1.2 Состояние мирового рынка сельскохозяйственных машин
По данным CEMA (Европейского комитета продуцентов сельскохозяйственных машин) за 2011 год, мировая емкость рассматриваемого рынка (рассчитываемая как сумма импорта и экспорта) оценивается приблизительно в 83 млрд. евро, из которых около 12% приходится на США и 60% - на Европу, где основными действующими лицами являются ФРГ (12% мирового рынка), Франция (7%) и Италия (5%).
В 2009 г. емкость мирового рынка сельхозтехники (импорт+экспорт) определялась в 112 млрд. долл. (78,3 млрд. евро). При этом импорт в целом составлял 54,4 млрд. долл. (38 млрд. евро). Доля ведущих импортеров в том же году исчислялась (%): США - 10,9, Франция - 8,3, ФРГ - 7,5, Канада - 6,2, Великобритания - 4,8 [7].
Рисунок 2 - Импорт сельскохозяйственных машин по крупнейшим импортерам в среднем за 2001-2009 год, тыс. долл. [7]
Одновременно подчеркивается, что объем мирового импорта за период между 2004 г. и 2008 г. возрос почти вдвое, а в 2009 г. сократился на 30%. Как показывает Рисунок 2, самыми крупными странами-импортерами являются США, Россия, Канада, Германия и Великобритания.
Крупнейший мировой импортер - США сохраняет свою долю в нем с 2007 г. примерно на одном уровне - около 10%. Примечательно также, что следовавшая в 2007 г. непосредственно за Францией и ФРГ Российская Федерация в 2008 г. переместилась в мировом рейтинге с 4-го места на 8-е.
Среди 12 ведущих импортеров (и экспортеров) 8 входят в состав ЕС (Рисунок 3). Экспорт характеризуется достаточно высокой степенью концентрации: удельный вес в нем 10 первых стран - приблизительно 75%.
Рисунок 3 - Экспорт сельскохозяйственных машин по крупнейшим экспортерам в среднем за 2001-2009 год, тыс. долл. [7]
Мировые рынки тракторов являются одними из наиболее динамично развивающихся с ежегодным приростом объемов продаж до 30% [7].
В настоящее время мировое производство сельскохозяйственных машин поделено между доминирующими на мировом рынке тремя транснациональными корпорациями: СNH, объединяющей фирмы Case IH, New Holland (США) и Steyr (Австрия); AGCO, объединяющей фирмы Fendt (Германия), Massey Ferguson, Challenger (США) и Valtra (Финляндия); SDF, объединяющей фирмы Same, Lamborghini (Италия), Hu..erlimann (Швейцария) и Deutz-Fahr (Германия), а также двумя крупнейшими компаниями John Deere (США) и Claas.
Ежегодно эти корпорации и компании поставляют на мировой рынок более 400 тыс. машин, а это более 80% всего мирового выпуска сельскохозяйственных машин.
Рисунок 4 - Прирост объемов продаж рынка сельскохозяйственных тракторов 2011 (по сравнению с 2010 годом),% [7]
Рисунок 5 - Прирост объемов продаж рынка комбайнов в 2011 году по сравнению с 2010 годом, % [7]
Как показывают Рисунки 4 и 5, наибольший рост рынка сельскохозяйственной техники наблюдается на рынках Западной и Восточной Европы, стран СНГ и Турции.
Парк сельскохозяйственных машин распределен по континентам и странам неравномерно. Наибольшим парком располагают в порядке убывания США, Япония, Италия, Индия, Франция, Польша, Германия, Испания, Китай и др., причем в парках Японии, Индии и Китая значительную долю составляют тракторы небольшой мощности. Большие парки машин также у Бразилии, Турции, Аргентины. Из стран СНГ наибольший парк тракторов в России, далее следуют Украина, Белоруссия и Казахстан.
Как свидетельствуют данные розничных продаж, наиболее крупными рынками сельскохозяйственных машин являются североамериканский (США и Канада), а также составляющий от него почти 65% суммарный рынок стран Западной Европы.
Видно, что рынок тракторов Западной Европы в 2011 г. по сравнению с 2010 г. за счет наиболее крупных стран - Франции, Германии, Италии, Великобритании увеличился и составляет суммарно почти 70% всего европейского машиностроения, тогда как за счет более мелких стран сократился, но в результате общее количество тракторов на нем все же возросло. По объемам производства сельскохозяйственной техники среди стран ЕС с большим отрывом лидирует Германия, поскольку в этой стране много крупных тракторных заводов.
Рисунок 6 - Структура рынка сельскохозяйственных машин в Европе за 2011 год, % [1]
Во Франции наиболее продаваемыми в 2011 г. были тракторы мощностью от 80 до 149 лошадиных сил (24 161 ед.), при этом доля тракторов мощностью более 180 л.с. с 2010-го по 2011 г. почти удвоилась. Объемы продаж тракторов мощностью более 100 л.с. также увеличились и достигли 62% всего рынка тракторов. В целом в тот год во Франции продано тракторов на 15% больше, чем в 2010 г., причем на тракторы только с задним ведущим мостом (4К2) в отличие от полноприводных (4К4а) спроса практически не было (0,4% всех стандартных тракторов) [7].
В настоящее время наиболее крупными странами - экспортерами тракторов являются Германия, Италия и Япония (по малогабаритным тракторам). На рынках Франции, Германии, Италии, Испании в 2011 г. по сравнению с 2010 г. заметно возросли продажи тракторов фирм, входящих в число ведущих мировых производителей [13].
В Западной Европе самыми покупаемыми тракторами являются тракторы CNH, за ними с небольшим отрывом следуют тракторы John Deere, AGCO, SDF, Claas.
Таблица 1 - Продажи тракторов транснациональных корпораций и компаний на рынках Франции, Германии, Италии и Испании в 2010-2011 гг., ед. [2]
2010 г. |
2011 г. |
||
Объем продаж всего |
102 746 |
108 348 |
|
В том числе: |
|||
CNH |
21 439 |
24 571 |
|
John Deere |
18 124 |
19 352 |
|
AGCO |
17 279 |
19 310 |
|
SDF |
16 353 |
15 669 |
|
Claas |
7 019 |
7 555 |
В 2011 г. в США и Канаде доля машин мощностью свыше 100 л.с. по сравнению с 2010 г. возросла на 30%, при этом доля машин небольшой мощности от 40 до 100 л.с. сократилась на 8% [7].
В связи с кризисом в большинстве развитых стран, начиная с 2008 г., продажи тракторов снизились. Так, в США и Канаде по сравнению с 2007 г. их общие продажи в 2008 г. уменьшились на 4,3% (Рисунок 7).
Рисунок 7 - Объем продаж тракторов в США и Канаде, штук [3]
Основными требованиями фермеров к продаваемой тракторной технике являются повышение мощности, снижение количества вредных веществ в отработавших газах, снижение уровня шума, внедрение почвосберегающих технологий, сокращение расхода топлива. На увеличение продаж тракторов оказывают влияние имидж моделей и фирм, внедрение новых технических решений, представляющих интерес для фермеров, качество работы дилеров, доступная цена.
Экономические показатели наиболее крупного производителя аграрной техники - корпорации John Deere приведены в таблицах [5].
Таблица 2 - Основные показатели деятельности John Deere, млн долл.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
|
Объемы продаж с.-х. техники |
12 121 |
16 572 |
|
Объемы продаж с.-х. тракторов |
72 720 |
99 430 |
|
Затраты на НИОКР |
817 |
943 |
|
Численность работающих, тыс. чел. |
52,022 |
56,653 |
В последние годы объем продаж сельскохозяйственной продукции John Deere, в том числе тракторов, в разных странах мира устойчиво возрастал при практически ежегодном увеличении затрат на НИОКР, при этом в 2008 г. существенно выросли продажи тракторов мощностью более 100 л.с. и мощных колесных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой (на 31%), причем доля гусеничных тракторов (получивших наибольшее распространение в Северной Америке) в общем объеме всей тракторной техники была доведена почти до 10%. В России John Deere работает более 10 лет, лидируя в настоящее время по продажам сельскохозяйственных машин: за январь-июль 2009 г. на рынке России продано 183 трактора, что сопоставимо с поставками за тот же период времени, например, тракторов ХТЗ (158 ед.). На 2009 г. прогнозировалось снижение объема продаж примерно на 19%, при этом объем чистой прибыли не превысил 1,1 млрд. долл. Прогнозировалось и незначительное снижение продаж сельскохозяйственной техники не только в США, но и Канаде при одновременном росте продаж полноприводных тракторов, в Западной Европе ожидали снижения продаж на 10-15%, в Центральной Европе и странах СНГ - резкого снижения, а в Южной Америке - их падение на 20-30% [5].
Таблица 3 - Чистые объемы продаж продукции John Deere после уплаты всех налогов и сборов, млн долл. [5]
Рынок |
2010 г. |
2011 г. |
|
США |
12 241 |
13 166 |
|
Канада |
1 588 |
1 902 |
|
Западная Европа |
3 889 |
4 610 |
|
Центральная Европа и СНГ |
1 025 |
1 874 |
|
Центральная и Южная Америка |
1 565 |
2 577 |
|
Азия, Африка и Средний Восток |
761 |
1 062 |
|
Тихоокеанский регион, Австралия и Новая Зеландия |
420 |
612 |
John Deere - крупнейший производитель сельхозтехники в Западной Европе, в частности, в Германии: на его немецких предприятиях в настоящее время занято свыше 6100 чел., годовой оборот основного производителя тракторов - завода в Мангейме - возрос до 2,9 млн. евро, там в 2008 г. изготовлено рекордное число тракторов мощностью от 60 до 200 л.с. - 45 700 ед. Эти успехи John Deere объясняются отчасти бесперебойной поставкой запчастей через отлично налаженную разветвленную сеть официальных дилеров и снижением трудоемкости техобслуживания тракторов John Deere.
В последнее время John Deere интенсивно развивает системы и оборудование для ведения "точного земледелия" (precision agriculture technology): системы автоматического, в том числе параллельного, вождения, электронной документации обрабатываемых угодий, управления орудиями посредством системы ISO BUS и др.
Рисунок 8 - Динамика объема экспорта сельхозмашин США в 2002-2011 годах, млн. долл.
Являющаяся вторым мировым производителем сельскохозяйственных корпорация CNH (Case-New Holland) реализует свою продукцию и запчасти к ней через более чем 11 тыс. дилеров, дистрибьюторов, агентов и собственные фирмы в 160 странах мира, причем корпорация ориентирует дилеров на комплексную поставку сельхозтехники (тракторов вместе с наборами машин для возделывания разных культур). В течение последних лет объемы продаж техники для аграриев, прибыль, затраты на НИОКР корпорации John Deere из года в год постоянно возрастают.
В продажах сельскохозяйственной техники CNH на тракторы приходится примерно до 50%, на комбайны - до 20%, остальное - сельхозмашины (сено- и кормоуборочные, посевные и почвообрабатывающие, пропашная техника и опрыскиватели). В 2009 г. на мировом рынке ожидалось снижение продаж тракторов CNH мощностью более 40 л.с. (примерно на 20%), главным образом в Восточной Европе. В настоящее время корпорация активно продвигает на рынки новинки - мощные тракторы Case IH модели Magnum 310 и New Holland модели Т8050, оснащенные практически всеми современными техническими новинками.
Таблица 4 - Основные показатели деятельности CNH, млн. долл. [3]
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
|
Чистый объем продаж сельскохозяйственной техники |
9948 |
12 902 |
|
В том числе по регионам: |
|||
Северная Америка |
3844 |
4 685 |
|
Западная Европа |
3207 |
4 079 |
|
Латинская Америка |
1023 |
1 551 |
|
Остальные страны мира |
1874 |
2 587 |
|
Чистая прибыль |
559 |
825 |
|
Затраты на НИОКР |
409 |
422 |
|
Численность работающих, тыс. чел. |
28,1 |
н. д. |
Корпорация AGCO занимает третье место в мире по производству и продажам сельскохозяйственного оборудования и продает его более чем в 140 стран мира с использованием широкой распределительной сети из почти 3900 независимых дилеров. Известно, что, например, в 2010 г. чистые объемы продаж тракторов AGCO оставили 4643 млн. долл., или более 68% чистого объема продаж всей производимой сельскохозяйственной техники (вместе с комбайнами, другими сельхозмашинами), составляющего 6828 млн. долл [1].
Таблица 5 - Основные показатели деятельности AGCO, млн. долл. [1]
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
|
Чистый объем продаж с.-х. техники |
6828 |
8425 |
|
В том числе тракторов |
4643 |
н. д. |
|
Чистая прибыль (убыток) |
246,3 |
400 |
|
Затраты на НИОКР |
155 |
495 |
|
Численность работающих, тыс. чел. |
13,7 |
15,6 |
Деятельность корпорации AGCO характеризуется инновационной направленностью: в 2010 г. на рынки поставлено свыше ста изделий, в том числе современных двигателей Sisu из Финляндии мощностью до 350 л.с., признанных во всем мире благодаря их высокому техническому уровню. Ими оснащают технику таких производителей, как Massey Ferguson, Valtra, Challenger и др [1].
Таблица 6 - Распределение чистого объема продаж техники AGCO в 2011 г. [1]
Продукция |
Доля, % |
Регион |
Доля, % |
|
Тракторы |
68 |
Европа, Африка, Средний Восток |
59 |
|
Детали, запасные части |
13 |
Северная Америка |
22 |
|
Сельхозмашины |
7 |
Южная Америка |
16 |
|
Комбайны |
5 |
|||
Прикладное оборудование |
4 |
Восточная Азия, страны Тихоокеанского региона |
3 |
|
Кормоуборочная техника |
3 |
Продолжают пользоваться популярностью и большим спросом в Западной Европе, несмотря на высокую стоимость, наиболее совершенные в мире тракторы Fendt серий Vario, оснащенные бесступенчатой трансмиссией. В странах Скандинавии наиболее продаваемыми остаются самые легкие в своих классах тракторы Valtra за счет внедренных на них инновационных технологий по двигателю, коробке передач, другим узлам и агрегатам. Все более популярными в Западной Европе становятся гусеничные тракторы с резиноармированными гусеницами Challenger cерий МТ 700В и МТ 800В.
Компания (объединение) Same-Deutz-Fahr (SDF) является четвертым мировым производителем тракторов. Наиболее продаваемыми тракторами SDF являются типоразмеры мощностью свыше 50 до 100 л.с. Тракторы составляют до 83% от общего объема продаж всей продукции, включая также комбайны, сельхозмашины, двигатели, запчасти и проч., причем на рынках мира в 2010 и 2011 гг. продано соответственно 33 628 и 33 196 ед. тракторов, а наибольший рост их продаж отмечался в группе мощности свыше 150 до 200 л.с.
Таблица 7 - Основные показатели деятельности SDF, млн. евро [6]
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
|
Чистый объем продаж: |
|||
С.-х. техника |
1100 |
1220 |
|
В том числе тракторы |
913,9 |
1005,4 |
|
Распределение чистого объема продаж по брендам |
|||
Deutz-Fahr |
478 |
605 |
|
Same |
260 |
241 |
|
Lamborghini |
128 |
127 |
|
Hu..erlimann |
23 |
20 |
|
Распределение чистого объема продаж по мощности (млн. евро/ тыс. ед.) |
|||
Менее 50 л.с. |
20/ 2,9 |
16/ 1,9 |
|
Свыше 50 до 100 л.с. |
458/ 20,9 |
450/ 20,4 |
|
Свыше 100 до 150 л.с. |
319/ 7,1 |
376/ 8,1 |
|
Свыше 150 до 200 л.с. |
72/ 1,2 |
101/ 1,5 |
|
Свыше 200 л.с. |
20/0,2 |
50/0,6 |
|
Чистая прибыль |
95,8 |
5,0 |
|
Затраты на НИОКР |
27,7 |
29,9 |
Наибольший интерес для покупателей представляла новая модель Agrotron M620 фирмы Deutz-Fahr, ставшая бестселлером, при этом основными потребителями тракторов SDF в 2007-2008 гг. были Германия и Италия.
Наибольшие перспективы компания SDF связывает с ростом продаж на рынках Китая, Индии, Бразилии и стран СНГ. В последние годы в группу ведущих выдвинулась также и компания Claas, которая в 2003 г. приобрела производство тракторов у фирмы Renault.
Сельскохозяйственные машины пока занимают в продажах Claas второе место после комбайнов, поскольку ранее фирма сформировалась как производитель в первую очередь сельхозмашин - комбайнов, косилок и проч. В Восточной Европе деятельность Claas ориентирована преимущественно на рынок России, где действует завод компании в Краснодаре [2].
Таблица 8 - Распределение продаж техники Claas по регионам, млн. евро [2]
Регион |
2010 г. |
2011 г. |
|
Германия |
631 |
726 |
|
Другие страны ЕС |
1210 |
1375 |
|
Центральная и Восточная Европа |
476 |
674 |
|
Остальные страны |
342 |
461 |
В числе достижений Claas можно отметить расширение финансирования инновационной и исследовательской деятельности, модернизацию и создание новой тракторной техники. В частности, в последние годы освоено производство многофункциональных интегральных тракторов Xerion, нового семейства Axion мощностью 163-260 лошадиных сил, впервые полностью разработанного компанией, в том числе серии тракторов Axion CMATIC с бесступенчатой трансмиссией, насыщенных множеством систем для автоматического регулирования и управления их основными узлами и агрегатами.
При анализе мирового рынка сельскохозяйственных машин важным пунктом является обзор и анализ факторов, непосредственно влияющих на развитие данного рынка.
1. Валютные риски. На сегодняшний день производители сельхозтехники подвержены различным рыночным рискам, включающим в себя обменные курсы валют и рыночные ставки по кредитам. Мировые производители производят и закупают сырье и материалы по всему миру. Таким обзорам, их ценовые базы могут различаться в зависимости от страны и валюты, по которой закупается или продается техника. Для того чтобы минимизировать такие риски, компании используют различные финансовые инструменты, включающие в себя использование форвардных контрактов, процентные свопы, соглашения "кэп", т.е. соглашения о потолке процентной ставки, а также замедленный своп.
2. Риски, связанные с процентными ставками. Для минимизации данных рисков компании проводят так называемые анализ чувствительности, т.е. выявляют в какой мере их деятельность зависит от данного фактора. Помимо этого компании подразделяют свои активы и пассивы на две части. В первую часть включаются финансовые инструменты с фиксированной процентной ставкой, например, дебиторская задолженность. Вторая же часть включает в себя инструменты с плавающей ставкой. Такое разделение позволяет производителям проводить наиболее эффективный анализ влияния данного фактора на развитие отрасли.
3. Урожайность также является фактором, влияющим на тенденции развития отрасли. Из-за климатических изменений и решений государств в аграрной политике повышается уровень конкуренции в отрасли.
4. Уровень спроса на продукцию. Для того чтобы определит насколько сильно колеблется спрос, производители оборудования проводят постоянные исследования рынка и поведения покупателей на рынках продаж на ранней стадии. Таким образом, компании могут удостовериться, что используемые ими стратегии являются современными и могут быть легко адаптированы под постоянно меняющиеся вкусы и запросы потребителей [7].
Помимо этого, можно отметить и другие факторы, влияющие на развитие данной отрасли:
· Состояние рынка в целом;
· Мировые запасы зерна;
· Погодные условия;
· Цены на товары и домашний скот;
· Затраты на скот и производство урожая;
· Доступность земель для сельского хозяйства;
· Политика государств в отношении владельцев земли;
· Изменения в политике государств и государственных аграрных программ;
· Мировые торговые соглашения;
· Уровень экспорта продукции сельского хозяйства.
- Введение
- 1. Мировой рынок сельскохозяйственной техники
- 1.1 Характеристика рынка
- 1.2 Состояние мирового рынка сельскохозяйственных машин
- 1.3 Тенденции мирового рынка сельскохозяйственных машин
- 1.4 Государственная политика в сфере сельскохозяйственной техники
- 2. Российский рынок сельскохозяйственных машин
- 2.1 Анализ состояния рынка
- Тема 7.5 Особенности ценообразования на мировом рынке.
- 4.2. Конъюнктура на мировых товарных рынках
- 26.1 Организация мирового рынка машин и оборудования и мирового рынка продовольствия
- Тема 6. Особенности изучения мирового рынка машин и оборудования
- 6.2. Особенности ценообразования на мировом рынке
- Тема 2.1. Мировые рынки сельскохозяйственных товаров
- Тема 3.1. Мировые рынки машин и оборудования
- 8.5 Сельскохозяйственные машины
- 1. Сельскохозяйственные товары в мировой экономике
- Тема 2.1. Мировые рынки сельскохозяйственных товаров (Лекция)