Государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными структурами и общественными организациями и направленных на эффективное функционирование национальной экономики, стабилизацию экономического и социального развития, согласование интересов общества и отдельных слоев населения в достижении стратегических целей развития национальной экономики. Объектами государственного регулирования экономики являются основные сферы, отрасли, регионы и условия социально-экономического развития страны. Государственнный сектор является и объектом и инструментом государственного регулирования. К традиционным объектам государственной собственности относится национальное достояние, которое не является предметом купли-продажи и получением прибыли. Это земли, парки, воды, леса. В государстенном ведении часто находятся отрасли инфраструктуры, такие, как транспорт, связь, энергетика, институты кредитно-денежной сферы, часть промышленность, а также отдельные предприятия. Государственное участие осуществляется также через смешанные корпорации и другие формы мешанного управления. В Швеции в собственности государства находится не более 5%, но государство регулирует до 80% дохода. В европейских странах от 8 до 11%. Многие экономисты связывают усиление роли возрастания государства с ростом ВВП. На самом деле 2-3% от ВВП. Государственное регулирование направлено на макроэкономическую стабилизацию в обществе. Субъектами государственного регулирование экономики являются носители, выразители и исполнители экономических интересов. К ним относятся юридические лица и физические лица, а также образуемые ими союзы, объединения, т.е. в сферу государственного регулирования попадает все экономически активное население старны. Государство выступает как инициатором, так и основным исполнителем.
Глобальная цель – высокий уровень общественного благосостояния.
Генеральные цели:
экономический рост;
политическая и социальная стабильность в обществе;
макроэкономическая сбалансированность;
внешняя и внутренняя безопасность;
социальная ориентированность экономики.
Стратегические цели:
темпы экономического развития;
уровень занятости населения;
стабильность цен и устойчивость национальной валюты;
социальная обеспеченность и поддержка недостаточно защищенных групп населения.
Цели государственного регулирования определяют конктретность, когда четко выстраиваются во времени и пространстве и соизмеряются с доступными средствами (ресурсами). В обеспечении взаимоувязки целей и заключатся искуство правительства.
Основные приоритеты государственного регулирования экономики России:
восстановление благосостояния
предотвращение дальньнешего спада производства
стимулирование роста производства и роста деловой активности в стране
стимулирование внутреннего спроса на отечественные товары и услуги
стимулирование накоплений и повышение инвестиционного потенциала экономики.
Методы государственного регулирования экономики
классификация:
по степени непосредственного воздействия:
Прямые и косвенные. Прямые оказывают непосредственное влияние: государственное субсидирование, государственное предпринимательство и система государственного управления экономикой. Косвенные методы – при их испольлзовании государство создает предпосылки к тому, чтобы предприятия при самостоятельном выборе тяготели к тем вариантам, которые соответствуют цели государственной экономической политике (налоги, штрафы, преференции, квоты, таможенные пошлины, информация). Преимущество косвенных методов воздействия в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, но недостаток в том, что существует определенный временной лаг между моментом принятия мер, и реальными изменениями в хозяйственной жизни. Косвенные налоги имеют различную степень влияния. Налоги и пошлины – достаточно активно, а предоставление информации оказывает несущественное влияние.
По организационно-институциональному влиянию различают административные и экономические. Административные базируются на силе государственной власти и имеют цель создать условия, наиболее благоприятные для частного сектора, используются крайне редко в развитых странах. Степень их применения различна в различных сферах национального хозяйства, наиболее активно они используются в сфере охраны окружающей среды, в области поддержки отдельных слоев населения путем создания минимальных условий, осуществляются путем запрета, принуждения, разрешения. Экономические методы, которые связаны с созданием дополнительного материального стимула или финансового решения.
Финансовая политика
Финансовая политика – это многоплановое понятие, с одной стороны его рассматривают, как совокупность мер прямого воздействия , с другой стороны, как совокупность финансовых мер, состовляющих часть …………………..
Средства денежно-кредитной политики денежно-кредитная политика относится к методам косвенного воздействия, она реализуется ЦБ, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной властей.
Прогнозирование, планирование и програмирование экономики.
Составление прогнозов, индикативных планов и программ имеет рекомендательный характер для частного сектора и ориентировано на обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач.
Воздействие государственного сектора экономики, который является самостоятельным комплексным инструментом.
- Мировое хозяйство.
- Глобализация и глобальные проблемы мирового хозяйства
- Характеристика процесса глобализации по абсолютным и относительным факторам. Последствия глобализации.
- Объективные условия, особенности и проблемы развития мирового хозяйства на современном этапе.
- Государственное регулирование экономики.
- Международная конкуренция
- Международная торговля
- Теории международной торговли: меркантилистов, а. Смита, д. Рикардо.
- Современные учения о внешней торговле.
- Рынок товаров химической промышленности.
- Международное движение капитала