logo
ПОЧТИ ВСЕ билеты в кратком изложении

7 Современные альтернативные теории внешней торговли

«Альтернативные» теории международной торговли

Концепция «технологического разрыва» Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные преимущества над другими, вследствие монополии на рынке данного товара, и обеспечивает удовлетворение как внутреннего потребления, так и внешнего спроса. Появление нового продукта в той или иной стране объясняется различиями в научно-техническом потенциале, уровне квалификации рабочей силы в степени восприятия достижений научно-технического прогресса.

Движение на рынке нового продукта проходит несколько фаз: появление, рост спроса, его насыщение, спад.

Эффект масштабности производства

Страна с большим внутренним рынком будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве. Международная торговля позволяет расширять рынок сбыта, формировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. Страна с небольшим внутренним рынком производства будет концентрироваться на выпуске продукции, не требующей особых преимуществ в масштабе, т.е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены.

Теория «внешнеторгового мультипликатора»

эффект, оказываемый внешней торговлей на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне

определенными количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен в виде, определенного коэффициента – мультипликатора.

Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. Затем придут в движение вторичные потребительские расходы. Но не всегда наращивание экспорта приводит к благоприятному результату, расширение экспорта сырья для стран, экономический рост которых связан в основном с этим ресурсом, может привести к ухудшению условий торговли и снижению благосостояния нации. Быстрое наращивание экспорта сырья приводит к такому падению мировых цен на этот продукт, которое перекрывает положительный эффект от экономического роста.