logo
УЧЕБНИК

2.5.2. Политический режим в ссср 1965 – 1985 гг.

Методы осуществления власти продолжают сохранять все специфические черты посттоталитарного режима. В этот период, названный впоследствии «застойным», произошли тем не менее фундаментальные изменения во всех сферах жизни общества, в результате которых стала возможна перестройка.

Первое. По-прежнему функционирует однопартийная система; исключительное положение единственной партии (КПСС) теперь законодательно закреплено. Статья 6 новой Конституции СССР, принятой в 1977 г., провозгласила КПСС «руководящей и направляющей силой советского общества».

Органы партийной власти: райкомы, горкомы, обкомы, ЦК Компартий союзных республик, Политбюро ЦК КПСС – практически подменяют органы государственной власти – Советы различных уровней. Формально главой государства считался Председатель Президиума Верховного Совета СССР (высшего законодательного органа власти), но фактическое руководство осуществлял лидер партии – Генеральный секретарь ЦК КПСС:

Второе. На этом этапе идеологическая монолитность советского общества оказалась нарушенной, этому способствовал ряд факторов:

- частичная десталинизация и критика культа личности в предшествующий период поставила под сомнение не только деятельность И. Сталина, но бросила тень на всю советскую систему;

- имел место разрыв между официальной коммунистической идеологией и повседневной действительностью с нараставшим дефицитом потребительских товаров и услуг, из-за чего реальное повышение уровня жизни населения не всегда ощущалось им психологически;

- нараставшее разочарование в прежних идеалах и ценностях, вызванное дискредитацией «светлого будущего» — коммунизма, не наступившего в назначенные сроки.

В обществе появляются отдельные люди и даже группы, способные критически осмысливать социалистическую реальность вокруг них. Этому способствовало некоторое ослабление внешней изоляции, модернизация социальной структуры в целом, увеличение групп гуманитарной и научно-технической интеллигенции и высококвалифицированных рабочих. Идеологическую позицию «среднего класса» позднего советского общества можно выразить так: внешняя лояльность и внутреннее отчуждение. Идет формирование альтернативных форм культурной и социальной организации советского общества; к середине 1980-х годов возникает сеть субкультур в пространстве официальной культуры.

Появление диссидентского движения свидетельствовало об идеологической дифференциации общества. Диссиденты, используя лозунги защиты прав человека, бросили вызов официальной идеологии и политической системе. Их было мало, деятельность их была сосредоточена в Москве, Ленинграде, Прибалтике, частично на западе Украины и в Киеве, однако она имела резонанс среди тех, кто официально сохранял лояльность режиму.

В 1970-х – 1980-х гг. в СССР появляются неофициальные идеологические течения, такие как «неосталинский марксизм», «неосталинский национализм», «неославянофильство», «либерально-демократическая идеология» и др. Это создавало условия для формирования в дальнейшем идеологического плюрализма, ставшего реальностью после 1991 г.

Третье. Происходит возрастание роли интеллигенции в позднем советском обществе. В 1970-х – 1980-х гг. интеллигенция стала массовой социальной группой, в среде которой возрождались традиции дореволюционной политической культуры. Ведущие «толстые» литературные журналы сохраняли свои относительно самостоятельные линии, зародившиеся еще во время хрущевской оттепели. Так, «западническая» традиция «Нового мира» противостояла «почвенничеству» «Нашего современника» и «Молодой гвардии». Это противостояние прослеживается и в позициях тех, кто открыто выступил против системы: А. Д. Сахаров — типичный «западник», А. И. Солженицын — «почвенник» и традиционалист.

Возрождение особенностей национальной политической культуры оказало значительное влияние на ход событий перестройки и последующего за ней периода.