6.2. Основные типы идеологий
Можно выделить несколько основных типов политической идеологии.
Либерализм. Либерализм (от лат. liberalis – свободный) сформировался как политическая идеология класса буржуазии в XVII в. Он выступает за господство частной собственности, экономической конкуренции. Основу либеральной идеологии составляют положения о священном характере естественных прав и свобод личности (право на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритете над интересами государства и общества. Государство создается на основе общественного договора, главной целью которого является реализация и защита естественных прав человека. Из договорного характера отношений между государством и личностью, вытекает представление о роли государства как «ночного сторожа». К основным требованиям либерализма также относятся: развитое гражданское общество, парламентаризм, политический плюрализм, толерантность, свободная самоценность личности по отношению к общественным институтам и др.
В первой половине ХХ в. либеральные методы управления оказались недостаточными для решения проблем, стоящих перед обществом. На смену либерализму пришел неолиберализм, который предполагает вмешательство государства в регуляцию экономической и социальной жизни общества. Обосновывается идея консенсуса управляющих и управляемых, важность участия масс в политическом процессе, необходимость перераспределения материальных благ через систему налогов и пр.
Среди современных политических партий, на наш взгляд, либеральной идеологии придерживаются партии «Яблоко» и до своего распада «Союз правых сил» (СПС), в настоящее время «Правое дело». СПС выделял в качестве главного идеологического требования экономическую свободу и конкуренцию. «Яблоко» придерживается социал-либеральных взглядов.
Классический консерватизм – идейно-политическое течение, которое ориентировано на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни (монархия, семья, нация, религия). Основными ценностями консерватизма являются порядок, стабильность и традиционализм. Он придерживается следующих принципов:
- общество и государство – результат естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как принято считать в либерализме;
- приоритетная ориентация – сильное государство, четкая политическая стратификация: властью обладает элита, а свобода – есть подчинение власти и лояльность к ней;
- скептическое отношение к разного рода нововведениям, предпочтение существующих порядков;
- неверие в возможность достижения социального равенства людей;
- придание частной собственности роли единственного гаранта личной свободы человека, основы его политических прав.
Во второй половине ХХ в. в изменившихся социально-экономических условиях консерватизм отказался от ряда принципиальных положений и выдвинул новые идеи. Неоконсерватизм эволюционировал в сторону приоритета прав и свобод отдельной личности при ограничении экономических и социальных функций государства за счет приватизации государственной собственности и сокращения социальных программ. Таким образом, неоконсерватизм превратился в идеологию широких слоев среднего класса западного общества и сблизился с неолиберализмом.
Во второй половине 1990-х гг. в России существовала партия «Наш дом Россия» (одним из лидеров был В. С. Черномырдин), которая называла себя партией просвещенного консерватизма.
Социалистические доктрины. Социализм берет свое начало в работах классиков утопического социализма Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, Ш. Фурье, А. Сен-Симона. В середине XIX в. в данном направлении выделились два течения: коммунизм и социал-демократия. Несмотря на различия, их связывают общие идеи: равенство и братство всех людей; социальная справедливость и др.
Идеологической основой современной социал-демократии является доктрина демократического социализма. Ее основные ценности: свободное общество, социальное равенство, социальная справедливость и солидарность, свободное развитие человека. Основной путь достижения заявленных целей: постепенная эволюция общества с помощью реформ, классового сотрудничества в рамках демократического социального рыночного хозяйства и самоуправления. Наибольшим влиянием социал-демократические партии пользуются в странах Европы (Испания, Италия, Германия, Франция, Швеция, Великобритания, Португалия), а также в Японии.
В политической истории России данной идеологической концепции придерживались меньшевики (Г. В. Плеханов, Ю. О. Мартов). Из современных партий можно назвать КПРФ. В данном случае название коммунистическая не отражает реальной идеологической доктрины партии, которая не призывает к уничтожению частной собственности, всеобщему социальному равенству и уменьшению функций государства в обществе вплоть до его полного исчезновения.
Коммунизм (от лат. сommunis – общий, всеобщий) – политическая идеология, которая основывается на следующих принципах: господство общественной собственности; бесклассовое общество; полное социальное равенство людей. Основоположниками коммунистической доктрины являются К. Маркс и Ф. Энгельс.
На практике осуществление основных принципов «классического коммунизма» (марксизма) было связано с деятельностью двух лидеров советского общества – В. И. Лениным и И. В. Сталиным – и Коммунистической партии. Переход к коммунистической общественной формации включал в себя: классовую борьбу, высшей формой которой являлась социалистическая революция, т.е. отрицание реформистского пути развития; уничтожение буржуазной демократии и замену ее институтов системой диктатуры пролетариата; отсутствие идеологического плюрализма и утверждение единственной идеологии: марксизма – ленинизма; монополизм коммунистической партии; тотальное огосударствление и централизованное планирование.
В современной партийной системе России, на наш взгляд, отсутствует партия с явно выраженной коммунистической идеологией. В недавнем прошлом к такой партии можно было отнести «Трудовую партию России» (лидер — В. Анпилов).
В концепции коммунизма, как и в рассмотренных выше других идейно-политических течениях, в современных условиях происходят изменения в сторону реформизма, идейного и политического плюрализма, ограничения насильственных средств борьбы. Это сближает социал-демократическую и коммунистическую идеологию.
Анархизм. Главная идея анархизма – это идея безначалия, отсутствие доминирующего источника власти, устройство общества без государства. Как политическое течение сложилось в 40–70-х гг. XIX в. в Западной Европе.
Существуют две разновидности анархизма: индивидуалистическая и коллективистская. Представителями первого течения были М. Штирнер, П.-Ж. Прудон. Основополагающим принципом индивидуалистического анархизма является идея абсолютной свободы человека, которая не должна ничем ограничиваться. В отличие от консерваторов, сторонников сильного государства, анархизм исповедует антиэтатизм (государство как нравственное и социальное зло). Любые формы государственной власти должна заменить свободная, добровольная ассоциация граждан.
В конце 60-х г. XIX в. идеи индивидуалистского анархизма вытесняются учением коллективистского анархизма. Ведущими теоретиками этого направления в России являлись М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Оба они видели главное зло общества в частной собственности и государстве, считали их орудием насилия и призывали к революционному уничтожению этих институтов. Идеал негосударственного устройства М. А. Бакунин видел в «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, а П. А. Кропоткин – в федерации свободных коммун, основывающихся на коммунистических принципах производства и распределения. Таким образом, коллективистский анархизм имеет общие корни с социал-демократией и коммунизмом, с которым его связывают идеи безтоварного производства, безденежного распределения продуктов, уничтожение частной собственности.
П. Кропоткин являлся основателем течения анархо-коммунизма. Стачка и индивидуальный террор рассматривались как универсальное средство борьбы за лучшее будущее.
Первая организация анархистов В России возникла в г. Белостоке в 1903 г. В годы революции 1905–1907 гг. ряды анархистов выросли. Октябрьская революция была воспринята большинством анархистов негативно как «восстановление государственного гнета». В 1919 г. они создали «Всероссийскую организацию анархистов подполья». Самым значительным политическим выступлением, в котором анархисты принимали активное участие, было крестьянское повстанческое движение на Украине (1918–1921) во главе с Н. И. Махно. В современной политической системе России анархисты в явном виде не представлены.
Фашизм. Название этого политического течения происходит от итальянского слова «фашио» – пучок, связка, объединение. Первые фашистские организации и партии возникли в Италии и Германии в 20–30-е гг. XX в. Позднее фашистские движения появились во многих странах мира. Родоначальником фашистской идеологии принято считать Б. Муссолини (Италия).
Выделить основные черты фашизма как общего направления достаточно сложно, поскольку можно говорить о нескольких течениях внутри единого образования. Так, немецкий фашизм тяготел к национализму, итальянский же фашизм национализмом не отличался, а представлял собой крайнюю форму этатизма (подчеркивание особой значимости государства в жизни общества). Вместе с тем можно выделить общие черты: антидемократизм, антилиберализм, антикоммунизм, тоталитаризм, милитаризация всех сфер общественной жизни.
Россия (СССР) боролась с фашизмом и победила фашистскую Германию в Великой Отечественной войне. Когда сегодня говорят о фашистской составляющей современных молодежных движений (скинхеды, нацболы), неверно трактуют термин «фашизм» как сами участники этих движений, так и СМИ. В действительности следует говорить о национализме, а не фашизме, и не отождествлять эти понятия.
Таковы основные идеологии современного мира, которые имеют место и в России. В современной политической системе России основой идеологической политики является Конституция РФ. В ст. 13 зафиксировано, что «в РФ признается идеологическое многообразие» (п.1), «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 2). В российском обществе сосуществуют разнообразные идеологии. Они являются теоретической и практической базой для создания различных политических партий, для многообразного проявления политической жизни общества.
- Социально-политическая история россии XX–XXI вв.
- Введение
- 1. Предмет социально-политической истории России
- 2. Эволюция политического режима России в XX–XXI вв. План семинара
- 2.1. Понятие политического режима и типология политических режимов
- 2.2. Основные черты авторитарного режима, авторитарный режим в России до 1917 г.
- 2.3. Основные черты демократического режима, недолгий опыт демократии в России с февраля по октябрь 1917 г.
- 2.4. Советская Россия и ссср: формирование основных черт тоталитарного режима
- 2.5. Характеристика посттоталитарного политического режима
- 2.5.2. Политический режим в ссср 1965 – 1985 гг.
- 2.5.3. Политический режим периода перестройки в ссср 1985 – 1991 гг.
- 3. Характеристика российского государства
- План семинара
- 3.1. Понятие «государство»
- 3.3. Формы государственного правления
- 3.4. Формы государственного устройства
- 4. Характеристика социально-классовой структуры российского общества План семинара
- 4.1. Понятие социально-классовой структуры
- 4.3. Социально-классовая структура Советского общества с 1917 по 1991 г.
- 4.4. Социально-классовая структура российского общества конца хх – начала XXI вв.
- 5. Революции и реформы в истории России
- План семинара
- 5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия
- II Всероссийский съезд Советов
- 5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. И их характеристика
- 5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России
- 6. Идеологии и партии в социально-политической истории России XX–XXI вв.
- 6.1. Идеология: понятие, структура, функции
- 6.2. Основные типы идеологий
- 6.3. Партия как политический институт. История становления партийной системы в России
- 7. Национальные отношения и национальная политика России хх–ххi вв. План семинара
- 7.1. Национальные отношения и национальная политика
- 7.2. Национально-государственное строительство в России: от империи к федерации
- 7.3. Этнополитические процессы в современной России
- 8. Внешняя политика России (хх-ххi вв.) План семинара
- 8.1. Национальные интересы и внешняя политика
- Темы рефератов
- Оглавление
- Социально-политическая история России XX–XXI вв.
- 125047 Москва, Миусская пл., 9.