН в соответствии с документом «Стандартные коды стран или районов для использования в статистике», разработанным Секретариатом ООН: -      Европа (Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа) -      Азия (Западная Азия, Центральная Азия, Южная Азия, Восточная Азия, Юго-Восточная Азия) -      Африка (Северная Африка, Западная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка) -      Америка (Северная Америка, Центральная Америка, Карибский бассейн, Южная Америка) -      Австралия и Океания (Австралия и Новая Зеландия, Меланезия, Микронезия, Полинезия) Данные регионы разделяются на развитые и развивающиеся регионы. К развитым относятся Европа, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия и Япония, к развивающимся — Африка, Америка (за исключением Северной Америки), Азия (за исключением Японии), страны Карибского бассейна, а также страны Океании ( за исключением Австралии и Новой Зелендии). Страны Восточной Европы и СНГ рассматриваются отдельно как страны с переходной экономикой.

ЮНКТАД

ЮНКТАД (англ. UNCTAD, United Nations Conference for Trading and Development — Конференция ООН по торговле и развитию) — орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Создан в 1964 г. и насчитывал в 1996 г. 168 стран-членов. Основные задачи — содействие развитию международной торговли, равноправного взаимовыгодного сотрудничества между государствами, выработка разносторонних рекомендаций по функционированию международных экономических отношений. Резолюции, заявления ЮНКТАД имеют рекомендательный характер. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции. Высший орган ЮНКТАД — Конференция и Совет по торговле и развитию, в рамках которого работают шесть комитетов.