logo
МЭиМЭО

Международная конкуренция

Конкуренция и конкурентоспособность

Теория международной конкуренции Портера

Другие подходы к проблеме международной конкурентоспособности

Конкуренция – есть органически присущее свойство, которое хозяйствует в условиях рыночной или смешанной экономики. Понятие конкуренция неразрывно связано с понятием борьба. Борьба между производителями за потребителя, между государствами за макимилизацию внешней торговли. Следствием конкуренции с одной стороны является обострение производственных отношений, а с другой стороны ускорение развития научного прогресса. Безусловно сущность, методы, формы конкуренции в процессе развития экономики претерпевают изменения, происходит постоянное движение от свободной конкуренции к монополистической конкуренции. Конкуренция – это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости и борьбы между выступающими на рынке субъектами в целях обеспечения наилучших возможностей для сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения возможно большей прибыли. Под продукцией понимаются товары, услуги, работы.

Понятие конкурентоспособность характеризует потенциал экономического субъекта, создающий предпосылки для выйгрыша в конкурентной борьбе. Для предприятия конкурентоспособность определяется его возможность безубыточно реализовать свой товар на рынке, при этом получать прибыль и долгое время оставаться прибыльным. На макро уровне конкурентоспособность отражает благоприятные позиции национальной экономики в системе международных отношений, сфере внешней торговли, которые складываются в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Сегодня к конкурентноспособным странам относят те, которые имеют возможность постоянно наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость, увеличивать доходы населения. Национальной экономики это концентрированное выражение экономического научно-технического, производственного, управленческого и другого потенциала, которым обладает та или иная страна и, которой реализуется в товарах, работах, услугах успешно противостоящим конкурирующим с ними на внутреннем и внешнем рынках.

Теория международной конкуренции Портера.

Среди теорий, концепций, подходов, научных разработок 80-90-х годов прошлого столетия, объясняющих суть международного развития конкуренции самое заметное занимает теория ученого-экономиста Портера – «Конкурентное преимущество стран» (в 1991 году). Это издание отвечает на следующие вопросы

  1. Что влияет на международную торговлю

  2. Как взаимодействуют государства и национальная компания при выходе на мировые рынки

  3. Почему на мировых рынках закрепились фирмы одних стран и это не получается у других

  4. Корректно ли в условиях глобализации экономики углубляющегося процесса международного разделения труда подходить к этим вопросам, находясь на позициях классических, не учитывающих современные реалии теории Смита, Риккардо и других.

Суть теории: на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Портер считает, что необходимо понять как фирма создает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе. По мнению автора сердцевиной является исследование конкурентных преимуществ фирм в глобальных масштабах. Необходимо исследовать отрасль, в рамках которой функционирует фирма, поскольку именно там сосредоточены конкуренты. При этом необходимо также рассматривать продукцию со сходными источниками конкурентного преимущества и родственные отрасли, имеющие тех же покупателей или аналогичные каналы сбыта. Выбор конкурентной стратегии определяют два момента:

Фирма должна противостоять следующим силам для обеспечения конкурентоспособности

  1. Угрозе появления новых конкурентов

  2. Угрозе появления товаров и услуг заменителей

  3. Способности поставщиков торговаться

  4. Способности покупателей торговаться

  5. Соперничеству уже имеющихся конкурентов

Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциальные товары. Первые отражают способность фирмы выпускать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурентов. Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара и новых потребительских свойств. Фирмы добиваются конкурентного преимущества путем нововведений. Портер к наиболее типичным причинам относит следующие:

  1. новые технологии;

  2. новые или изменившиеся запросы покупателей;

  3. появление нового сегмента отрасли;

  4. изменение стоимости производства;

  5. изменение правительственного регулирования.

Факторы, определяющие способность компании удерживать преимущество:

  1. источник преимущества, который может быть либо низкого, либо высокого ранга ( низкого - дешевая рабочая сила или сырье; высокого – запатентованная технология дифференциации товаров и услуг, репутация фирмы, глубокий маркетинг) Преимущества высокого ранга можно долго удерживать

  2. количество имеющихся у компании реальных конкурентных преимуществ

  3. постоянная модернизация производства

формы международной конкуренции в разных отраслях значительно различаются, и прежде всего в зависимости от масштабов отрасли. Например если компания осуществляет незначительные международные торговые операции, то речь о национальных преимуществах не идет, глобальные же отрасли, такие, как компьютерная техника требуют глобальной стратегий от компании, которые основаны на двух принципиальных позициях:

  1. фирма может добиться глобальных преимуществ, выгодно размещая разные виды деятельности в разных странах, чтобы наилучшим образом обслуживать мировой рынок

  2. фирма должна быть способной координировать деятельность разбросанных по всему миру филиалов.

Компания добивается успехов тогда, когда в стране ее нахождения созданы благоприятные условия для ее развития.

Под конкуренцией Портер подразумевает не равновесие, а постоянные перемены. Важную роль в стимулировании совершенствования и обновления играет страна базирования. В теории Портера выделяются четыре свойства страны, которые формируют среду конкуренций местных фирм, влияющую на международный успех. Портер называет их детерминантами конкурентной страны и вводит понятие национальный ромб, который заключен в четырех атрибутах, каждый из которых в отдельности и все вместе создает основу конкурентных преимуществ страны, т.е. то пространство, которое государство создает и поддерживает для своих отраслей. По мнению Портера вершинами являются следующие атрибуты:

Для успешного развития любой из отраслей необходимо наличие всех условий. Портер развивает понятие жизненого цикла в стране. Фактически характер конкурентноспособности определяется той стадий жизненного цикла, на которой находится страна. Стадии жизенного цикла:

  1. стадия факторов производства. Страны, находящиеся в этой стадии конкурируют в факторах производства, таких, как стоимость рабочей силы, плодородность земли.

  2. Стадия инвестиций. Конкурентное преимущество базируется на готовности и способности к активному инвестриованию в современное эффективное оборудование и лучшую технологию, которое можно приобрести на мировом рынке; на покупкку лицензий.

  3. Стадия нововведений. На этой стадии возрастает разнообразие потребительского спроса в связи с ростом личных доходов, повышением уровня образования и стремлением к комфорту, а также благодаря стимулирующей роли конкуренции.

  4. Стадия богатства. В данном случае движущей силой экономики является уже достигнутое изобилие.

Рекомендации для стран, находящихся на различных странах:

  1. Создание и поддержание общеполитической и макроэкономической стабильности и достижение верховенства закона (исполения закона), достижение высокого уровня физической инфраструктуры и общего образования, открытия рынков, создания условий для заимствования технологий мирового класса и привлеченим прямых иностранных инвестиций.

  2. Для экономики, которая находится в стадии инвестиций: инвестирование в разработки, создание возможностей для опережения зарубежных технологий.

  3. Для экономики, которая находится на стадии нововведений: создание условий для уникальных стратегий и лучших в мире нововведений.

Другие подходы к проблеме международной конкурентоспособности.

В конце 80 начале 90 годов был создан ряд национальных и наднациональных органов по решению проблемы международной конкурентоспособности стран. Совет по политике конкурентоспособности США; Консультативная группа по конкурентоспособности при европейской комиссии. Сначала 90-х годов проводится сопоставление конкурентоспособности стран, в частности международным институтом менеджмента, Всемирным экономическим форумом. Эти организации сопоставляют страны по 194 показателям ВЭФ и по 314 показателям международным институтом менеджмента (анализируются как статистичесекие, так и анкетные данные) Факторы распределены по 12 группам:

  1. Характеристики фирм

  2. Базовые индикаторы страны

  3. Индикаторы государственной и фискальной политики

  4. Инфраструктура страны

  5. Человеческий потенциал

  6. Финансы

  7. Открытость для международной торговли и движения капитала

  8. Внутренняя конкуренция

  9. Политика по охране окружающей среды

Инструментом и конечным итогом являются страновые рейтоинги по конкурентоспособности. Для каждой страны составляется национальный баланс конкурентоспособности, в левой части которого представлены показатели, являющиеся для данной страны, с точки зрения разработчиков конкурентными преимуществами, а в правой части показатели – слабости.

Скачать и посмотреть рейтинг стран по конкурентоспособности. (на сайте экономического фактора)