Методические рекомендации
При всех различиях и конкретных особенностях истории отдельных европейских стран в эпоху Средневековья их объединяли главные устои общества того времени. У европейцев сложилось сходство в образе жизни, разделении прав и обязанностей людей, в сословном строе, формах государства, в религии и культуре, в типах поселений.
В эпоху Средневековья Европа обрела историко-культурное единство. Именно в Средние века был сделан первый важный шаг на пути к созданию «общего европейского дома».
Пирамиду средневекового общества венчал монарх. Затем шли привилегированные сословия – светские дворяне и церковнослужители, владельцы земельной собственности и зависимых крестьян, обязанные службой сеньору или Господу. Ниже располагались горожане и зависимые крестьяне, занятые «простым» трудом, обязанные налогами государству или повинностями господам. Совсем низко стоял бездомный люд – батраки и слуги, поденщики, нищие, артисты. И хотя образ жизни, обычаи, политические устои и культурные навыки жителей разных континентов во многом, иногда весьма существенно, различались, такая общественная « пирамида сословий и групп » была характерна для всех средневековых стран. Повсюду объем и характер собственности на землю был неразрывно связан с властью, правами, престижем. Повсюду за землю и власть шли кровавые войны.
Получили развитие мировые религии. Окончательно оформились христианская церковь и ее религиозное учение, в ней выделились католическая, православная церкви. На Ближнем Востоке возник ислам, широко распространившийся в мире. Церковь и религии играли огромную политическую и культурную роль в жизни людей.
Были заложены основы современных наций. Образовались государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Россия, Польша и другие. В Средние века выросло и большинство известных европейских столиц. В Западной Европе господствовали монархи, но тогда же зародилась и современная демократия. В ряде стран возникли выборные представительные учреждения – парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, где население (пока лишь его зажиточные группы) могло отстаивать свои интересы перед властью. В европейских городах сложились выборные городские советы, а также цехи, гильдии, университеты с избранными руководителями; крестьянские общины решали общие сельские дела и противостояли помещикам.
В Византии было сохранено римское право. Соединившись в Европе с обычаями свободных германцев, оно послужило основой не только для законов средневековых феодальных гocyдарств, но и буржуазного права Нового времени. Возник суд присяжных, который во многих странах и поныне применяется при разборе важных дел.
Человечество существенно продвинулось в развитии орудий труда и хозяйства, научилось выращивать много новых культур, улучшать породу скота. Мускулы человека и животных в ряде работ были вытеснены механизмами. Стали применяться водооткачивающие и подъемные приспособления, ветряные и большие водяные мельницы.
Появились доменные печи и станки для обработки металла. Для развития военного дела решающее значение имело изобретение пороха и огнестрельного оружия.
Люди сделали важные открытия в химии, математике и механике, астрономии, анатомии и медицине. Они научились лечить некоторые тяжелые болезни, построили больницы и родильные дома.
Со времен Средних веков люди стали пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, вилками, мылом, очками, пуговицами, механическими часами. В мореплавании стали применять компас и другие приборы, научились строить более совершенные корабли. К концу эпохи европейцы открыли для себя Америку и другие континенты. Смелые путешественники обследовали значительную часть суши, морей и океанов. Кругозор людей неизмеримо расширился, как и их вера в свои силы.
В жизнь человека вошли многие достижения духовной культуры. Появилась печатная книга. Были открыты университеты и множество школ разных типов. Архитекторы возводили грандиозные сооружения. Построенные в Средние века храмы, ратуши, крепости, жилые дома до сих пор украшают Париж и Лондон, Венецию и Мадрид, Дели и Пекин.
Сложились языки многих народов: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский, чешский и другие (в их средневековых диалектах). На этих языках и на латыни была создана великая литература. Летописцы и историки запечатлели прошлое своих народов. Поэты сочинили героические поэмы и рыцарские романы, в которых прославили мужество, верность и честь. Миннезингеры, трубадуры и ваганты создали бессмертные шедевры любовной поэзии. В житиях и религиозной поэзии были даны нравственные примеры праведной жизни. Живописцы и скульпторы создали гениальные произведения, раскрывающие душевную и телесную красоту человека и мира.
Средневековые философы и богословы, размышляя о Боге и человеке, смогли поставить перед человечеством вечные вопросы, которые волнуют нас и до сих пор: что есть истина? В чем смысл жизни человека? Как устроен мир, каковы законы его движения?
Сложившееся на восточной оконечности европейского континента Древнерусское государство сыграло выдающуюся роль в формировании облика средневековой Европы в целом. Оно влияло в IX – XI веках на положение Византии, Хазарского каганата, Болгарских государств на Волге и Балканах, прикрывало Центральную и Западную Европу от кочевников-печенегов и половцев, а в XIII веке защитило Европу от монгольской агрессии. Своей борьбой с немецкими рыцарями надолго изменило соотношение сил в Прибалтике и Северной Европе. Российский тип эволюции имел свои особенности.
Российский феодализм был менее расположен к общественному прогрессу. Ему были присущи более деспотические формы монархии, чем в Европе. Средневековое население (господствующий класс и простолюдины) находилось в большей, чем на Западе, зависимости от верховной власти. Степень эксплуатации крестьянства была исключительно высокой. Произошла длительная, на несколько столетий, консервация личной крепостной зависимости крестьян.
Российский тип эволюции феодальной земельной собственности также был специфичен. Частнособственническое землевладение дворянства никогда не было преобладающей формой земельной собственности. Основной тенденцией была система «государственного феодализма», при которой верховная собственность на землю оставалась у государства, а феодальное землевладение даровалось государством и обусловливалось службой царю. Крестьяне являлись «держателями» земли с обязательными перед государством налогами, оброком и повинностями. В отдельных регионах в определенные эпохи такая «государственная земля» могла превращаться в фактическую собственность «государственных крестьян». Специфические черты феодального землевладения в России не способствовали сколько-нибудь твердым позициям института частной собственности на землю.
Прочным заслоном на пути развития частной собственности стояла сельская община. Таким образом, особенностью российского типа феодализма являлось традиционно слабое развитие частной земельной собственности и индивидуальной хозяйственной деятельности крестьянства.
Исследователи считают, что в условиях «запаздывающего» типа исторической эволюции процесс обуржуазивания российского общества оказался незавершенным.
Для России характерна перестановка фаз генезиса капитализма. Если в странах Европы буржуазно-аграрный переворот предшествовал буржуазным революциям, то в России аграрный сектор оставался, по сути, феодальным вплоть до 1917 г. Лишь после реформы 1861 г. начали появляться зачатки аграрного рынка, а крестьянство во многом еще оставалось зависимым от помещичьих латифундий.
В конце XII века Киевская Русь вступила в период феодальной раздробленности.
На территории Киевской Руси образовалось несколько самостоятельных крупных княжеств. Наиболее значительные из них: Владимира-Суздальское, где утвердились Мономашичи (потомки Юрия Долгорукого, основателя Москвы, сына Владимира Мономаха), Галицко-Волынское, которым владела одна из линий Мономашичей, и Новгородская боярская республика. Таким образом, раннефеодальную монархию сменила феодальная раздробленность, ставшая закономерным этапом развития Древней Руси.
Наиболее сильным княжеством на Руси стало Владимиро-Суздальское. Сначала оно называлось Ростово-Суздальским, а поскольку оно было хорошо защищено от внешних врагов естественными преградами – реками и лесами, его часто называли Залесским краем. Зависимость этих земель от Киева прекратилась с приходом к власти Юрия Долгорукого (1132 – 1157). Его сын и преемник Андрей Боголюбский подверг Киев трехдневному страшному погрому и объявил столицей нового великого княжества свой стольный град Владимир. Центр русской политической жизни переместился на северо-восток. Здесь начался процесс утверждения единовластия.
Один из наиболее значимых периодов в русской истории – время борьбы русских земель с монголо-татарами.
Монгольские племена занимали огромные пространства от Великой Китайской стены до озера Байкал. «Монголы» и «татары» названия двух из этих племен. К началу ХII в. племена были объединены в одно государство умным и жестоким правителем Темучином. В 1206 г. на съезде монгольских вождей (курултае) он был провозглашен великим ханом – Чингисханом. Его хорошо вооруженная, дисциплинированная и подвижная армия приступила к завоеванию соседних стран и народов. В 1207–1215 гг. были захвачены часть Сибири, Китай, в 1219–1221 гг. – Средняя Азия. Отсюда полководцы Чингисхана двинулись на Кавказ, разбили грузин, овладели Дербентом и через горные ущелья Северного Кавказа вышли в южнорусские степи, вторглись в Крым. В 1223 г. половцы обратились к русским князьям с просьбой помочь им отбить нашествие монголов, но в решающем сражении на реке Калке, недалеко от побережья Азовского моря, союзники, действовавшие несогласованно, были разбиты. Монголы вторглись в Волжскую Булгарию, но потерпели здесь ряд поражений. В 1225 г. Чингисхан вернулся в свою столицу правителем огромной завоеванной империи.
В 1227 г. Чингисхан умер, разделив территорию своей державы между сыновьями на четыре удела (улуса). В 1235 г. на курултае было принято решение о завоевании Европы. Возглавил поход внук Чингисхана Бату (Батый), правивший тогда самым западным улусом. Сначала были разгромлены волжские болгары, а зимой 1237 г. Бату вторгся на Русь. Политическая раздробленность русских земель помешала княжествам объединиться для отпора завоевателям. Один за другим были взяты и разорены города Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Тверь, Кострома, на реке Сить была разбита дружина владимирского князя Юрия Всеволодовича. Северо-Восточная Русь оказалась под властью монголов. Захватчики не дошли до Новгорода 100 км и повернули обратно в степи – ожесточенное сопротивление русского народа заставило их заняться пополнением своего войска и подготовкой нового похода.
В 1239 г. Батый двинул· свою армию на завоевание Южной Руси. Овладев в 1240г. Киевом, монголы прошли через Галицко-Волынское княжество и вторглись в Европу. Однако обескровленные в борьбе с Русью, они начали терпеть поражения, и Батый решил повернуть на восток. Он остановился в низовьях Волги, где основал столицу – Сарай, ставшую центром фактически самостоятельного государства – Золотой Орды. Русь сделалась северной провинцией этого государства. Батый лично назначал великого князя, вручая ему специальную грамоту-ярлык на княжение. Для того чтобы никто из русских князей не усиливался, ханы Золотой Орды постоянно стравливали их друг с другом; поддерживали слабейших; неугодных убивали. На Русь была наложена дань, которую первоначально собирали ордынские отряды во главе с баскаками, затем – сами русские князья. Для контроля за ее уплатой была проведена перепись населения.
Источники упоминают 14 видов ордынских «тягосте», в том числе: «выход», «царева дань», торговые сборы «мыт» и «тамга» (отсюда слово «деньга»), извозные повинности «ям» и «подводы», «корм» на содержание ордынских послов, «дары» и «почестья» хану и его окружению плюс единовременные «запросы».
Монголо-татарское иго представляло собой сложную, менявшуюся во времени систему, главной целью которой было использование экономического, культурного, военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды. Русь несла колоссальные экономические потери. По данным В.Б. Кобрина, 49 городов были разорены, 15 из них стали селами, а 14 не восстали из пепла. Расхищались материальные и художественные ценности, веками копившиеся в городах. Разрушение городов стало ударом по демократическим институтам Руси. К середине XIV в. вече в городах Руси (за некоторыми исключениями) перестали существовать. Уменьшение количества и роли городов привело к снижению сопротивления игу, так как только города противостояли монголам (особенно первые 100 лет). Вследствие упадка городов в политической структуре возросло значение крупных земельных поместий. Если раньше политическая жизнь концентрировалась вокруг городов, то теперь князья, ограниченные в политических правах, занялись управлением своими поместьями.
Сократилась торговля, пришли в упадок знаменитые водные пути. Ремесленники работали не на рынок, а на ханов и княжеский двор. Вообще иго стало ударом по традиционным российским ремеслам: исчезла перегородчатая эмаль, глазированная полихромная керамика, остановилось производство скани, черни, было утрачено искусство резьбы по камню. На 100 лет прекратилось каменное зодчество. Pyсские мастера принудительно использовались для строительства и украшения городов Золотой Орды.
Историки многие годы ведут споры о степени влияния монголо-татарского ига на развитие Руси. Все мнения можно разделить на несколько групп. Первая исходит из того, что монгольское нашествие, принеся стране разорение, вызвало задержку развития, но не повлияло радикальным образом на многие стороны жизни нaселения, не изменило общий ход исторического движения вперед. М.С.Соловьев отрицал важность монгольского влияния на внутреннее развитие Руси. В.О. Ключевский ограничивался общими замечаниями о положительной роли политики ханов в объединении Руси, отмечая их незначительное в целом влияние на Русь. На сходных позициях стояли С.Ф. Платонов, М. Н. Покровский. Видный советский историк, академик Б. Д. Греков утверждал, что русское государство было создано не при помощи татар, а в процессе тяжелой борьбы русского народа против монгольского ига. Петербургский ученый Р. Г. Скрынников полагает, что влияние монгольского нашествия на исторические судьбы русского народа не следует преувеличивать, поскольку предпосылки отставания Руси сложились раньше и были связаны с наследием античной эпохи. В стране отсутствовала высокая агрокультура, было мало распаханных земель. К тому же влияние Византии было ограниченным.
Вторая позиция наиболее ярко представлена в работах Л.Н. Гумилева. Поход монголов на Русь он называет грандиозного масштаба набегом из числа тех, которые кочевавшая Степь совершала на восточнославянские земли. Ни о каком монгольском завоевании на Руси не может быть и речи. Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. Поэтому русским городам не было смысла вести военные действия, тем более что с северных русских княжеств монголы 20 лет не собирали дани. Говоря о цивилизационном симбиозе Руси и Степи, он подчеркивал, что те русские княжества, которые отказались от союза с татарами, были захвачены частично Литвой, частично Польшей и судьба их была очень печальной.
В рамках западноевропейского суперэтноса русичей ждала участь людей второго сорта. Третья точка зрения сводится к тому, что монголо-татары оказали большое влияние на политическую и социальную организацию русских, на формирование Московского государства, на славянский менталитет. Н.М. Карамзин заявлял, что Москва обязана своим величием ханам, что пресечение политических свобод в стране – следствие монгольского влияния, которое привело к ужесточению нравов общества. О значительном влиянии «татарщины», писали Н.И. Костомаров, Н.П. Загоскин. Известный русский ученый-эмигрант Г.В. Вернадский, убежденный сторонник точки зрения о значительности монгольского влияния на Русь, полагал, что монгольское нашествие прямо или косвенно способствовало росту абсолютизма и крепостничества в России. Самодержавие и крепостное право стали той ценной, которую русский народ должен был заплатить за национальное выживание.
В последние годы часть исследователей утверждает, что монгольское иго роковым образом повлияло на политическую сферу Руси, поскольку оно остановило движение к единому государству по образцу западноевропейских стран. Монголы склоняли русских князей к сотрудничеству, требовали от них «поминок» (подарков), подавали примеры произвола, продажности, отсутствия правосудия. В итоге русское самодержавие сложилось под влиянием деспотизма монгольских правителей.
Давая общую оценку монгольскому нашествию, нужно отметить, что в эпоху, когда страны Западной Европы в целом успешно и всесторонне развивались, Россия, терзаемая монголами, по словам Карамзина, напрягала силы свои единственно для того, чтобы не исчезнуть: России было не до просвещения. Это была первая в истории страны национальная катастрофа, связанная с дезорганизацией, распадом государственности. Монгольское иго на 240 лет законсервировало феодальную раздробленность страны, определило ее отставание от развитых стран Европы, которые Русь спасла ценой собственных бед и унижений.
Монгольский период стал Рубиконом в истории России, перейдя который она, по мнению ряда историков, окончательно отошла от Запада. Именно эпоха ордынского господства на Руси создала предпосылки для решительного разделения Европы на две части. Этот процесс завершился в XIV – XV столетиях.
Степь веками была особым фактором русской истории. После монгольского нашествия она окончательно превратилась в архетип всего враждебного, темного, разрушительного, в символ противостояния Руси кочевым цивилизациям Востока. Вместе с тем Степь привнесла в русскую историческую жизнь проблему «внутреннего Востока», т.е. сформировала определенные черты политического сознания, деспотичный характер властных традиций.
В рассматриваемом периоде Руси пришлось столкнуться со сложной геополитической ситуацией. С одной стороны, монголо-татарское нашествие, с другой – «дранг нах Остен» («натиск на Восток») приводят к тому, что судьбы древнерусских земель начинают расходиться.
Вторым центром притяжения древнерусских земель стала Литва. Основателем Литовского государства считается князь Миндовг (1230–1262). Уже в годы его правления начинается захват земель Западной Руси. Первоначально в состав Литовского княжества вошли территории Черной Руси, некоторые части Полоцкой и Турово – Пинской земель. Литовские князья утверждаются на русских княжеских «столах», как когда-то Рюриковичи, принимая крещение в православии, освоив русский язык и славянскую культуру. С XIV в. к Литве присоединятся земли, составлявшие костяк Киевской Руси: Полоцкая, Смоленская, Киевская, Чернигово-Северская, Волынская, Подолье. Борьба за Галичину окончилась победой Польши. Собственно литовцев в этом огромном государстве было явное меньшинство, и держалось оно не столько на военной силе, сколько на стремлении русских получить защиту от монгольского ига. Во внутреннюю жизнь этих территорий, бывших самостоятельных феодальных образований, литовские князья почти не вмешивались. Активные попытки централизации государства начались в XIV в.
Однако в геополитическом отношении в развитии молодого государства было заложено противоречие, которое со временем существенно изменило его историю. В XIV в. перед Литвой встала проблема религиозно-политического выбора, Князь Ольгерд (1345–1377), которого иногда называют собирателем русских земель, так сформулировал свою политическую стратегию: «Вся Русь должна принадлежать Литве». Ее осуществление привело бы к созданию Литовско-Русского государства. Но история распорядилась по-своему. Борьба против немецко-рыцарской агрессии обернулась сближением Литвы и Польши. Начинается весьма неоднозначный процесс полонизации и католизации Великого княжества Литовского. В 1385 г. между Литвой и Польшей была заключена династическая (брак литовского князя Ягайло с польской королевой Ядвигой) и государственная Кревская уния. Литва приняла католичество, русские земли остались православными. В 1569 г. по Люблинской унии Польша и Литва объединились в Peчь Посполитую с сохранением за Литвой значительных элементов самостоятельности. Следствием объединения стало ополячивание украинских и белорусских земель. В 1569 г. часть православных епископов на церковном соборе в Бресте подписала унию с римским папой, по которой при сохранении православных обрядов и богослужения на славянском языке униатская церковь признавала своим главой римского папу.
Русское наследие Литовского государства стремилось к собственной государственности, на что указывает ряд исторических источников. Но разобщенность, отсутствие единства действий западнорусских городских общин не способствовали объединению. Если бы русское государство здесь возникло, оно, скорее всего, было бы более демократично, чем создаваемая Московская Русь. Западные земли в большей мере сохранили древнерусские общинные демократические традиции.
Московские князья стремились избегать столкновений с могущественной Литвой, не ставя себе задач за пределами сферы московского влияния. Москва XIV в. была неспособна помешать успехам Гедиминовичей на юге и западе Руси, однако ей хватило сил сохранить свою самостоятельность и воспрепятствовать завершению объединения русских земель вокруг Вильно. А в конце XV в. правнук великого литовского князя Витовта московский князь Иван III начнет отнимать у Литвы бывшие древнерусские земли.
Процесс объединения земель и создания Русского централизованного государства был долгим и сложным. Формально главой князей и территориально-политических образований Северо-Восточной и Северо-Западной Руси был великий князь Владимирский. Именно с борьбой за великое княжение Владимирское связан процесс государственного объединения Великороссии. Восстановление Руси после нашествия Батыя наиболее активно проходило в пределах древней Владимиро-Суздальской земли.
К концу XIV в. борьбу за великокняжеский престол вели Тверское, Московское, Рязанское и Суздальско-Нижегородское княжества. Ярлык хана давал и охранял власть над всей Русью. Постепенно все более видное место в политической борьбе стало играть Московское княжество.
Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского – Даниил Александрович (1276–1303). При нем княжество начинает быстро расти. Расширение территории шло за счет «примыслов» (захватов), завещаний, покупки земель.
В итоге московское княжество стало одним из самых крупных в Северо-Восточной Руси. В него устремились жители южных, западных и восточных территорий, искавшие в московском залесье защищенные места для проживания. Москва принимала всех – и русских, и литовцев, и татар, и половцев, брала их на службу, учитывая деловые качества. Еще при Иване Калите, подчеркивал Л.Н. Гумилев, важнейшим принципом строительства государства стал принцип этнической терпимости. Сыграла свою роль и политическая близорукость Золотой Орды, которая не сумела вовремя увидеть главную для себя опасность со стороны Москвы. Нельзя не обратить внимания и на сочувствие, проявленное к Москве русским боярством, всегда стремившимся встать на сторону сильного и удачливого. Согласно социальной версии, усиление Москвы произошло вследствие относительного спокойствия в сплоченной и сильной княжеской семье, в которой не было усобиц. У московских князей детей было немного, и укоренилось правило наделять перед своей смертью старших сыновей большим уделом.
Началом возвышения княжества считается 1301 год, когда Даниил отвоевал у Рязани Коломну. Затем Иван Данилович Калита, подавивший антиордынское восстание в Твери (1327), получил ярлык на великое княжение и право собирать дань. Хотя корыстные цели для Калиты были важнее общерусских интересов, он все же способствовал укреплению Руси, при нем прекратились бесчинства ордынских отрядов. Сыновья Калиты – Семен Гордый и Иван Красный – продолжили политику отца, сумели устоять в борьбе с Тверью, Новгородом, Рязанью, Литвой, Ливонией.
В конце XIV в. Москва закрепила за собой роль центра объединения русских земель. В 1375 г. московский князь Дмитрий Иванович заставил тверского князя отказаться от ярлыка на великое княжение и признать старшинство московского князя. К этому времени Золотая Орда была ослаблена внутренними раздорами. Власть в ней захватил военачальник Мамай. Он не был потомком Чингисхана, и в 1374 г. Дмитрий Иванович отказался платить дань Орде. В 1378 г. посланный Мамаем карательный отряд был разгромлен на реке Воже. Тогда Мамай подготовил большое нашествие, «как при Батые». Москва выступила центром сбора русской рати из разных земель. Два больших войска встретились на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Исход кровопролитного сражения решил удар засадного полка русских: войско Мамая дрогнуло и обратилось в бегство. Сам Мамай бежал в Крым и там погиб. Дмитрий Иванович получил за эту победу прозвище Донской, а позже был причислен церковью к лику святых.
Но в 1382 г. свергнувший Мамая «законный» хан Тохтамыш предпринял карательный поход на Москву и восстановил права Орды на сбор дани. Тем не менее, Московское княжество осталось политическим центром Руси – Дмитрий Иванович передал в наследство своему сыну Василию I великокняжеский престол как собственное владение, не спрашивая на то ханского разрешения.
Политическое объединение Руси завершилось при Иване III (1462–1505) и его сыне Василии III (1505–1533). Крупное и сильное Московское княжество добилось окончательного свержения ордынского ига: в 1476 г. Иван III перестал платить дань Орде, а в 1480 г., когда хан Ахмат выступил против Руси, двинул ему навстречу свое войско. Неделю стояли две рати на противоположных берегах реки Угры (приток Оки), не решаясь начать битву. В конце концов, Ахмат отступил. 11 ноября 1480 г. – окончание «стояния на Угре» – считается датой падения ордынского ига.
Иван III был правителем умным и осторожным, властолюбивым, жестоким и коварным. Он добился подчинения своих основных противников. В 1478 г. была присоединена Новгородская земля, отменено вече, а вечевой колокол вывезен в Москву. Тверское княжество оказалось со всех сторон окружено московскими владениями, и в 1485 г. тверичи признали главенство Ивана III. В том же году Иван объявил себя «государем всея Руси», в официальных документах стало появляться название «Россия». Женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора – Софье Палеолог – как бы утвердила переход к Москве от Константинополя роли центра православия. Россия переняла и государственный герб Византии – двуглавого орла.
В 1497 г. появился общерусский свод законов – Судебник. В нем отразилось начало юридического оформления крепостного права: сроки ухода крестьянина от владельца ограничивались двумя неделями в году (до и после Юрьева дня осеннего – 26 ноября).
Василий III ликвидировал независимость Пскова (1510) и Рязани (1521), отвоевал у Литвы часть земель на западе, в том числе Смоленск. Объединение русских земель в основном было закончено. В состав Русского централизованного государства вошли многие народности: мари, мордва, коми, печора, карелы и др. Возникновение единого многонационального государства положило конец усобицам, сделало страну устойчивой к внешним угрозам, способствовало освоению внутренних земель.
- Оглавление
- Цели освоения и структура преподавания дисциплины
- В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:
- Структура преподавания дисциплины
- Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий для заочной формы обучения
- Тема первая: История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки Литература
- Электронные ресурсы
- Методические рекомендации
- Электронные ресурсы
- Методические рекомендации
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основные термины и понятия
- Основные даты и события
- Вопросы для самопроверки:
- Электронные ресурсы
- Методические рекомендации
- Основные термины и понятия
- Основные даты и события
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основные понятия и термины
- Основные даты и события
- Вопросы для самопроверки:
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основные понятия и термины
- Основные даты и события
- Вопросы для самопроверки:
- Электронные ресурсы
- Методические указания Мир на пороге хх века
- Россия в начале хх века Основное содержание
- Основные черты политики «военного коммунизма» и новой экономической политики
- Ссср в годы мировой войны (1939 – 1945) Основное содержание
- Ссср в 1940-х – 1964 годах Основное содержание
- Ссср в середине 1960-х – середине 1980-х годов Основное содержание
- Перестройка Основное содержание
- Становление и развитие суверенной России
- Вопросы для самопроверки:
- Тема восьмая: Россия и мир в XXI веке Литература
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основное содержание
- Мир на рубеже XX – XXI вв.
- Вопросы для самопроверки:
- Примерные темы эссе, рефератов по историко-краеведческой и историко-профессиональной проблематике
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Программное обеспечение и электронные ресурсы:
- История Методические рекомендации по изучению курса для студентов заочного отделения всех специальностей, направлений подготовки
- 175202, Г. Старая Русса, пер. Пищевиков, 8.