logo
ПОЧТИ ВСЕ билеты в кратком изложении

16 Мировой рынок услуг и его особенности

Межд. рынок услуг. К МРУ относятся транспортные услуги, туризм и пр. деловые услуги(соц. культурн. отрасли: наука, рекреационные). На МРУ преобладают развитые страны(70% мирового экспорта услуг). Доля в мир. экспорте МРУ стран с перех. эк-кой более 4%. На долю РФ падает 1%. Интенсивно развивается рынок связей(почтовая-играет подчинит. роль; электрическая-эл. почта, прием знаков, символов, телеграф, радиовещание) и информ. систем. Направлением развития в эл. связи явл. Интернет. Использование инф. систем позволяет компаниям увеличить эффект своей работы за счет быстрой систематизации и обработки данных со всего мира. В результате применения таких видов связи снижаются затраты.

Причины, стимулирующих быстрое возрастание мирового рынка услуг, :

- зрелая экономика и высокий уровень жизни повышают спрос на услуги; . развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения; . новые формы связи, в том числе спутники, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей; . ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, что ведет к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

Особенности международной торговли услугами.

1. услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.

2. эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).

3. сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им.

4. не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).