68. Нетарифные методы регулирования
По сравнению с тарифными методами, наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные ограничения. Они представляют не меньшую угрозу либерализации торговли.
1. Квотирование
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения является квота. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.
Государственное воздействие распространяется и на регули-рование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с га-рантией от национализации иностранной собственности, с дру-гой -- защитить собственные интересы, например, через установ-ление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступ-ность информации и т.д.
Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия).
2. Экспортные субсидии
В особую группу мер, которые использует госу-дарство, регулируя отношение страны с мировым хозяйством, относятся так называемый активный протекционизм или различные формы стимули-рования экспорта.
Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.
Экспортные субсидии могут быть прямыми ( выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок ) и косвенными ( путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).
3. Демпинг
Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.
4. Экономические санкции
Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой -либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.
69. Сущность и причины МРТ. Важнейшей базовой категорией выражающей сущность, сод-е МЭО явл. МРТ. Все страны мира так или иначе включены в МРТ. Участие в МРТ позволяет странам получить дополнительный экономический эффект, полнее и с наименьшими издержками удовлетворить потребности населения.
МРТ – спецализация стран на производстве определенных видов продукции которой они обмениваются; обособление и специализация видов деятельности предполагающей, что единый производственный процесс расчленяется и распадается на относительно самостоятельные фазы, которые концентрируются на отдельных территориях и в разных странах.
МРТ осуществляется:
1.м/у странами и регионами мира;
2.м/у фирмами различных стран;
3.внутри фирм (ТНК) м/у входящими в них предприятиями.
МРТ формируется стихийно, в острой конкурентной борьбе на мировом рынке. На его основе происходит специализация регионов и отдельных стран, на производстве определенных видов продукции и услуг. В результате появляются возможности повышения производительности труда и эффективности производства экономии трудовых затрат.
Главное в процессе развития МРТ состоит в том, что каждый участник должен иметь экономический интерес, выгоду. Эта выгода может состоять в следующем:
1. в получении разницы м/у международной и внутренней ценой экспортных товаров и услуг;
2. в экономии внутренних затрат изза отказа от товаров собственного производства и заменой их более дешевым импортом.
Формирующаяся сегодня модель МРТ основывается на участии всех государств и в том числе и развивающихся в производстве готового продукта. Развитые страны специализируются на наукоемком производстве, развивающиеся на ресурсоемком производстве. Возможности страны участвовать в МРТ зависит от многих факторов:
• емкость внутреннего рынка страны. У крупных государств больше возможностей найти на нем необходимые факторы производства и потребительские товары, следовательно меньшая потребность участвовать в МРТ и товарообмене. МРТ всегда имеет следствие товарообмена
• динамика национального производства. Под действием НТП темпы роста производства во второй половине 20 века существенно ускорилась в результате чего даже обширные внутренние рынки становятся тесны. Это позволяет и соответственно расширять импорт экзотических продуктов, продукты более высокого качества.
• Уровень научно-технического развития страны. Страны мира имеют разные уровни развития. Изза этого развивающиеся страны не могут производить наукоемкую продукцию. Развитые государства не поставят продукцию в развивающиеся страны.
• Наличие природных ресурсов. Все страны наделены разными природными ресурсами. Большое количество запасов нефти определяет международную специализацию Ирана, Ирака и другие страны ОПЕК. Значительные запасы золота и алмазов имеют ЮАР, России – газ, медь – Чили.
• Удельный вес в структуре экономики страны базовых отраслей промышленности. Чем удельный вес выше, тем, как правило, меньше включение страны в систему МЭО.
- 4. Природно-ресурсный потенциал
- 8. Природно-ресурсный потенциал России.
- 15. Цели, причины международной миграции капитала.
- 16. Проблемы и перспективы вступления России в вто.
- 17. Международные экономические организации и их роль в регулировании мировых экономических связей.
- 18. Новые индустриальные страны и особенности их социально-экономического развития.
- 19. Развивающиеся страны в мировой экономике. Дифференцация развивающихся стран.
- 20. Трудовые ресурсы мира.
- 21. Международная миграция рабочей силы: сущность и последствия.
- 22. Система золотого стандарта.
- 24.Шпора
- 25. Интеграционные группировки: асеан
- 26. Внешнеторговая политика государства. Инструменты внешнеторгового регулирования.
- 27. Международные валютно–кредитные и финансовые организации.
- 29. Эволюция мировой валютной системы.
- 30. Валютная политика и валютное регулирование.
- 31. Проблема бегства капитала из России
- 32. Глобальные проблемы современности и пути их решения
- 35. Проблемы и перспективы интеграции стран снг
- 36. Неоклассическая концепция Хекшера- Олина
- 37. Меркосур
- 38.Основные способы гос регулирования валютных курсов:
- 39. Формы м/унар экономических интеграций
- 40. Классификация м/нар экономических организаций
- 41. Шпора
- 42. Экономическая глобализация: тенденции, противоречия, поиски альтернативной модели
- 44. Положительные и негативные последствия м/нар трудовой миграции для стран-реципиентов
- 45. Шпора
- 46. Гос регулирование торговли .
- 47. Место международной торговли и ее особенности
- 50. Международное разделение труда.
- 51. Опек
- 52. Ямайская валютная система.
- 53. Иностранные инвестиции в России: проблемы и перспективы.
- 55.Валютные операции и валютный рынок
- 58. Товарная и географическая структура мировой торговли.
- 61. Современные особенности и тенденции в международном движении капитала
- 63. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.
- 64. Два типа внешнеторговой политики: протекционизм и фритредерство
- 67. Тарифные методы регулирования.
- 68. Нетарифные методы регулирования
- 70. Интеллектуальная эмиграция из россии: факторы, причины и геополитические последствия
- 72. Международное движение капитала
- 74 Валюта и ее типы
- 75. Конкурентные преимущества и слабости России.
- 79. Сущность и причины возникновения тнк.
- 80. Центры миграции.
- 81. Место развивающихся стран в мрт
- 82. Основные субъекты мировой экономики
- 83. Понятие и сущность Мировой экономики.
- 84. Структура тнк.
- 85. Меркантилистская теория внешней торговли.
- 86. Вто и юнктад.
- 87. Классификация стран в современной мировой экономике.
- 88. Бреттон-Вудская валютная система.
- 89. Современные тенденции и последствия международной миграции капитала.
- 90. Тнк_ позитивные и негативные аспекты деятельности.