logo search
История для заочников, готовая методичка

Методические рекомендации

При всех различиях и конкретных особенностях истории от­дельных европейских стран в эпоху Средневековья их объединя­ли главные устои общества того времени. У европейцев сложи­лось сходство в образе жизни, разделении прав и обязанностей людей, в сословном строе, формах государства, в религии и куль­туре, в типах поселений.

В эпоху Средневековья Европа обрела историко-культурное единство. Именно в Средние века был сделан первый важный шаг на пути к созданию «общего европейского дома».

Пирамиду средневекового общества венчал монарх. Затем шли привилегированные сословия – светские дворяне и церков­нослужители, владельцы земельной собственности и зависимых крестьян, обязанные службой сеньору или Господу. Ниже распо­лагались горожане и зависимые крестьяне, занятые «простым» трудом, обязанные налогами государству или повинностями гос­подам. Совсем низко стоял бездомный люд – батраки и слуги, поденщики, нищие, артисты. И хотя образ жизни, обычаи, по­литические устои и культурные навыки жителей разных конти­нентов во многом, иногда весьма существенно, различались, такая общественная « пирамида сословий и групп » была характерна для всех средневековых стран. Повсюду объем и характер собственности на землю был неразрыв­но связан с властью, правами, престижем. Повсюду за землю и власть шли кровавые войны.

Получили развитие мировые религии. Окончательно оформи­лись христианская церковь и ее религиозное учение, в ней вы­делились католическая, православная церкви. На Ближнем Во­стоке возник ислам, широко распространившийся в мире. Цер­ковь и религии играли огромную политическую и культурную роль в жизни людей.

Были заложены основы современных наций. Образовались го­сударства, существующие и поныне: Англия, Франция, Россия, Польша и другие. В Средние века выросло и большинство извес­тных европейских столиц. В Западной Европе господствовали мо­нархи, но тогда же зародилась и современная демократия. В ряде стран возникли выборные представительные учреждения – пар­ламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, где население (пока лишь его зажиточные группы) могло отстаивать свои интересы перед властью. В европейских городах сложились выборные городские советы, а также цехи, гильдии, университеты с избранными руководителями; крестьянские общи­ны решали общие сельские дела и противостояли помещикам.

В Византии было сохранено римское право. Соединившись в Европе с обычаями свободных германцев, оно послужило основой не только для законов средневековых феодальных гocy­дарств, но и буржуазного права Нового времени. Возник суд при­сяжных, который во многих странах и поныне применяется при разборе важных дел.

Человечество существенно продвинулось в развитии орудий труда и хозяйства, научилось выращивать много новых культур, улучшать породу скота. Мускулы человека и животных в ряде ра­бот были вытеснены механизмами. Стали применяться водоотка­чивающие и подъемные приспособления, ветряные и большие во­дяные мельницы.

Появились доменные печи и станки для обра­ботки металла. Для развития военного дела решающее значение имело изобретение пороха и огнестрельного оружия.

Люди сделали важные открытия в химии, математике и механике, астрономии, анатомии и медицине. Они научились лечить не­которые тяжелые болезни, построили больницы и родильные дома.

Со времен Средних веков люди стали пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, вилками, мылом, очками, пуговицами, механическими часами. В мореплавании стали применять компас и другие приборы, научились строить более совершенные корабли. К концу эпохи европейцы открыли для себя Америку и другие континенты. Сме­лые путешественники обследовали значительную часть суши, мо­рей и океанов. Кругозор людей неизмеримо расширился, как и их вера в свои силы.

В жизнь человека вошли многие достижения духовной куль­туры. Появилась печатная книга. Были открыты университеты и множество школ разных типов. Архитекторы возводили гран­диозные сооружения. Построенные в Средние века храмы, рату­ши, крепости, жилые дома до сих пор украшают Париж и Лон­дон, Венецию и Мадрид, Дели и Пекин.

Сложились языки многих народов: английский, французс­кий, немецкий, испанский, итальянский, чешский и другие (в их средневековых диалектах). На этих языках и на латыни была со­здана великая литература. Летописцы и историки запечатлели прошлое своих народов. Поэты сочинили героические поэмы и рыцарские романы, в которых прославили мужество, верность и честь. Миннезингеры, трубадуры и ваганты создали бессмертные шедевры любовной поэзии. В житиях и религиозной поэзии были даны нравственные примеры праведной жизни. Живописцы и скульпторы создали гениальные произведения, раскрывающие душевную и телесную красоту человека и мира.

Средневековые философы и богословы, размышляя о Боге и человеке, смогли поставить перед человечеством вечные вопросы, которые волнуют нас и до сих пор: что есть истина? В чем смысл жизни человека? Как устроен мир, каковы законы его движения?

Сложившееся на восточной оконечности европейского континента Древнерусское государство сыграло выдающуюся роль в формировании облика средневековой Европы в целом. Оно влияло в IX – XI веках на положение Византии, Хазарского каганата, Болгарских государств на Волге и Балканах, прикрывало Центральную и Западную Европу от кочевников-печенегов и половцев, а в XIII веке защитило Европу от монгольской агрессии. Своей борьбой с немецкими рыцарями надолго изменило соотношение сил в Прибалтике и Северной Европе. Российский тип эволюции имел свои особенности.

Российский феодализм был менее расположен к обществен­ному прогрессу. Ему были присущи более деспотические формы монархии, чем в Европе. Средневековое население (господ­ствующий класс и простолюдины) находилось в большей, чем на Западе, зависимости от верховной власти. Степень эксплуа­тации крестьянства была исключительно высокой. Произошла длительная, на несколько столетий, консервация личной крепостной зависимости крестьян.

Российский тип эволюции феодальной земельной собственности также был специфичен. Частнособственническое земле­владение дворянства никогда не было преобладающей формой земельной собственности. Основной тенденцией была система «государственного феодализма», при которой верховная собст­венность на землю оставалась у государства, а феодальное зем­левладение даровалось государством и обусловливалось служ­бой царю. Крестьяне являлись «держателями» земли с обяза­тельными перед государством налогами, оброком и повинностями. В отдельных регионах в определенные эпохи такая «государственная земля» могла превращаться в фактическую собственность «государственных крестьян». Специфические черты феодального землевладения в России не способствовали сколько-нибудь твердым позициям института частной собст­венности на землю.

Прочным заслоном на пути развития част­ной собственности стояла сельская община. Таким образом, особенностью российского типа феодализма являлось традиционно слабое развитие частной земельной собственности и индивидуальной хозяйственной деятельности крестьянства.

Исследователи считают, что в условиях «запаздывающего» типа исторической эволюции процесс обуржуазивания россий­ского общества оказался незавершенным.

Для России характерна перестановка фаз генезиса капита­лизма. Если в странах Европы буржуазно-аграрный переворот предшествовал буржуазным революциям, то в России аграрный сектор оставался, по сути, феодальным вплоть до 1917 г. Лишь после реформы 1861 г. начали появляться зачатки аграрного рынка, а крестьянство во многом еще оставалось зависимым от помещичьих латифундий.

В конце XII века Киевская Русь вступила в период феодальной раздробленности.

На территории Киевской Руси образовалось несколько самостоятельных крупных княжеств. Наиболее значительные из них: Владими­ра-Суздальское, где утвердились Мономашичи (потомки Юрия Долгорукого, основателя Москвы, сына Владимира Мономаха), Галицко-Волынское, которым владела одна из линий Мономашичей, и Новгородская боярская республика. Таким образом, раннефеодаль­ную монархию сменила феодальная раздробленность, ставшая законо­мерным этапом развития Древней Руси.

Наиболее сильным княжеством на Руси стало Владимиро-Суздальское. Сначала оно называлось Ростово-Суздальским, а поскольку оно было хорошо защищено от внешних врагов естественными преградами – реками и лесами, его часто называли Залесским краем. Зависимость этих земель от Киева прекратилась с приходом к власти Юрия Долгорукого (1132 – 1157). Его сын и преемник Андрей Боголюбский подверг Киев трехдневному страшному погрому и объявил столицей нового великого княжества свой стольный град Владимир. Центр русской политической жизни переместился на северо-восток. Здесь начался процесс утверждения единовластия.

Один из наиболее значимых периодов в русской истории – время борьбы русских земель с монголо-татарами.

Монгольские племена занимали огромные пространства от Великой Китайской стены до озера Байкал. «Монголы» и «татары» ­названия двух из этих племен. К началу ХII в. племена были объединены в одно госу­дарство умным и жестоким правителем Те­мучином. В 1206 г. на съезде монгольских вождей (курултае) он был провозглашен ве­ликим ханом – Чингисханом. Его хорошо вооруженная, дисциплинированная и под­вижная армия приступила к завоеванию со­седних стран и народов. В 1207–1215 гг. бы­ли захвачены часть Сибири, Китай, в 1219–1221 гг. – Средняя Азия. Отсюда полко­водцы Чингисхана двинулись на Кавказ, разбили грузин, овладели Дербентом и че­рез горные ущелья Северного Кавказа выш­ли в южнорусские степи, вторглись в Крым. В 1223 г. половцы обратились к русским князьям с просьбой помочь им отбить наше­ствие монголов, но в решающем сражении на реке Калке, недалеко от побережья Азовско­го моря, союзники, действовавшие несогла­сованно, были разбиты. Монголы вторглись в Волжскую Булгарию, но потерпели здесь ряд поражений. В 1225 г. Чингисхан вернул­ся в свою столицу правителем огромной заво­еванной империи.

В 1227 г. Чингисхан умер, разделив тер­риторию своей державы между сыновьями на четыре удела (улуса). В 1235 г. на курул­тае было принято решение о завоевании Ев­ропы. Возглавил поход внук Чингисхана Бату (Батый), правивший тогда самым за­падным улусом. Сначала были разгромлены волжские болгары, а зимой 1237 г. Бату вторгся на Русь. Политическая раздроблен­ность русских земель помешала княжествам объединиться для отпора завоевателям. Один за другим были взяты и разорены го­рода Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Тверь, Кострома, на ре­ке Сить была разбита дружина владимирского князя Юрия Всеволодовича. Северо-Вос­точная Русь оказалась под властью монголов. Захватчики не дошли до Новгорода 100 км и повернули обратно в степи – ожес­точенное сопротивление русского народа за­ставило их заняться пополнением своего войска и подготовкой нового похода.

В 1239 г. Батый двинул· свою армию на за­воевание Южной Руси. Овладев в 1240г. Киевом, монголы прошли через Галицко-Волынское княжество и вторглись в Европу. Однако обескровленные в борьбе с Русью, они начали терпеть поражения, и Батый решил повернуть на восток. Он остановился в низовьях Волги, где основал столицу – Са­рай, ставшую центром фактически самостоя­тельного государства – Золотой Орды. Русь сделалась северной провинцией этого госу­дарства. Батый лично назначал великого князя, вручая ему специальную грамоту-ярлык на княжение. Для того чтобы никто из русских князей не усиливался, ханы Зо­лотой Орды постоянно стравливали их друг с другом; поддерживали слабейших; неугод­ных убивали. На Русь была наложена дань, которую первоначально собирали ордынские отряды во главе с баскаками, затем – сами русские князья. Для контроля за ее уплатой была проведена перепись населения.

Источники упоминают 14 видов ордынских «тягосте», в том числе: «выход», «царева дань», торговые сборы «мыт» и «тамга» (отсюда слово «деньга»), извозные повинности «ям» и «подводы», «корм» на содержание ордынских послов, «дары» и «почестья» хану и его окружению плюс единовременные «запросы».

Монголо-татарское иго представляло собой сложную, менявшуюся во времени систему, главной целью которой было использование экономического, культурного, военного потенциала Руси в интересах Золо­той Орды. Русь несла колоссальные экономические потери. По дан­ным В.Б. Кобрина, 49 городов были разорены, 15 из них стали селами, а 14 не восстали из пепла. Расхищались материальные и художествен­ные ценности, веками копившиеся в городах. Разрушение городов стало ударом по демократическим институтам Руси. К середине XIV в. вече в городах Руси (за некоторыми исключениями) перестали существовать. Уменьшение количества и роли городов привело к сни­жению сопротивления игу, так как только города противостояли мон­голам (особенно первые 100 лет). Вследствие упадка городов в поли­тической структуре возросло значение крупных земельных поместий. Если раньше политическая жизнь концентрировалась вокруг городов, то теперь князья, ограниченные в политических правах, занялись управлением своими поместьями.

Сократилась торговля, пришли в упадок знаменитые водные пути. Ремесленники работали не на рынок, а на ханов и княжеский двор. Вообще иго стало ударом по традиционным российским ремеслам: ис­чезла перегородчатая эмаль, глазированная полихромная керамика, остановилось производство скани, черни, было утрачено искусство резьбы по камню. На 100 лет прекратилось каменное зодчество. Pyсские мастера принудительно использовались для строительства и ук­рашения городов Золотой Орды.

Историки многие годы ведут споры о степени влияния монголо-татарского ига на развитие Руси. Все мнения можно разделить на несколько групп. Первая исходит из того, что монгольское нашест­вие, принеся стране разорение, вызвало задержку развития, но не повлияло радикальным образом на многие стороны жизни нaселе­ния, не изменило общий ход исторического движения вперед. М.С.Соловьев отрицал важность монгольского влияния на внутреннее развитие Руси. В.О. Ключевский ограничивался общими замечаниями о положительной роли политики ханов в объединении Руси, отмечая их незначительное в целом влияние на Русь. На сход­ных позициях стояли С.Ф. Платонов, М. Н. Покровский. Видный со­ветский историк, академик Б. Д. Греков утверждал, что русское госу­дарство было создано не при помощи татар, а в процессе тяжелой борьбы русского народа против монгольского ига. Петербургский ученый Р. Г. Скрынников полагает, что влияние монгольского наше­ствия на исторические судьбы русского народа не следует преувели­чивать, поскольку предпосылки отставания Руси сложились раньше и были связаны с наследием античной эпохи. В стране отсутствова­ла высокая агрокультура, было мало распаханных земель. К тому же влияние Византии было ограниченным.

Вторая позиция наиболее ярко представлена в работах Л.Н. Гуми­лева. Поход монголов на Русь он называет грандиозного масштаба на­бегом из числа тех, которые кочевавшая Степь совершала на восточ­нославянские земли. Ни о каком монгольском завоевании на Руси не может быть и речи. Гарнизонов монголы не оставили, своей постоян­ной власти и не думали устанавливать. Поэтому русским городам не было смысла вести военные действия, тем более что с северных рус­ских княжеств монголы 20 лет не собирали дани. Говоря о цивилиза­ционном симбиозе Руси и Степи, он подчеркивал, что те русские княжества, которые отказались от союза с татарами, были захвачены частично Литвой, частично Польшей и судьба их была очень печаль­ной.

В рамках западноевропейского суперэтноса русичей ждала участь людей второго сорта. Третья точка зрения сводится к тому, что монголо-татары оказали большое влияние на политическую и социальную организацию рус­ских, на формирование Московского государства, на славянский мен­талитет. Н.М. Карамзин заявлял, что Москва обязана своим величи­ем ханам, что пресечение политических свобод в стране – следствие монгольского влияния, которое привело к ужесточению нравов обще­ства. О значительном влиянии «татарщины», писали Н.И. Костома­ров, Н.П. Загоскин. Известный русский ученый-эмигрант Г.В. Вер­надский, убежденный сторонник точки зрения о значительности монгольского влияния на Русь, полагал, что монгольское нашествие прямо или косвенно способствовало росту абсолютизма и крепостничества в России. Самодержавие и крепостное право стали той ценной, которую русский народ должен был заплатить за национальное выживание.

В последние годы часть исследователей утверждает, что монголь­ское иго роковым образом повлияло на политическую сферу Руси, поскольку оно остановило движение к единому государству по образ­цу западноевропейских стран. Монголы склоняли русских князей к сотрудничеству, требовали от них «поминок» (подарков), подавали примеры произвола, продажности, отсутствия правосудия. В итоге русское самодержавие сложилось под влиянием деспотизма монгольских правителей.

Давая общую оценку монгольскому нашествию, нужно отметить, что в эпоху, когда страны Западной Европы в целом успешно и всесторонне развивались, Россия, терзаемая монголами, по словам Карамзина, напрягала силы свои единственно для того, чтобы не исчезнуть: России было не до просвещения. Это была первая в истории страны национальная катастрофа, связанная с дезорганизацией, распадом государственности. Монгольское иго на 240 лет законсервировало феодальную раздробленность страны, определило ее отставание от развитых стран Европы, которые Русь спасла ценой собственных бед и унижений.

Монгольский период стал Рубиконом в истории России, перейдя который она, по мнению ряда историков, окончательно отошла от За­пада. Именно эпоха ордынского господства на Руси создала предпо­сылки для решительного разделения Европы на две части. Этот про­цесс завершился в XIV – XV столетиях.

Степь веками была особым фактором русской истории. После монгольского нашествия она окончательно превратилась в архетип всего враждебного, темного, разрушительного, в символ противостоя­ния Руси кочевым цивилизациям Востока. Вместе с тем Степь при­внесла в русскую историческую жизнь проблему «внутреннего Восто­ка», т.е. сформировала определенные черты политического сознания, деспотичный характер властных традиций.

В рассматриваемом периоде Руси пришлось столкнуться со сложной геополитической ситуацией. С одной стороны, монголо-татарское нашествие, с другой – «дранг нах Остен» («натиск на Восток») приводят к тому, что судьбы древнерусских земель начинают расходиться.

Вторым центром притяжения древнерусских земель стала Литва. Основателем Литовского государства считается князь Миндовг (1230–1262). Уже в годы его правления начинается захват земель За­падной Руси. Первоначально в состав Литовского княжества вошли территории Черной Руси, некоторые части Полоцкой и Турово – Пинской земель. Литовские князья утверждаются на рус­ских княжеских «столах», как когда-то Рюриковичи, принимая кре­щение в православии, освоив русский язык и славянскую культуру. С XIV в. к Литве присоединятся земли, составлявшие костяк Киевской Руси: Полоцкая, Смоленская, Киевская, Чернигово-Северская, Во­лынская, Подолье. Борьба за Галичину окончилась победой Польши. Собственно литовцев в этом огромном государстве было явное меньшинство, и держалось оно не столько на военной силе, сколько на стремлении русских получить защиту от монгольского ига. Во внут­реннюю жизнь этих территорий, бывших самостоятельных феодаль­ных образований, литовские князья почти не вмешивались. Активные попытки централизации государства начались в XIV в.

Однако в геополитическом отношении в развитии молодого госу­дарства было заложено противоречие, которое со временем сущест­венно изменило его историю. В XIV в. перед Литвой встала проблема религиозно-политического выбора, Князь Ольгерд (1345–1377), ко­торого иногда называют собирателем русских земель, так сформули­ровал свою политическую стратегию: «Вся Русь должна принадле­жать Литве». Ее осуществление привело бы к созданию Литовско-­Русского государства. Но история распорядилась по-своему. Борьба против немецко-рыцарской агрессии обернулась сближением Литвы и Польши. Начинается весьма неоднозначный процесс полонизации и католизации Великого княжества Литовского. В 1385 г. между Литвой и Польшей была заключена династическая (брак литовского князя Ягайло с польской королевой Ядвигой) и государственная Кревская уния. Литва приняла католичество, русские земли остались православными. В 1569 г. по Люблинской унии Польша и Литва объ­единились в Peчь Посполитую с сохранением за Литвой значитель­ных элементов самостоятельности. Следствием объединения стало ополячивание украинских и белорусских земель. В 1569 г. часть православных епископов на церковном соборе в Бресте подписала унию с римским папой, по которой при сохранении православных об­рядов и богослужения на славянском языке униатская церковь при­знавала своим главой римского папу.

Русское наследие Литовского государства стремилось к собственной государственности, на что указывает ряд исторических источников. Но разобщенность, отсутствие единства действий западнорусских городских общин не способствовали объединению. Если бы русское государство здесь возникло, оно, скорее всего, было бы более демократично, чем создаваемая Московская Русь. Западные земли в большей мере сохранили древнерусские общинные демократические традиции.

Московские князья стремились избегать столкновений с могущественной Литвой, не ставя себе задач за пределами сферы московского влияния. Москва XIV в. была неспособна помешать успехам Гедиминовичей на юге и западе Руси, однако ей хватило сил сохранить свою самостоятельность и воспрепятствовать завершению объединения русских земель вокруг Вильно. А в конце XV в. правнук великого литовского князя Витовта московский князь Иван III начнет отнимать у Литвы бывшие древнерусские земли.

Процесс объединения земель и создания Русского централизованного государства был долгим и сложным. Формально главой князей и территориально-политических образований Северо-Восточной и Северо-Западной Руси был великий князь Владимирский. Именно с борьбой за великое княжение Владимирское связан процесс государственного объединения Великороссии. Восстановление Руси после нашествия Батыя наиболее активно проходило в пределах древней Владимиро-Суздальской земли.

К концу XIV в. борьбу за великокня­жеский престол вели Тверское, Москов­ское, Рязанское и Суздальско-Нижегород­ское княжества. Ярлык хана давал и охра­нял власть над всей Русью. Постепенно все более видное место в политической борьбе стало играть Московское княжество.

Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского – Даниил Александрович (1276–1303). При нем княжество начинает быстро расти. Расширение территории шло за счет «примыслов» (захватов), завещаний, покупки земель.

В итоге московское княжество стало одним из самых крупных в Северо-Восточной Руси. В него устремились жители южных, западных и восточных территорий, искавшие в московском залесье защи­щенные места для проживания. Москва принимала всех – и русских, и литовцев, и татар, и половцев, брала их на службу, учитывая дело­вые качества. Еще при Иване Калите, подчеркивал Л.Н. Гумилев, важ­нейшим принципом строительства государства стал принцип этничес­кой терпимости. Сыграла свою роль и политическая близорукость Золотой Орды, которая не сумела вовремя увидеть главную для себя опасность со стороны Москвы. Нельзя не обратить внимания и на сочувствие, проявленное к Москве русским боярством, всегда стремившимся встать на сторону сильного и удачливого. Согласно социальной версии, уси­ление Москвы произошло вследствие относительного спокойствия в сплоченной и сильной княжеской семье, в которой не было усобиц. У московских князей детей было немного, и укоренилось правило наделять перед своей смертью старших сыновей большим уделом.

Началом возвышения княжества считается 1301 год, когда Даниил отвоевал у Рязани Коломну. Затем Иван Данилович Калита, подавивший антиордынское восстание в Твери (1327), полу­чил ярлык на великое княжение и право со­бирать дань. Хотя корыстные цели для Калиты были важнее общерусских интере­сов, он все же способствовал укреплению Ру­си, при нем прекратились бесчинства ордын­ских отрядов. Сыновья Калиты – Семен Гордый и Иван Красный – продолжили по­литику отца, сумели устоять в борьбе с Тверью, Новгородом, Рязанью, Литвой, Ли­вонией.

В конце XIV в. Москва закрепила за собой роль центра объединения русских земель. В 1375 г. московский князь Дмитрий Ива­нович заставил тверского князя отказаться от ярлыка на великое княжение и признать старшинство московского князя. К этому времени Золотая Орда была ослаблена внут­ренними раздорами. Власть в ней захватил военачальник Мамай. Он не был потомком Чингисхана, и в 1374 г. Дмитрий Иванович отказался платить дань Орде. В 1378 г. по­сланный Мамаем карательный отряд был разгромлен на реке Воже. Тогда Мамай под­готовил большое нашествие, «как при Ба­тые». Москва выступила центром сбора рус­ской рати из разных земель. Два больших войска встретились на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Исход кровопролитного сражения решил удар засадного полка рус­ских: войско Мамая дрогнуло и обратилось в бегство. Сам Мамай бежал в Крым и там по­гиб. Дмитрий Иванович получил за эту побе­ду прозвище Донской, а позже был причис­лен церковью к лику святых.

Но в 1382 г. свергнувший Мамая «закон­ный» хан Тохтамыш предпринял карательный поход на Москву и восстановил права Ор­ды на сбор дани. Тем не менее, Московское княжество осталось политическим центром Руси – Дмитрий Иванович передал в наслед­ство своему сыну Василию I великокняже­ский престол как собственное владение, не спрашивая на то ханского разрешения.

Политическое объединение Руси завершилось при Иване III (1462–1505) и его сыне Василии III (1505–1533). Крупное и сильное Московское княжество добилось окончательного свержения ордынского ига: в 1476 г. Иван III перестал платить дань Орде, а в 1480 г., когда хан Ахмат выступил против Руси, двинул ему навстречу свое войско. Неделю стояли две рати на противоположных берегах реки Угры (приток Оки), не решаясь начать битву. В конце концов, Ахмат отступил. 11 ноября 1480 г. – окончание «стояния на Угре» – считается датой падения ордынского ига.

Иван III был правителем умным и осторожным, властолюбивым, жестоким и коварным. Он добился подчинения своих основных противников. В 1478 г. была присоединена Новгородская земля, отменено вече, а вечевой колокол вывезен в Москву. Тверское княжество оказалось со всех сторон окружено московскими владениями, и в 1485 г. тверичи признали главенство Ивана III. В том же году Иван объявил себя «государем всея Руси», в официальных документах стало появляться название «Россия». Женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора – Софье Палеолог – как бы утвердила переход к Москве от Константинополя роли центра православия. Россия переняла и государственный герб Византии – двуглавого орла.

В 1497 г. появился общерусский свод законов – Судебник. В нем отразилось начало юридического оформления крепостного права: сроки ухода крестьянина от владельца ограничивались двумя неделями в году (до и после Юрьева дня осеннего – 26 ноября).

Василий III ликвидировал независимость Пскова (1510) и Рязани (1521), отвоевал у Литвы часть земель на западе, в том числе Смоленск. Объединение русских земель в основном было закончено. В состав Русского централизованного государства вошли многие народности: мари, мордва, коми, печора, карелы и др. Возникновение единого многонационального государства положило конец усобицам, сделало страну устойчивой к внешним угрозам, способствовало освоению внутренних земель.