logo
mirovaya_otvety

47. Место международной торговли и ее особенности

Важнейшей чертой функционирования мировой экономики на протяжении XX века, и особенно во второй его половине, служит поступательное разви­тие мирохозяйственных связей.

отмечают постоянное нараста­ние масштабов и диверсификацию контактов меж­ду отдельными государствами, их группами, нацио­нальными и международными организациями, экономическими блоками и группировками и, нако­нец, отдельными фирмами, в хозяйственной сфере.

Необходимо иметь в виду, что развитие и совер­шенствование мирохозяйственных связей представ­ляет собой довольно сложный, противоречивый про­цесс. Его суть в том, что движение к экономической независимости и укреплению отдельных националь­ных хозяйств в современных условиях ведет неиз­бежно ко все возрастающей интернационализации хозяйственной жизни, повышению степени откры­тости национальных экономик и усилению их взаи­мозависимости на основе дальнейшего углубления международного разделения труда.

Таким образом, в качестве предмета изучения в данном случае выступают международные эконо­мические отношения (МЭО) и механизмы их осуще­ствления.

МЭО пред­ставляют собой сложную, противоречивую систему хозяйственных связей как между отдельными госу­дарствами, их региональными и прочими объедине­ниями, так и между национальными, международными компаниями в рамках мирового хозяйства.

Система устойчивых мирохозяйственных связей за более чем столетнюю ис­торию своего существования претерпела заметные изменения. осно­вой для формирования как самих устойчивых связей, так и их системы послужи­ло появление крупной машинной индустрии в западных странах в XIX веке. Впоследствии (в середине прошедшего столетия) создание мирового рынка озна­чало закрепление сложившейся системы международного обмена, способствова­ло постепенному оформлению мирового хозяйства. На современном этапе осу­ществляется дальнейшая диверсификация мирохозяйственных связей, и прежде всего в таких важнейших сферах, как:

- международная торговля товарами и услугами;

- международное движение капитала;

- международная миграция рабочей силы.

Не вызывает сомнений, что на современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего ми­рового сообщества. На протяжении послевоенного периода стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста при­мерно в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства.

Вследствие этого, с одной стороны, внешняя торговля стала ныне мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, произошло заметное повы­шение зависимости стран от международного товарообмена.

Сам термин «внешняя торговля» подразумевает обмен той или иной страны с другими странами, который включает оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг.

Согласно современной классификации, подразделение внешнеторговой дея­тельности по принципу потоварной специализации осуществляется следующим об­разом: обмен готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами.

При этом «международная торговля» представляет собой совокупный товаро­оборот между всеми ее участниками. Соотношение между экспортом и импор­том составляет торговый баланс. Статистические издания ООН публикуют дан­ные по динамике объема международной торговли как совокупной стоимости экспорта всех стран мира. [См. Словарь основных понятий.]

Совершенно естественно, что развитие мировой торговли опирается на выго­ду, приносимую ею участвующим в ней странам. Теория международной торгов­ли дает представление о том, что находится в основе этого выигрыша от внеш­ней торговли или чем определяются направления внешнеторговых потоков. Международная торговля служит инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и ус­луг, повышать уровень благосостояния населения.

48. Гос регулирование внешнеэкономических связей. Одним из важных направлений в регулировании внешнеэкономических связей государства являются меры валютного регулирования и средства стимулирования экспорта. При этом основная роль отводится созданию системы контроля количества, качества экспортируемых товаров и контроля за поступлением валютной выручки. Некоторые проблемы в этих областях деятельности нам и хотелось бы рассмотреть. Первые попытки использования элементов валютного регулирования в России были предприняты одновременно с либерализацией внешнеэкономических связей. Они заключались в создании системы дифференцированных валютных отчислений экспортерам-производителям в пределах 20% валютной выручки (после всех установленных отчислений). Дальнейшее развитие валютного регулирования проводилось по мере расширения внешнеэкономических связей, увеличения числа участников, совершенствовалась организация этих связей, в том числе проводилась реорганизация кредитно-банковской системы. Однако валютное регулирование, действовавшее в течение всего периода проведения реформ, было недостаточным и отставало от потребностей дня, что вызвало огромную утечку капиталов за границу.До 1995г. в условиях недостаточного таможенно-банковского контроля за экспортно-импортными операциями легальный вывоз капитала без нарушения российского законодательства составил порядка 110-115 млрд.долл. Криминальный вывоз (в том числе неразрешенный экспорт-импорт товаров, покупка резидентами недвижимости за границей без лицензий и разрешений и т.д.) составлял порядка 2 млрд.долл. в год.Но нас в данной статье интересует легальный вывоз капитала с нарушением российского законодательства по его возврату (неперевод валюты в Россию по экспорту, неотоваренный импорт, бартер в части неэквивалентного обмена).В нашей стране уже появились достаточно опытные коллективы, которые при разумной поддержке государства могли бы эффективно выполнять задачи по контролю качества и количества экспортируемых грузов, создавая при этом рабочие места, зарабатывая немалые деньги для российской экономики.И последнее. Сама процедура обоснования (или необоснования) недополучения валютной выручки требует обновления. При установлении в последнее время более жестких требований к возврату валютной выручки рассмотрение этого вопроса затягивается на месяцы (3-6 месяцев). А почему эту работу не поручить уполномоченным экспертным компаниям, а на соответствующую комиссию Минторга, занимающейся этим сейчас, возложить функции контроля.

49. Последствия трудовой миграции для стран доноров. Несомненно, однако, и то, что многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Да и не только ученые. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, греки, индийцы. Все они принесли в свои страны новые знания, квалификацию, достаток своим семьям. Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры, создавали им у позитивным последствием для стран-доноров являются доходы от эмиграции, т.е. денежные переводы эмигрантов в свои страны. В некоторых странах они достигают довольно значительных величин. Так, масштабы этих доходов составили в середине 90-х гг. для Бангладеш - 4% ВВП, для Ямайки - более 5, для Пакистана - более 3, для Шри Ланки - 6,2%. По имеющимся оценкам, перевод, например, в Египет доходов эмигрантов в размере 2,8 млрд долл. стимулировал создание дополнительного ВВП на сумму 6,8 млрд долл., что составило 16% ВВП стран.