logo search
IPO как инструмент международного инвестирования

1.2 Основные этапы IPO

международный инвестирование предложение акция

Основополагающим фактором, определяющим успех IPO, является уровень его подготовки с точки зрения инвестора, т.е., по сути, учет интересов потенциальных акционеров, заключающихся в повышении капитализации кредитной организации5. Отчуждение ценных бумаг эмитента в пользу приобретателей в результате сделанного первичного публичного предложения является заключительной стадией целого ряда действий и процедур, которые совершает эмитент с целью максимально эффективной продажи предлагаемых ценных бумаг на рынке. Этапы проведения IPO делят по-разному, но в общих чертах, IPO включает в себя следующие этапы:

- принятие решения об IPO;

- выбор площадки для IPO;

- формирование команды по размещению;

- подготовка компании к публичному статусу;

- совершенствование корпоративного управления;

- формирование синдиката андеррайтеров;

- юридическое сопровождение;

- информационное сопровождение;

- особенности размещения ценных бумаг при IPO;

- анализ завершенных сделок IPO.

При первом этапе принимается решения об IPO, т.е. учитывая все преимущества и недостатки IPO для данной компании, принимается решения о целесообразности проведения IPO.

У компании, принявшей решение об IPO, есть возможность размещать свои акции либо в России (на биржах ММВБ, РТС, СПВБ), либо за рубежом (чаще всего это LSE, NYSE, NASDAQ). В основном отечественные компании в последние годы осуществляли IPO на двух российских биржах - РТС и ММВБ. Однако в ближайшие несколько лет эти фирмы планируют выйти и

на западные фондовые рынки. По мнению некоторых специалистов, во многом это объясняется тем, что на российских фондовых биржах используется мало финансовых инструментов, что негативно сказывается на активности торгов с акциями. При выборе биржи в первую очередь следует учитывать, какие страны являются основными потребителями продукции компании. Однако мало кто из потенциальных эмитентов рассматривает западные биржи в качестве площадки для своего первого размещения. Это объясняется более высокими издержками на IPO на Западе - как денежными, так и в области раскрытия информации. Однако по мнению аналитиков, выгоды от работы на западных рынках существенно превышают издержки. Западный фондовый рынок значительно стабильнее российского, на нем ниже вероятность спекуляций и больше возможностей привлечь крупный объем финансирования. В зависимости от целей и предпосылок размещения компании выбирают различные механизмы IPO - выпуск ADR, размещение в России и на западных биржах, однако основными критериями при выборе площадки и механизма для размещения остаются: цена размещения/потенциал роста котировок, целевая группа инвесторов (российские или иностранные, стратегические, институциональные или спекулятивные фонды и т.д.), размеры компании, активность торгов/ликвидность акций, требования по раскрытию информации в ходе и после размещения и уровень ответственности менеджмента за организацию данного процесса, сроки реализации проекта, затраты, связанные с тем или иным механизмом размещения, традиционные рынки, на которых котируются компании отрасли, имиджевые эффекты.

Следующим этапом после выбора площадки для размещения акций является формирование команды по размещению. Ведущая роль в команде принадлежит андеррайтеру, в качестве которого обычно выступает крупный инвестиционный банк (Morgan Stanley, JP Morgan, Credit Suisse, Goldman Sachs и т.д.). Андеррайтер это юридическое лицо, которое осуществляет руководство процессом выпуска ценных бумаг и их распределения6. Андеррайтер готовит аналитические материалы, разрабатывает план и схему

IPO, координирует работу всех членов команды, взаимодействует с регулирующими органами, формирует книгу заявок, гарантирует размещение, поддерживает рынок после IPO и т.д. Правильный выбор андеррайтера во многом определяет успех IPO. Важную роль в процессе подготовки к IPO играет юридическое сопровождение проекта. Также немало важную роль играет и аудитор. Роль аудитора номинально сводится к подтверждению достоверности финансовой отчетности эмитента в информационном меморандуме и проспекте эмиссии, причем для IPO российской компании, ориентированной на западных инвесторов, необходима отчетность как по российским стандартам, так и по МСФО. Несмотря на номинальную роль аудитора, от уровня доверия инвесторов к аудиту во многом зависит успех IPO. Привлечение финансового консультанта для IPO в России сейчас носит добровольный характер, хотя иностранные биржи требуют, чтобы в команде присутствовал специальный советник, с которым взаимодействует биржа. Информационная кампания (взаимодействие с инвесторами и СМИ, презентации и road show) может осуществляться как силами привлеченного профессионального PR-агентства, так и при помощи PR, IR-отделов самого потенциального эмитента или андеррайтера размещения.

После формировании команды, следующим этапом является подготовка компании к публичному статусу. В качестве необходимых условий публичности имеют в виду прозрачность юридической структуры компании, составление консолидированной финансовой отчетности компании по российским и международным стандартам и ее аудит и т.п.

В ходе подготовки публичного предложения андеррайтер организует оценку бизнеса компании, чтобы установить начальный диапазон цены

предложения акций. Для оценки компании наряду с методом дисконтирования денежных потоков может использоваться метод сравнения с компаниями-аналогами. Функции организатора размещения столь многогранны, что зачастую он не может справиться с ними в одиночку. Поэтому функции распределяются среди нескольких инвестиционных банков, образующих своеобразный синдикат с определенными зонами ответственности. Главный в синдикате - лид-менеджер размещения - инвестиционный банк, который курирует весь процесс IPO.

Седьмым этапом IPO является юридическое сопровождение, при котором подготавливаются все необходимые документы. Выход компании на рынок является законодательно регулируемым процессом. Необходимо выполнить ряд условий и подготовить целый ряд необходимых документов, требуемых органами, регулирующими деятельность рынка ценных бумаг, организатором торгов, а в некоторых случаях и саморегулируемыми организациями. Подготовка документов - сложный юридический процесс, в котором принимают участие как сама компания, так и лид-менеджер. Зачастую в юридическом сопровождении IPO участвует специально приглашенная юридическая фирма.

Завершающим этапом (aftermarket) является начало обращения ценных бумаг и, в свете него, окончательная оценка успешности состоявшегося IPO и анализ завершенных сделок IPO.

В заключение данного параграфа хотелось бы отметить, что любое публичное привлечение средств - будь то кредит банка или IPO - это прежде всего продажа будущего компании таким, каким видят его текущие собственники. Для того чтобы сделка была успешной, необходимо четко формулировать и доводить до участников рынка свои цели и стратегию, Ведь нередко компании направляют все усилия на то, чтобы добиться краткосрочных результатов, которых, как им кажется, ожидает от них рынок. Правильное управление ожиданиями инвесторов позволит компаниям реализовать свои долгосрочные планы.